Использование технико-экономических и технико-пространственных задач в курсе экономической географии России

Разделы: География


При изучении межотраслевых комплексов в курсе экономической географии России достаточно часто сталкиваюсь с непониманием учащимися технологических процессов и тем более закономерностями размещения производства. Для детей гуманитарного склада это остается “китайской грамотой”, что отнюдь не способствует дальнейшему усвоению материала, а низкая оценка не способствует росту интереса к непонятному предмету. Выходом из создавшегося положения для меня стало применение на уроках технико-экономических и технико-пространственных задач. Решая подобные задачи ребенок “перемещает” объекты из малопонятной реальности ( из той, где взрослые уже все решили) в плоскость гипотетической территории , где он сам может оперировать ими, перемещая их в заданном пространстве. Кроме того, решение задач и объяснение решения способствует более глубокому осмыслению теоретического материала, заставляет пользоваться терминологией и учит аргументированному отстаиванию собственной точки зрения. Наибольший эффект дают задачи не имеющие одного единственно возможного правильного ответа. Учащиеся воспринимают задачи как игру, как возможность отдохнуть на уроке. Для учителя это еще один способ эмоционально разрядить напряженную атмосферу урока. Научившись решать пространственные задачи, учащиеся с удовольствием сами составляют подобные и предлагают их друг другу.

Решение технико-пространственных задач занимает немного времени, что дает возможность использовать их на любом этапе урока. В зависимости от подготовки класса и навыка решения, подобные задачи можно предложить как для индивидуальной работы (обязательно с последующим публичным освещением и обсуждением результатов), так и для групповой. Пространственные задачи можно использовать как подготовительный этап для проведения разного рода географических экспертиз и экономических прогнозов, кроме того, формируют определенную гражданскую позицию.

Ниже предлагаю несколько простейших задач, используемых мною в классах гуманитарной направленности. Усложнить или упростить такие задачи можно без особого труда.

Для производства 1 т. сахара требуется 7 тонн сахарной свеклы. Где выгоднее построить завод по производству сахара? Почему?

Для обеспечения территории электроэнергией, разместите на территории элктростанцию. Обоснуйте ее тип и местоположение.
Какие экологические проблемы могут возникнуть в данных регионах? Найдите на карте районы, аналогичные приведенным, как энергетическая проблема решена в реальных условиях?

На данной территории расположи:

1) металлургический комбинат;
2) доменное производство;
3) завод передельной металлургии.

Обоснуй размещение предприятий.

Разместите на данной территории:

1) тракторный завод,
2) завод по производству локомотитивов
3) электроламповый завод,
4) завод по производству горнопроходческого оборудования.

Обоснуй размещение предприятий.

На схеме жилого района размести предприятия инфраструктурного комплекса:

1) химчистку,
2) детский сад,
3) продуктовый магазин,
4) мебельный магазин,
5) обувную мастерскую,
6) булочную,
7) стоматологическую клинику.