М.М. Пришвин "Старый гриб". Урок чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Развивать память, логическое мышление.
  • Работать над выразительным чтением.
  • Учить работать самостоятельно с текстом.
  • Воспитывать чувство доброты, уважения к людям, бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок чтения?

(Ответы детей.)

С вашей помощью постараемся его таким сделать. Сегодня необычный урок “Учёный совет”.

– Как вы думаете, что такое “Учёный совет”.

Ребята, где надо анализировать, мыслить, высказывать своё мнение.

– На нашем совете присутствуют: музыкальные редакторы, художники, критики, специалисты . А в гости к нам пришли литературные человечки и принесли задание. Они хотят проверить вашу память и ваше выразительное чтение.

У ребят на столах карточки с отрывками из пройденных стихов. Учитель читает начало, а ребята продолжают.

Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке,
Ветками шепча.

Ребята:

Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег
Радовался деревцу
Каждый человек.

(Количество стихов определяет учитель.)

2. О каком писателе мы будем говорить?

На доске слова М.Горького: “Никто так не умеет соединить любовь к планете Земля и знание о ней”.

К.Паустовский: “Слова у Пришвина цветут, они то шелестят как листья, то пересвистываются как птицы”.

На доске появляется запись М.М. Пришвин.

“Нет границы между живым и неживым, земля, небо, человек, зверь – единое целое. Нет границы между вымыслом и реальностью”.

3. Какие произведения М.М. Пришвина вы читали?

Ребята: “Кащеева цепь”, “Берестяная трубочка”, “Дорога к другу”, “Золотой луг”, “Кладовая солнца”, “Лесная капель”.

– Сегодня на обсуждение ученого совета произведение “Старый гриб”. Вы познакомились с ним дома. Что можете сказать о произведении, поделитесь своими мыслями, чувствами. Волновались за кого-то? Почему? Что произвело на вас впечатление?

4. Работа по рядам.

1 ряд – музыкальные редакторы.

Задание. К какому отрывку из произведения вам хотелось бы написать музыку?

2 ряд – художники.

Задание. К какому отрывку из произведения вам хотелось бы сделать иллюстрацию?

3 ряд – критики, специалисты.

Задание. К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? И почему?

Ребята: Художественный рассказ – описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.

5. Чтение произведения.

– Хочется ли вам еще раз перечитать данный рассказ?

– Уверена, вы откроете для себя что-то новое, то что не увидели.

Чтение рассказа учителем.

6. Выборочное чтение (работа в парах).

– От чьего имени написано произведение?

– Кто главный герой? (Автор).

– В каких отрывках мы видим, что автор очень хорошо понимает природу, что она ему близка. (Разговор птичек, приметы, грибы).

– Какие знания дает нам автор.

– Как относится к птичкам, к грибам.

Ответы подтверждаются чтением.

– Найдите описание старого гриба.

– Какая от него польза?

– Как автор относится к грибу? (С уважением).

– Кого подразумевает автор под старым грибом? (Старых людей).

– Думая о себе, о своем благополучии, старайся думать и понимать от кого ты пошел, кто тебе это дал, кому ты обязан своей жизнью и всем, что имеешь.

– Почему такое заглавие?

– Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным?

7. Дифференцированная работа.

У сильных учащихся красные бумажные квадратики.

Задание. Найти в рассказе сравнения.

У слабых учащихся зеленые бумажные квадратики.

Задание. Найти в рассказе прилагательные.

8. “Ученый совет” подведет итог.

1 ряд-музыкальные редакторы.

На карточках задание: “К какому отрывку из произведения можно отнести данный музыкальный фрагмент”. (Звучит музыка из произведений Чайковского).

2 ряд – художники.

“Рисуют настроение. Им помогают “литературные человечки””.

3 ряд – критики, специалисты.

“Что хотел сказать вам автор? Как бы вы поступили?”.

9. На доске пословицы.

  • “ Жизнь дана на добрые дела”.
  • “Без старых не проживешь”.
  • “Бережливость дороже богатства”.
  • “Учись доброму – худое на ум не пойдет”.

– Какие пословицы вы бы взяли эпиграфом к произведению?

10. Оценки. Д/з (по выбору).

  • написать отзыв.
  • выразительное чтение отрывка.
  • рисунок.