Исследовательская работа школьника как учебный текст на уроке истории

Разделы: История и обществознание


Организация исследовательской деятельности старшеклассников в Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова рассматривается как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении.

Ежегодно гимназисты выполняют работы по истории, краеведению, обществознанию. Многие работы носят интегративный характер. Уровни представления исследовательских проектов различны: выступление на уроках, школьных конференциях, региональных и всероссийских конкурсах. Работы гимназистов опубликованы в трех выпусках: “Вестника Королевской гимназической академии наук”. – Киров: 2000–2004, а также в четырех сборниках работ победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия XX век” (сеть европейских исторических конкурсов “Eustory”). – М.: Звенья, 2000–2004 г.

Методическая цель представленного на фестиваль материала заключается в рассмотрении вопроса об использовании исследовательской работы школьника как учебного текста при изучении программного материала.

Тема урока: “Коллективизация сельского хозяйства”.

Тема исследовательская работы: “Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов” (С. Богатырев, 10 класс).

Комментарий к исследовательской работе старшеклассника

  1. В работе выявлена проблема и указаны причины, побудившие автора взяться за столь необычную тему.
  2. Автором проанализировано 1409 названий колхозов в момент их создания в 1929–1930 годах (материал взят из Государственного архива Кировской области).
  3. Дана классификация названий и комментарий к ним, который помогает раскрыть тему исследования:
    • выявлены названия колхозов в честь исторических лиц: им. Ленина, Сталина, Калинина, Кирова, Маркса, Энгельса, Тельмана, Дмитрова и других.
    • названия в честь знаменательных дат и событий: им. Октябрьской революции, 1 мая, XVII партсъезда и т.д.
    • названия, отражающие мечту о радостном, красивом труде и счастливой жизни. (со словами “красный”, “новый”, “первый”, “заря”, “путь к социализму” и другие. Так со словом “красный” было 13 % т общего числа рассмотренных названий.
    • выделена группа названий с разными смысловыми оттенками: “Бедняк”, “Агитатор”, “Ударник”, “Прожектор” и другие.
  4. В работе исследуется вопрос, кто и как давал названия колхозам, в связи с чем они изменялись.
  5. На основе устных источников, собранных автором, раскрывается суровая, подчас жестокая реальность колхозной жизни, которая так контрастирует с идеологическими мифами о всеобщем благе колхозной жизни. Эта мифология ярко прослеживается в названиях колхозов.
  6. Заканчивается работа выводом: названия колхозов способны много рассказать об эпохе, о конкретном отрезке времени в истории родного края и всей страны.
  7. Данное исследование интересно как по-своему содержанию, так и по методологии. Работа выполнена в соответствии с алгоритмом любого научного исследования: выявлена проблема, определены цели и задачи, проведен анализ источников, сделана классификация, приведены доказательства, определившие выводы.

Работа ученика “Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов” может быть использоваться как учебный текст, так как позволяет:

  • углубить знания учащихся по данной теме, а главное почувствовать эпоху;
  • ознакомить с разными точками зрения, существующими в исторической науке на одни и те же события прошлого;
  • выработать свою точку зрения по данному вопросу;
  • отработать навыки самостоятельной работы с источниками информации;
  • получить методологические знания, которые носят универсальный характер.

Формы работы с данным учебным текстом могут быть самыми разнообразными: использование в качестве дополнительного или раздаточного материала, а также для групповой работы. В данном случае класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы или учителя.

Возможные вопросы для групповой работы.

I группа. Как в названиях колхозов отражались изменения общественно-политической ситуации в стране (показать на примерах из текста).

II группа. Как отражалась политика насильственной коллективизации в названиях колхозов (показать на примерах из текста).

III группа. Как с помощью названий колхозов власти “подогревали” энтузиазм крестьянства, как проявлялось “мифотворчество?” (показать на примерах из текста).

IV группа. Насколько эффективной, на ваш взгляд, была колхозная система (на основании материалов работы).

Можно предложить группам дополнительные вопросы методологического характера – для отработки навыков учебного исследования.

Оцените:

  • актуальность темы, корректность формулировки, соответствие текста объявленной теме;
  • оригинальность и ценность собранного документального материала;
  • исследовательское мастерство, т.е. умение непротиворечиво, использовать собранный материал, делать аргументные выводы;
  • умение автора поставить собранный материал в общеисторический контекст;
  • логику и стиль изложения, структуру работы;
  • оформление работы (наличие библиографии, сносок, справочного материала, приложений).

Текст исследовательской работы С. Богатырева “Мифы и реальность эпохи в названиях колхозов” дается в Приложении.