Цели урока.
- Продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
- Совершенствовать навык чтения.
- Развивать память, логическое мышление.
- Работать над выразительным чтением.
- Учить работать самостоятельно с текстом.
- Воспитывать чувство доброты, уважения к людям, бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Оргмомент.
Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок чтения?
(Ответы детей.)
С вашей помощью постараемся его таким сделать. Сегодня необычный урок “Учёный совет”.
– Как вы думаете, что такое “Учёный совет”.
Ребята, где надо анализировать, мыслить, высказывать своё мнение.
– На нашем совете присутствуют: музыкальные редакторы, художники, критики, специалисты . А в гости к нам пришли литературные человечки и принесли задание. Они хотят проверить вашу память и ваше выразительное чтение.
У ребят на столах карточки с отрывками из пройденных стихов. Учитель читает начало, а ребята продолжают.
Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке,
Ветками шепча.
Ребята:
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег
Радовался деревцу
Каждый человек.
(Количество стихов определяет учитель.)
2. О каком писателе мы будем говорить?
На доске слова М.Горького: “Никто так не умеет соединить любовь к планете Земля и знание о ней”.
К.Паустовский: “Слова у Пришвина цветут, они то шелестят как листья, то пересвистываются как птицы”.
На доске появляется запись М.М. Пришвин.
“Нет границы между живым и неживым, земля, небо, человек, зверь – единое целое. Нет границы между вымыслом и реальностью”.
3. Какие произведения М.М. Пришвина вы читали?
Ребята: “Кащеева цепь”, “Берестяная трубочка”, “Дорога к другу”, “Золотой луг”, “Кладовая солнца”, “Лесная капель”.
– Сегодня на обсуждение ученого совета произведение “Старый гриб”. Вы познакомились с ним дома. Что можете сказать о произведении, поделитесь своими мыслями, чувствами. Волновались за кого-то? Почему? Что произвело на вас впечатление?
4. Работа по рядам.
1 ряд – музыкальные редакторы.
Задание. К какому отрывку из произведения вам хотелось бы написать музыку?
2 ряд – художники.
Задание. К какому отрывку из произведения вам хотелось бы сделать иллюстрацию?
3 ряд – критики, специалисты.
Задание. К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? И почему?
Ребята: Художественный рассказ – описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.
5. Чтение произведения.
– Хочется ли вам еще раз перечитать данный рассказ?
– Уверена, вы откроете для себя что-то новое, то что не увидели.
Чтение рассказа учителем.
6. Выборочное чтение (работа в парах).
– От чьего имени написано произведение?
– Кто главный герой? (Автор).
– В каких отрывках мы видим, что автор очень хорошо понимает природу, что она ему близка. (Разговор птичек, приметы, грибы).
– Какие знания дает нам автор.
– Как относится к птичкам, к грибам.
Ответы подтверждаются чтением.
– Найдите описание старого гриба.
– Какая от него польза?
– Как автор относится к грибу? (С уважением).
– Кого подразумевает автор под старым грибом? (Старых людей).
– Думая о себе, о своем благополучии, старайся думать и понимать от кого ты пошел, кто тебе это дал, кому ты обязан своей жизнью и всем, что имеешь.
– Почему такое заглавие?
– Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным?
7. Дифференцированная работа.
У сильных учащихся красные бумажные квадратики.
Задание. Найти в рассказе сравнения.
У слабых учащихся зеленые бумажные квадратики.
Задание. Найти в рассказе прилагательные.
8. “Ученый совет” подведет итог.
1 ряд-музыкальные редакторы.
На карточках задание: “К какому отрывку из произведения можно отнести данный музыкальный фрагмент”. (Звучит музыка из произведений Чайковского).
2 ряд – художники.
“Рисуют настроение. Им помогают “литературные человечки””.
3 ряд – критики, специалисты.
“Что хотел сказать вам автор? Как бы вы поступили?”.
9. На доске пословицы.
- “ Жизнь дана на добрые дела”.
- “Без старых не проживешь”.
- “Бережливость дороже богатства”.
- “Учись доброму – худое на ум не пойдет”.
– Какие пословицы вы бы взяли эпиграфом к произведению?
10. Оценки. Д/з (по выбору).
- написать отзыв.
- выразительное чтение отрывка.
- рисунок.