Пояснительная записка.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной группе, являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- формирование правильной осанки и её коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств.
Организация и проведение занятий с учащимися спец. мед. группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми, так как здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся рекомендуют разделить на подгруппы А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательного режима.
Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, высокая степень нарушения зрения.
Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части). Однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно.
В основной части урока учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определённую для них максимальную физическую нагрузку, выполняют специальные упражнения для профилактики и коррекции разных болезней.
В заключительной части урока используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки, выполняются упражнения на дыхание, упражнения на расслабление мышц. И обязательно отдых сидя.
Приложение. Комплекс упражнений при бронхиальной астме.
Планирование
учебного материала на I четверть для учащихся СМГ
(1 группа).
Учебный материал | дата |
||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
Основы знаний 1. Правила техники безопасности |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
2. Определение ЧСС. Обучение навыкам самоконтроля |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
3. Обучение точечному массажу |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Строевые упражнения 1. Повторение элементов строя |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
2. Повороты на месте |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
ОРУ 1. Упражнения утренней гимнастики |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
2. Дыхательные упражнения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. Упражнения на расслабление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. Суставная гимнастика |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
5. Упражнения на скамейке |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Лёгкая атлетика 1. Высокий старт |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
2. Полоса препятствий |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
3. Метание мяча в цель |
|||||||||||||||||||
4. Метание мяча на дальность |
|||||||||||||||||||
Школа мяча 1. Передача мяча в парах |
|||||||||||||||||||
2. Ведение мяча на месте |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3. Эстафеты с мячами |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Специальные упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
2. Плоскостопия |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
3. Осанки |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Подвижные игры 1. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
2. Пчёлы и медведи |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Тесты 1. Прыжки в длину с места |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
2. Наклоны вперёд сидя |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3. Броски и ловля мяча |
+ |
+ |
Планирование
учебного материала на II четверть для учащихся
СМГ (1 группа)
Учебный материал | дата |
||||||||||||||
№ Ур. |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
Основы знаний 1. Правила безопасности на уроках гимнастики |
+ |
||||||||||||||
2. Влияние физических упражнений на осанку |
+ |
+ |
|||||||||||||
Строевые упражнения 1. Передвижение противоходом, змейкой |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
2. Построение в две шеренги |
+ |
+ |
|||||||||||||
ОРУ 1. Комплекс УРГ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
2. Комплексы упражнений а) с гимнастической скакалкой |
+ |
+ |
|||||||||||||
б) с мячами |
+ |
+ |
|||||||||||||
в) на гимнастической стенке |
+ |
+ |
|||||||||||||
г) на скамейке |
+ |
+ |
|||||||||||||
3. Упражнения на расслабление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. Упражнения на дыхание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Лазания и перелезания 1. По наклонной скамейке на коленях |
+ |
||||||||||||||
2. Перелезание через козла |
+ |
+ |
|||||||||||||
3. Перелезание через скамейки |
+ |
+ |
|||||||||||||
Равновесие 1. Ходьба по скамейке |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
2. Поворот на носках |
+ |
||||||||||||||
3. Приседание, переход в упор на скамейке |
+ |
+ |
|||||||||||||
Специальные упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
2. Сколиоза |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
3. Плоскостопия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
4. Ожирения |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Подвижные игры 1. Эстафета с мячами |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
2. Воробьи и вороны |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
3. Меткий глаз |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
4. Пионербол |
+ |
+ |
+ |
Планирование
учебного материала на Ш четверть для учащихся
СМГ (1 группа)
Учебный материал | дата |
||||||||||||||||||||
№ уроков |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
Основы знаний 1. Правила безопасности на уроках физкультуры |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
2. Простейшие приёмы массажа |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
Строевые упражнения 1. Поворот кругом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
2. Ходьба по залу |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3. Лёгкий бег |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
ОРУ 1. Суставная гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
2. Упражнения в парах |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
3. Упражнения с мячом |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
4. Упражнения в равновесии |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
5. Упражнения в висах |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
2. Плоскостопия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
3. Скалиоза |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
4. Бронхо-лёгочных болезней |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
5. Ожирение |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Школа Мяча 1. Ведение мяча |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
2. Бросок Мяча в кольцо |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
3. передача мяча в парах |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Игра с мячом на стенку |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Игры 1. День-ночь |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
2. Воробьи и вороны |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
3. Не давай мяча водящему |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
4. Пионербол |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
5. Эстафета с мячами |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
6. Мяч капитану |
+ |
||||||||||||||||||||
7. Передал садись |
+ |
||||||||||||||||||||
8. Игры по желанию |
+ |
+ |
+ |
+ |
Планирование
учебного материала на IV четверть для учащихся
СМГ (1 группа)
Учебный материал |
дата |
||||||||||||||||
№ уроков |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
|
Основы знаний 1. правила безопасности на уроках физкультуры |
+ |
||||||||||||||||
2. Дыхание при ходьбе и беге |
+ |
+ |
|||||||||||||||
Строевые упражнения |
+ |
+ |
|||||||||||||||
ОРУ 1. Комплекс упражнений типа зарядки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
2. Упражнения с малыми мячами |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
3. Дыхательные упражнения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. Упражнения на расслабление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Упражнения для профилактики и коррекции 1. Зрения |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
2. Плоскостопия |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
3. Скалиоза |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
4. Астмы |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
5. Осанки |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Метание в лёгкой атлетике
|
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Школа мяча 1. Передача мяча в парах |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
2. Ведение – передача – бросок |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
3. Бросок мяча в кольцо |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
4. Игра с мячом на стенку |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
5. Игра над головой |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Тесты 1. Наклон вперёд сидя |
+ |
||||||||||||||||
2. Прыжки в длину с места |
+ |
||||||||||||||||
3. Метание теннисного мяча |
+ |
||||||||||||||||
Игры 1. Охотники и утки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
2. Эстафета с мячами |
+ |
||||||||||||||||
3. Лапта |
+ |