Разработка урока на тему: "Кавказская война"

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  • Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства.
  • Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения.
  • Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы.

План урока

  1. Погружение в тему.
  2. Причины Кавказской войны.
  3. Ход военных действий. Периодизация войны.
  4. Итоги войны.
  5. Заключение.

Основные понятия

  • Мюридизм, имам, имамат, газават, теократическое государство, наиб.

Материалы и оборудование

  • Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. – М., 1997.
  • Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817-1864), рисунки с изображением кавказских горцев, тексты по причинам Кавказской войны).
  • Рабочие тетради учащихся.
  • Зырянов П.Н. История России, XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.

Погружение в тему

Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море и сладкие фрукты. А какие ассоциации возникают у вас, ребята, со словом “Кавказ”?

Учащиеся, как правило, вспоминают о событиях в Чечне, Дагестане, Абхазии и Южной Осетии, о произведении Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” и одноименных фильмах.

Учитель. Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях, ведущихся на Кавказе. Проблемы, породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не сегодня. В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим причины, ход и последствия этой войны, получившей в исторической литературе название “Кавказской”, попытаемся выявить связи между сегодняшними событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности.

– Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ?

Учащиеся показывают на карте географическое расположение Северного Кавказа. Делается вывод о важном стратегическом положении этой территории, находящейся между Черным и Каспийским морями и разделяющей Россию и Закавказье.

Учитель: Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками, изображающими кавказских горцев). В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская империя. Попробуем рассмотреть причины этого столкновения.

Причины Кавказской войны

Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно сформулировать причины войны.

Текст

  1. Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г.
  2. В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи.
  3. В 1804-1813 гг. Россия вела войну с Персией, в 1806-1812 гг. – с Турцией. Обе войны закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России.
  4. Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России “счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа.
  5. Первый имам Дагестана Гази-Мухаммед: “Когда я возьму Москву, я пойду на Стамбул” (Имам – духовный вождь и правитель государства (имамата) в Дагестане и Чечне. Титул появился в связи с распространением на Северном Кавказе мюридизма – религиозного исламского течения, призывающего к священной войне против “неверных” (газавату)).
  6. Кубанский казак Пимен Пономаренко, участник Кавказской войны, о горцах: “Самый еройский нород. Та й то треба сказать – … свою ридну землю, свое ридно гниздечко обороняв. Як що по правде говорыты, то его тут правда була, а не наша”.
  7. А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы, смеют противиться власти государя”.
  8. М.М. Блиев, доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинского университета: “Основное занятие горцев – скотоводство. Причем есть постоянный риск потерять свой скот от бескормицы, болезней, набега. И если это случается – горец сам идет в набег. Так происходит своего рода перераспределение”.
  9. Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы, переправившись через Терек, ждали по два-три дня у дороги, хватали офицера или купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали большие деньги.
  10. Грузинский историк Гамрекели пришел к выводу, что экономический упадок Восточной Грузии в XVIII веке произошел под напором набегов со стороны северокавказских племен.

Формулируются (в случае необходимости – при помощи учителя) основные причины войны:

  • Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального объединения с Закавказьем.
  • Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и русские поселения на Северном Кавказе.
  • Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей горских народов.

Причины Кавказской войны записываются в тетрадь.

Ход военных действий. Периодизация войны

Учитель: Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды Кавказской войны.

Учащимся предлагается, прочитав текст учебника (П.Н. Зырянов. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – С. 65-66) и работая с картой “Кавказская война (1817–1864)”, заполнить таблицу в тетради:

Периоды Основные события
   

Учитель задает вопросы по таблице: Сколько периодов вы выделили? Какие это периоды? Охарактеризуйте первый период? Кто был главным начальником Кавказского края? Найдите на карте крепость Грозная. Что является кульминацией Кавказской войны? Чем объясняется успех горцев на втором этапе войны? Что такое “мюридизм”, “газават”? Что такое “теократическое государство”?

Далее следует выступление учащегося, посвященное некоторым интересным фактам из биографии Шамиля (опережающее задание):

“Шамиль с детства был слаб, худ, часто хворал. Назвали его по деду – Дли. По местному обычаю, чтобы “злые духи” не смогли найти малыша, родители дали ему новое имя – Шамиль. Мальчик постепенно поправился и вырос крепким и здоровым юношей. Летом и зимой он ходил босой с открытой грудью.

С детства Шамиль избегал общества сверстников: так легче было общаться с природой Дагестана. В горах он часто оставался на ночь один. Молчаливый, мечтательный, своенравный подросток вызывал часто неприязнь у молодых односельчан. С шести лет он начал изучать Коран, стремясь к физическому совершенству. Он научился бороться, бегать, прыгать, плавать лучше всех. Даже среди наездников Дагестана, чье мастерство в верховой езде весьма высоко, Шамиль стал одним из лучших. Его умение владеть шашкой и на всем скаку попадать в цель с первого выстрела поражало современников. Большое влияние на формирование мировоззрения Шамиля оказал его друг Гази – Мухаммед, возглавивший не первоначальном этапе борьбу горцев с русской армией.

В 1834 г. Шамиль был избран имамом. Прежде всего он занялся введением в горах мусульманского права. Он видел, что существующие обычаи не мешают распространению пьянства, грабежей, невежества, кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было, считал Шамиль только железной рукой. Он повелел карать смертью за обман, измену, грабеж, за несоблюдения религиозных обрядов, за неотчисление процента имущества в пользу бедных, ввел наказания за нарушение шариата (мусульманских законов), как музыка, танцы, курение трубки. Танцорам пачкали лицо сажей и возили их на ишаке, лицом к хвосту, по селению. Курильщику продевали сквозь ноздри бечевку и привязывали к ней трубку.

Шамиль был мудрым правителем, законодателем, полководцем” (Степанов Д. Имам Шамиль // Родина. – №3-4. – 1994. – С.41-45; Олейников Д. “Возьми, если можешь…” // Родина. – №3-4. – 1994. – С.26-29).

В ходе ответов на вопросы содержание таблицы корректируется на доске, принимая следующий вид:

Периоды Основные события
1817-1834 Борьба России с разрозненными племенами горцев; карательные экспедиции русских войск; основание крепостей
1834-1859 Борьба с имаматом Шамиля
1859-1864 Распад имамата; завершение присоединения Северного Кавказа к России

Итоги войны

Учитель: В течении почти полувековой войны на Кавказе Россия потеряла 77 тысяч человек. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. Стоила ли война этих жертв?

В ходе беседы формулируются основные результаты войны. Формулировки записываются в тетрадь:

  1. Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
  2. Ликвидация самоуправления у горских народов.
  3. Окончание междуусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства.
  4. Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного Кавказа.
  5. Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение территории России с находящимися под ее подданством Арменией, Азербайджаном и Грузией.

Вывод учителя: С точки зрения развития Российской государственности присоединение Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении горских народов к России.

Заключение

Учитель: Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти новой России. В результате мы имеем затянувшийся конфликт в Чечне и нестабильность на Северном Кавказе вообще. Как вы думаете, есть ли что-то общее между войной современной и Кавказской войной?

Обычно учащиеся называют распространение рабства на Северном Кавказе, похищение людей с целью выкупа, затяжной характер военных действий, ваххабизм (по аналогии с мюридизмом), внутренние противоречия в среде руководства сепаратистов.

Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что легче не восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость. Как вы думаете, правильно ли это?

Мнения разделяются, но большинство учащихся, как правило, не соглашаются с предложенным вариантом, указывая на несколько моментов:

  • Предоставление независимости Чечне создает прецедент и может привести к росту сепаратизма в других регионах.
  • Независимый Северный Кавказ – это “ворота” для проникновения в Россию оружия и наркотиков.
  • Северный Кавказ – стратегически важный регион, контроль над которым составляет сферу интересов России (нефтяные месторождения, контроль над торговыми потоками, безопасность южных границ).

Учитель: Ясно, что военные методы применительно к Северному Кавказу не дают ожидаемого результата. Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, “выигранная” в 1864 году и не приведшая к победе, реально может служить уроком для современных политиков.

Используемая литература

  1. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. – М.,1994.
  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России.XIX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  3. За стеной Кавказа. – М.: Молодая гвардия, 1989.
  4. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Наука, 1988.
  5. Керсновский А.А. История русской армии. Т.2. – М.: Голос,1993.
  6. Родина. – 1994. – № 3–4.