Культура и быт древних славян. Урок эстетики в 7-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: подвинутая лекция.

Цель урока: создание условий для изучения своеобразия древнеславянской культуры и быта; формирование активного слушателя, а также навыков ведения конспекта и умения сжимать информацию.

Оборудование: опорный конспект для каждого ученика; иллюстрации русской избы, резных наличников и других украшений.

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме. Внимание учеников обращается на доску, где изображено дерево. Требуется подобрать к слову “древо” ассоциации.

жизни, …познания, …разума, Древо
дерево
Чудо- …, …лес, …Русь,…Россия, …береза

 Все эти слова непосредственно связаны с мировоззрением (мир + зрение) человека. И сегодня на уроке мы познакомимся со взглядами на жизнь древних славян, их культурой и бытом.

Кто такие древние славяне? Определите временные рамки существования древних славян. Каким представлялся им мир? Как связан образ дерева с мировоззрением древнего человека?

Одна из задач урока – научиться вести конспект и отражать в нем собственные выводы.

Работа с оформлением опорного конспекта:

Учащимся предлагается записать Ф.И.О. учителя и Ф.И., класс ученика (тем самым подчеркивается, что учитель и ученик становятся соавторами урока);

II. Работа с конспектом. По ходу рассказа ученики заполняют опорный конспект, обращая внимание на 4 блока информации, культурологические термины, определения, которые предварительно записаны на обратной стороне доски.

Работа с 1 и 2 блоком.

С детства нам известны русские народные сказки, в которых есть живая и мертвая вода, говорящие печки и речки, добрый домовёнок и злой леший. Что это: выдумка, фантазия человека или глубокое убеждение, вера?!

Что могло повлиять на формирование взглядов древних славян?

Жизнь древнего человека много веков назад (VI-IX век н.э.) была непростой: враги, суровые зимы и жаркое лето, непроходимые леса, дикие звери… Огромная зависимость человека от мира природы обусловила тесные духовные взаимоотношения человека и природы, появление своего взгляда на мир, своего мировоззрения, мироощущения. Природа и окружающий мир казались живыми, одушевленными, т.е. наполненными духами добрыми и злыми.

Подберите однокоренные слова к слову “ДУХ”. Сформулируем определение определение антропоморфизма и запишем его в опорный конспект.

Антропоморфизм – наделение животных, явлений природы, предметов психическими свойствами, одушевление.

Назовите русские народные сказки, в которых проявился антропоморфизм. Запишите примеры.

Верования древних славян воплощаются в легендах и мифах. Многие мифологические герои, существа живут до сих пор в русских народных сказках.

Приведите примеры мифологических существ.

Свой дух (душа) мог быть у леса, дома, дерева. Поэтому перед тем как начать пахать или сеять, земледелец должен был установить добрые отношения с духом земли, богом плодородия… Так появляются языческие обряды жертвоприношения, целью которых и было задабривание духов.

Если в деревне начинал болеть скот, значит, дух дома позволил вселиться в корову, в овцу какой-нибудь нечисти. И тогда снова совершался таинственный обряд: простоволосые женщины с топорами в руках в дыму танцевали, произнося заклинания и совершая жертвоприношение.

Если в доме пропадала вещь – домовой сердится. Не может человек найти заветную тропинку в лесу – с ним леший играет. Весь быт древних был проникнут стремлением уберечь себя, близких, свой дом, свой род. Так постепенно складывается у древних славян система языческих традиций, обычаев, праздников и верований, определяющей чертой которых является обрядовость и обереговость.

Приведите примеры известных вам обрядов (свадьба, похороны) и оберегов (тряпичные куколки, пояски с камешками и узелками). Запишите в конспект.

Как вы понимаете, что такое традиция, обряд, чем они отличаются от обычая? Запишите и эти определения.

Обычай – установленные правила поведения.

Обряд – обычный ряд действий внутри обычая.

Традиция – духовные ценности, культура одного или нескольких поколений.

Как называется вера древних славян? Почему?

Работа со 2 блоком.

Главной защитой, ограничивающей влияние окружающего мира на человека, безусловно, являлся дом. Весь дом, всё его устройство представляло собой своеобразный микрокосмос: крыша – небо, сруб – земля, подполье – подземелье.

С домом были связаны понятия рода и очага. Дом становится хранителем всего рода и домашнего очага. А чтобы уберечь их, нужны свои секреты.

Нарисуйте дом в виде русской избы, подпишите значение частей дома.

Центральное место в доме всегда занимала печь – главное святилище в доме. Печь грела, кормила, лечила, уберегала от нечисти. Позже, когда на Русь придет христианство, на печи можно было спастись даже от черта: ведь русскую печь обязательно кропили святой водой.

В углах дома можно было найти заговоренные пучки трав и обереги (и в христианской Руси в домах сохранится Красный Угол).

Окна и двери украшали резными наличниками с понятными древнему человеку узорами и фигурками (так же, как и ворот и рукава рубахи), потому как замкнутая линия, круг – первый и главный оберег от нечисти.

Крышу дома украшали резным конём. Кто же больше помогает человеку в нелегкой жизни? На коне и на пашню, и на войну. Наконец, подкову над воротами или дверью вешали, чтобы счастье в дом пришло, а несчастье - заблудилось.

А могло появиться на крыше и солнце – всем известно, что нечистая сила больше всего боится солнечного света и тепла.

Работа с 4 блоком.

Как еще должно было отразиться мироощущение древних славян на предметах быта? На каких? Прочитайте текст в 4 блоке. Подчеркните ключевые слова, указывающие на искусство древних славян.

Всё мироощущение древних славян отразилось в народных традициях, обычаях и обрядах. И с приходом православия на Русь (X век н. э.) язычество не умерло, оно трансформировалось в новую синкретическую культуру: культуру в которой уживалось и язычество и христианство.

Своеобразие культуры Древней Руси во многом определяется своеобразием общенародных духовных ценностей, нравственных законов. И одним из таких законов было беспрекословное подчинение старшим, главе семьи. У каждой семьи, рода был свой покровитель-заступник, дух рода Щур (пращур), к которому и взывали в случае беды. А те, кто осмелился ослушаться воли старших, изгонялись из дома и рода, их называли извергами. Традиция чтить старших распространялась и на память пращуров: каждый знал имена своих предков до седьмого колена. А по умершему в языческой Руси обязательно справляли тризну на могильном кургане.

Какие традиции есть в вашей семье?

А как же не сказать о труде, которому была посвящена большая часть жизни человека?! Сколько пословиц и поговорок о труде живет в нашем языке до сих пор?! Труд становится не только главным занятием русского человека, но и главной его ценностью. Только того, кто умеет и любит трудиться, будут уважать на Руси, только такого человека будут называть красивым. Трудятся не для богатства, - у таких людей всегда будет достаток - а для того, чтобы через труд увидеть и познать красоту.

Да, языческая Русь ушла в историю, но многие традиции и обычаи наших пращуров ещё живы и знакомы нам.

Все мы любим и читаем русские народные сказки. “Эх! Красота-то какая!” - часто говорят герои русских сказок. Как отразилось мировоззрение древних славян в понимании “красоты”?

III. Подведение итогов.

  • Что определяло мироощущение древних славян?
  • Что такое антропоморфизм? Как проявлялся антропоморфизм в культуре древних славян?
  • Что такое традиция, обряд, обычай?

IV. Домашнее задание.

Выучить определения, подготовить сообщение по группам о древнеславянских языческих божествах.

V. Опорный конспект для каждого ученика.