Практическое применение метода проектов на старшем этапе обучения

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Метод проектов является одним из востребованных методов при обучении школьников английскому языку. Как правило, учитель владеет теоретической информацией, но практическое применение данного метода вызывает многочисленные вопросы и трудности. В методической разработке урока–проекта “The Best of All Possible Worlds” по учебнику English под редакцией В.П. Кузовлева предлагаются этапы проектной деятельности, критерии оценки проекта, типы проектов.

Класс: 10-й класс средней школы

Характер проекта: частично исследовательский прикладной монопроект с открытой координацией.
Дидактическая база урока: иллюстрации, ватман для практической работы учащихся, карточки с заданиями.
Техническое оснащение: аудио магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Учебная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения; сопутствующая задача - скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.
Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению.
Воспитательная цель: воспитание творческого потенциала личности учащегося, культуры общения во время работы в микро группах, самостоятельности.

Хронокарта урока - проекта:

Этап проекта Время
I. Организационная часть 1 мин.
II. Warm - up activities 2 мин.
III. Контроль лексического материала предыдущих уроков 9 мин.
IV. Обозначение проблемы 3 мин.
V. Планирование проекта, Выполнение проекта, составление рабочего варианта 10(15) мин.
VI. Составление окончательного варианта проекта, презентация 5(7) мин.
VII. Оценка проекта, рефлексия 5 мин.
VIII. Домашнее задание 3 мин.

Общее время урока: 40 мин.

Содержание

Время (мин.)

Действия учителя

Действия учащихся

Методическое обоснование

I. Организационная часть 1 мин. I. Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. I. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. С целью: организует и дисциплинирует учащихся, активизирует внимание.
II. Warm – up activities

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

II. Организует упражнение по цепочке:

Could you tell me how you are today, please?

Please, ask each other the reported questions and answer them.

Скажите пожалуйста, как у вас дела? Задайте друг другу косвенные вопросы и ответьте на них.

II. Задают друг другу косвенные вопросы по цепочке и отвечают на них.

 

С целью:

создает благоприятную обстановку для решения коммуникативных задач; скрытого контроля умения задавать косвенные вопросы и отвечать на них.

III. Контроль лексического материала предыдущих уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

III.1) Do you know why I brought an old suitcase?

You are absolutely right. I like to travel very much. And you?

Знаете ли вы для чего я принесла этот старинный чемодан?

Да, вы правы. Мне нравиться путешествовать. А вам?

It’s better to travel with friends.

Let’s divide into two groups. The first group of friends and the second group of friends.

Организует две проектные группы.

2) I’d like to know what landscapes you can see while traveling?

Мне хотелось бы узнать, какие ландшафты вы можете увидеть во время путешествия?

One group has cards with words, denoting landscapes. Match them with the pictures on the blackboard.

3) Первой группе предлагается сопоставить лексические единицы на карточках с иллюстрациями на доске.

 

 

 

4) Another

group will match the adjectives with the nouns.

Второй группе предстоит сопоставить прилагательные с существительными на доске.

5) Would you like to live within such landscapes?

Listen to your offsprings’ opinions on the same question.

Организует просмотр видеосюжета.

III.1) Высказывают предположения о значении чемодана, аргументируют ответы, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Отвечают на поставленный вопрос, аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Сопоставляют лексические единицы с иллюстрациями на доске.

 

 

 

 

 

 

 

4) Сопоставляют прилагательные с существительными и иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

5) Отвечают на поставленный вопрос.

Просматривают видеосюжет, высказывают свою точку зрения по проблеме.

С целью:

развития догадки, воображения, мотивации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью: контроля владения в устной речи лексическими единицами раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью: развития умения сопоставлять, анализировать, скрытого контроля лексических единиц предыдущих уроков; наглядного обучения.

С целью: контроля владения в устной речи описательными прилагательными, развития догадки.

 

 

 

С целью: развития воображения, умения аргументировать ответы; наглядного обучения.

IV.Целеполагание, постановка проблемы

2 мин.

IV. As for me I prefer to live there where I was born. My motherland is the best of all possible worlds.

Could you tell me where you would like to live in?

What is the best of all possible worlds for you? Lets create a project according to the problem.

Организует работу учащихся в проектных группах, обозначает проблему, называет тему проекта.

IV. Формируют проектные группы, приступают к выполнению проекта. С целью: настраивает на предстоящую творческую деятельность, организует предстоящую работу, мотивирует учебную деятельность учащихся.
V. Планирование, выполнение рабочего варианта проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 -15 мин.

V. 1) Обозначает вид проекта для каждой проектной группы:

a) Проект конкретного социологического обследования - Survey Project;

b) Конструктивно-практический проект - Construction and Practical Project “My yard’s design”,

организует планирование проектов

2) Помогает учащимся, сотрудничает.

V.1) Работают над планом каждого проекта, обсуждают и оценивают возможные варианты плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Работают в группах, согласно составленному плану, составляют рабочие варианты проекта

С целью: мотивирует учебную деятельность, развивает стремление к исследованию, творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью: организует самостоятельную работу учащихся; развивает умение работать в группе; воспитывает культуру общения.

 

VI. Составление окончательного варианта проекта, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Оценка проекта, подкрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

VI. Помогает в корректировке и редактировании, консультирует окончательный вариант проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. 1) Участвует в совместной оценке проектов и презентации, предлагает альтернативные виды работы и формы подкрепления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Организует самооценку участия каждого учащегося в проекте.

Could you tell me, how you evaluate your participation in the project?

VIII. Предлагает учащимся прорекламировать любимый уголок родного города или страны. Высказать преимущества и недостатки для корректирования.

VI. Корректируют, подготавливают проекты к презентации, осуществляют презентацию проектов.

 

 

 

 

 

 

VII. 1) Обсуждают и оценивают проекты и презентацию каждой проектной группы, согласно заранее выработанным критериям:

  1. Ясность идеи.
  2. Подробное описание.
  3. Убедительная презентация.
  4. Качество проекта в целом.

Максимальная оценка – 10 б.

Минимальная

оценка – 0 б.

VII. Оценивают личный вклад в проект индивидуально

 

 

 

 

 

 

VIII. Записывают домашнее задание, за разъяснениями обращаются к учителю.

 

С целью: контролирует умение владеть лексическими , грамматическими умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках; развивает творческие способности учащихся.

С целью: развивает критическое мышление, самостоятельность; воспитывает культуру общения в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью: развивает рефлексивную самооценку, критическое мышление.

 

 

 

 

С целью: развития познавательного интереса, творчества, самостоятельности.

Исходя из опыта работы, я могу отметить, что на завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:

  1. учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой “третий мир”, существующий между детством и взрослостью;
  2. промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности;
  3. на старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ “Я”, соотношение реального и идеального “Я”;
  4. перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.