Урок музыки в 5-м классе "Музыка Венгрии"

Разделы: Музыка


Цели:

  • познакомить с особенностями венгерской музыки, с творчеством известных венгерских композиторов,
  • развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку,
  • воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке.

I. Музыкальное приветствие

– Всем, всем, всем до-о-обрый день!

II. Повторение материала предыдущего урока

Учитель исполняет мелодию польской народной песни “Висла”.

– Знакома ли музыка? (Это мелодия польской народной песни “Висла”.)

Исполнение песни “Висла” учащимися.

– Как называется польский народный танец? (Краковяк.)

– С творчеством каких известных польских композиторов мы познакомились на прошлом уроке? (С творчеством М. Огиньского Ф. Шопена.)

– Кому из них в Варшаве поставлен памятник? (Ф. Шопену.)

III. Объявление темы, мотивация

– Сегодня мы продолжим свое музыкальное путешествие. А отправимся мы с вами в страну с интересным названием – Венгрия. А кто уже догадался о цели нашего путешествия. Мы путешествуем с целью изучения музыкальной культуры венгерского народа.
Музыка Венгрии также неповторимо самобытна, как и язык, непохожий ни на романский, ни на славянский языки, но обнаруживающий неожиданные сходства с финским и некоторыми языками народов России: марийцев, удмуртов, калмыков. И все же мы никогда не спутаем венгерский чардаш ни с каким другим национальным танцем.
Народный венгерский танец “Чардаш” настолько яркий, необычный, что композиторы многих стран мира обращались в своей музыке к музыке Венгрии.

– Что мы можем узнать об этом танце из “Энциклопедии юного музыканта?”

Учащиеся читают текст энциклопедии [1].

– Мы послушаем “Чардаш” композитора Монти. Работаем по плану.

План работы с произведением искусства.

  1. Как бы вы назвали это произведение?
  2. Нравится ли вам это произведение или нет?
  3. Расскажите об этом произведении так, чтобы человек, который его не знает, мог составить о нем представление.
  4. Какие чувства, настроения вызывает у вас это произведение?
  5. Что, по вашему мнению, автор хотел сказать этим произведением?Какова его главная мысль? Зачем автор его написал?
  6. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
  7. Не хотите ли вы добавить или изменить что-то в вашем ответе на первый вопрос?
  8. Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли ваша оценка прежней или изменилась? Почему вы так оцениваете произведение?

– И еще одно задание. Я принесла к вам на урок репродукцию картины шведского художника Цорна “Танцы в Иванову ночь”.

Цорн. Танцы в Иванову ночь

– Сравните музыку и картину. Можем ли мы сказать, что люди исполняют “Чардаш”? Почему?

Слушание музыки.Ответы детей.

III. Работа в тетрадях

Работа идет по следующему плану:

  • настроение;
  • характер;
  • жанр;
  • средства музыкальной выразительности;
  • темп;
  • динамика;
  • тон (холодный, теплый, радужный).

– Может ли репродукция картины Цорна “Танцы в Иванову ночь” служить иллюстрацией к “Чардашу” Монти? Почему? Давайте посмотрим, как “Чардаш” Монти исполняют юные танцоры, воспитанники хореографического коллектива.

Просмотр видеофрагмента.

– Многие годы Венгрия находилась под властью других государств. Но исконно венгерский дух продолжал жить в народной музыке, в песнях крестьян, в гимнах и маршах повстанцев. Таков,например,“Ракоци-марш”, популярный со времен национального восстания под руководством Ференца Листа (XVIII в). Мелодия этого марша стала музыкальным символом свободы не только в Венгрии, но и за ее пределами.
На доске записана тема “Ракоци-марша”. Давайте исполним ее.

Исполнение темы “Ракоци-марша” по нотной записи.

– Ее использовал Ференц Лист в своем произведении. Произведения Листа сделали венгерскую музыку достоянием мировой культуры. (Лист был пианистом-виртуозом, композитором и педагогом). Слушая “Рокоци-марш” Ф. Листа, определите, кому Лист симпатизировал, и докажите это.

Слушание. Ответы ребят.

– Многие венгерские композиторы получили мировую известность. Один из них – Имре Кальман, чье творчество пришлось на 1 полугодие 20 века. Кальман – автор многих оперетт. Фрагмент из его оперетты “Мистер Икс” (“Принцесса цирка”) мы послушаем. Это ария Мистера Икс в исполнении знаменитого башкирского певца, обладателя Гран-при международного конкурса “Красная гвоздика” Радика Гареева. Работаем по плану.

Слушание. Работа в тетрадях.

IV. Обобщение

– Ребята, мы послушали три произведения разных композиторов, разных времен, разных жанров. Но между ними есть много общего, что отличает венгерскую музыку от любой другой. Давайте выделим эти черты. (Танцевальность, ритмичность, быстрый темп, резкие синкопы, короткие фразы.)

V. Рефлексия

– Оцените свою работу.

Литература:

1. Энциклопедия юного музыканта. С-П. “Диамант”, 2001, с. 123