Открытый урок в 8-м классе по физике "Закон Ома для участка цепи"

Разделы: Физика


Цели:

Образовательная: установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи, формирование навыков решения расчетных и экспериментальных задач.
Воспитательная: формирование навыков парной работы в технологии КСО.
Развивающая: развитие умений применять знания в новой ситуации, объяснять наблюдаемые явления.
Оборудование: приборы для решения экспериментальных задач.

Актуализация:

Деятельность учителя

Мы изучаем раздел курса физики 8 класса «Электрические явления». Перечислите темы последних уроков.

На доске изображена электрическая цепь, внесите исправления.

Резистор, проводник

Деятельность учащихся

Электрический ток, действия тока, электрические цепи.

Какие физические величины характеризуют процессы, происходящие в электрической цепи? Сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление.
От каких факторов зависят величины I, U, R? I от q в единицу времени
U – это характеристика поля.
R от длины проводника l, от площади поперечного сечения S, от рода вещества проводника p.
Как связаны данные величины между собой? Мы не знаем.
Вы хотите ответить на этот вопрос?
Тема сегодняшнего урока – «Зависимость между электрическими величинами I, U, R». Нам интересно узнать эту зависимость.
Какие гипотезы вы можете высказать? Сила тока в участке цепи зависит от напряжения приложенного к данному участку.
Выясним зависимость I = f (U) экспериментально. Соберем на столе электрическую цепь по схеме. Построим график зависимости I = f (U).

I, A 0,4 0,6 0,8
U, B 2 3 4
Сила тока зависит от сопротивления участка цепи.
Учащиеся строят график и делают вывод: «Во сколько раз увеличивается напряжение U на участке цепи, во столько же раз увеличится сила тока.
Что показал эксперимент? Какая это пропорциональность?

Экспериментально выясним зависимость силы тока I от сопротивления R при постоянном напряжении.

R 1 2 4 8
I 8 4 2 1
Что показал эксперимент? Какая это пропорциональность? Эксперимент показал, что при уменьшении сопротивления сила тока увеличивается, т.е. сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
Одна и та же физическая величина сила тока I зависит от напряжения и сопротивления.

Можно ли объединить данные зависимости в одном выражении?

Работа в парах (технология КСО).

Инструкция.

«Электрические явления».

1. Выясните, как называется зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и от сопротивления этого участка (стр. 101, п. 44)
2. Сформулируйте партнеру закон Ома и запишите его в тетради.
3. Ответьте на вопросы и запишите следствия:
а) Как выразить напряжение на участке цепи, зная силу тока в нем и его сопротивление?
б) Как выразить сопротивление участка цепи, зная напряжение на его концах и силу тока в нем?
4. Приведите партнеру варианты задач, которые можно придумать, используя закон Ома.
Опыт утверждает, что сила тока I прямо пропорциональна напряжению U при постоянном сопротивлении R

Инструкция на столе.
Учитель подбирает задачи для данного класса среднего, достаточного и высокого уровня. Учащиеся показывают на доске решение расчетных задач по изученной теме.
 

Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, благодарит их за активность, объясняет домашнее задание.