Цели:
1. Обобщить знания детей о жизни и творчестве
А.П.Гайдара.
2. Развивать познавательный и читательский
интерес; устную монологическую и диалогическую
речь; психические процессы ребёнка (внимание,
память).
3. Воспитывать культуру общения и такие черты
характера, как коллективизм, товарищество и
патриотизм.
Задачи:
1. Отрабатывать и совершенствовать навык чтения
произведений прозаического характера, умение
ориентироваться в прочитанных произведениях.
2. Развивать в детях умение высказывать своё
мнение, умение принимать мнения товарищей;
умение слушать друг друга.
Развивать в детях умение обобщать, сравнивать,
сопоставлять.
3. Воспитывать в детях взаимоуважение,
сопереживание за работу свою, товарища и класса в
целом; на примерах героев произведений прививать
добрые и светлые чувства.
Предварительная подготовка: За две недели до урока дети получили задание:
- найти материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара; найденный материал можно оформить в виде письменных сообщений, докладов, реферативных статей;
- прочитать произведения А.П.Гайдара;
- сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
- найти высказывания великих людей о творчестве писателя.
Оборудование и оформление:
1. Портрет А.П.Гайдара.
2. Выставка книг – произведений А.П.Гайдара.
3. Фонограмма с песней «Гайдар шагает впереди».
4. Высказывания известных людей о Гайдаре.
5. Вопросы викторины «Знаете ли Вы жизнь и
творчество А.П.Гайдара»?
6. Карточки для мини-сочинения «Я хотел(а) бы
дружить с …».
7. Карточки с буквами алфавита для домашнего
задания.
8. Иллюстрации к «Сказке о Мальчише-Кибальчише…».
9. Свеча.
ТСО: проигрыватель.
На партах у детей:
-- Произведения А.П.Гайдара.
-- Рабочие тетради с записями.
-- Доклады по теме – письменные сообщения.
-- Ручка.
Оформление доски к началу урока:
по центру доски:
ЯНВАРЬ
22
1.904 - 2.004
(всё остальное появится по ходу урока).
Тихо звучит фонограмма песни А.Пахмутовой и
Н.Добронравова «Гайдар шагает впереди».
Мы приветствуем друг друга, гостей и усаживаемся.
I. Психологической настрой на урок:
---- Как ваше настроение, дети?
---- С чем оно связано?
Дети говорят о своём настроении, о своих чувствах.
---- Посмотрите, пожалуйста, на доску, на эту запись:
ЯНВАРЬ
22
1.904 - 2.004
-- -- О чём вам говорит она?
Выслушиваем мнения детей.
… О ком мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети отвечают, а я вывешиваю портрет А.П.Гайдара и тему нашего урока.
II. Основная часть урока.
1. Выявление знаний о жизни и творчестве А.П.Гайдара…
Итак, тема нашего урока…
Дети зачитывают с доски.
«Обыкновенная биография в необыкновенное время…»
--Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время. А почему он так говорил, на этот вопрос вы ответите в конце урока.
---- Что вы знаете о жизни А.П.Гайдара?
Дети делятся друг с другом своими знаниями, добавляя ответы товарищей, пользуясь своими записями в тетрадях, в докладах и в первоисточниках. Итог всему сказанному ребятами о жизни писателя подводит библиотекарь школы Ирина Алексеевна Билибина. Она так же рассказывает детям о его последнем бое (Приложение №1). Своё выступление она завершает тем, что он за свою жизнь написал много интересных произведений.
---- А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете?
Дети называют произведения, которые он написал.
-- -- Что из этих произведений прочитано вами? Ваше мнение?
Дети делятся своими впечатлениями о прочитанном.
---- Какие произведения А.П.Гайдара вам больше всего понравились и почему?
Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях.
---- Вы могли бы прочитать нам отрывки из своих любимых произведений?
Дети зачитывают отрывки и объясняют свой выбор.
---- Я благодарю вас, ребята, за те знания, что вы принесли сегодня на урок.
2. Викторина «Знаете ли вы?..»
А сейчас Надежда Сергеевна проведёт с вами викторину «Знаете ли вы жизнь и творчество А.П.Гайдара?»:
1. Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия
Аркадия Петровича?
2. Что обозначает слово «Гайдар»?
3. Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в
Красную Армию?
4. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен
командиром полка?
5. Что вы знаете об истории создания повести
«Тимур и его команда»? Как в начале назвал Гайдар
своего героя?
6. Что было изображено на флаге у команды Тимура?
7. Где и при каких обстоятельствах погиб А.П.
Гайдар? Как это произошло?
Подводится итог знатоков по наибольшему количеству полученных жетонов.
3. Письмо мини – сочинения:
---- Ребята, а вы хотели бы дружить с гайдаровскими героями?
Тогда предлагаю вам написать мини-сочинение «Я хотел(а) бы дружить с …».
Прошу детей выйти ко мне (в качестве физ-паузы), взять приготовленные листочки. Затем ребята садятся на свои места, чтобы сделать соответствующую запись и объяснить, почему он решил(а) с ним (ней) дружить.
Пока дети пишут, на доске появляются иллюстрации к «Сказке о Мальчише-Кибальчише …».
После того, как дети записали, прошу 2-3 учеников зачитать.
4. Вспомним по картине…
---- Ребята, как эти иллюстрации связаны с темой нашего урока?
Ребята пересказывают по иллюстрации, к какому действию оно относится. Учитель их ведёт так, чтобы последний сюжет относился бы к могиле, где похоронен Мальчиш-Кибальчиш).
III. Вечная память хранит в сердцах…
---- Да, ребята, погиб Мальчиш – Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну. Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну от фашистских захватчиков, погиб, как Солдат. Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания.
Зажигаю свечу, дети и гости встают.
Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами?
Мнения детей.
Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.
Включить запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Гайдар шагает впереди».
IV. Домашнее задание:
---- Много мы сегодня узнали о жизни и творчестве замечательного писателя. И вот вам домашнее задание: на этом листочке, на каждую букву алфавита, записать названия произведений, имена героев, населённые пункты, связанные с именем А.П.Гайдара. (Приложение №2)
V. Итог урока:
1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него
«обыкновенная биография в необыкновенное
время»?
2. Что нового вы еще узнали о жизни этого
необыкновенного человека?
VI. Оценивание урока, себя, товарищей.
---- Ваше мнение о нашем уроке?
Дети дают оценку своей работе, отмечают самого активного на уроке.
Затем учитель подводит итог работе всего класса и отмечает учеников, активно работавших на протяжении всего урока. Отметки проговариваются и выставляются в журнал.
Выражаю всем благодарность за хорошую работу, особенно библиотекарям:
Билибиной Ирине Алексеевне – за помощь в подборе нужных произведений, вопросов к викторине и участие в ведении урока;
Власюк Надежде Сергеевне – за техническое оснащение, за подготовку печатного материала, за помощь в подборе произведений, в проведении викторины.