Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
- Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
- Развивать умения анализировать карты и делать выводы;
- Создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Оборудование:
- физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;
- атласы, учебники, контурные карты;
- типовой план изучения природного региона;
- таблица “Строение платформы”;
- репродукции картин русских и советских художников;
- палех, вологодское кружево, поделки из бересты, павлово-посадские платки (для оформления выставки).
Ход урока:
I Вводная часть (активизация интереса)
Сообщение учителем темы и цели урока.
Представление выставки - беседа с обучающимися.
Учитель предлагает рассмотреть репродукции картин, выставку прикладных видов искусства народов России, проживающих на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины.
Обучающиеся читают стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Тютчева в сопровождении музыки П.И.Чайковского “Времена года”.
Вопросы обучающимся:
? | Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин, прослушивании стихотворений, музыки? |
? | Дайте характеристику представленным на выставке работам. |
? | Какими качествами должен обладать народ, сумевший создать такие работы? |
? | Какой зрительный образ равнины возникает? |
Учитель фиксирует высказывания обучающихся, заполняя таблицу:
Таблица 1
Характеристики поделок |
Черты характера |
Характеристики условий проживания |
Яркие Красивые Из натуральных материалов Трудоемкие и др… |
Неторопливость Открытость Трудолюбие Доброта, душевная теплота Талант Религиозность и др… |
Масштабность (величина территории) Красота Равнинность ландшафта и др… |
II Изучение нового материала
Учитель (подводит итог беседе): прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Нам с вами на уроке предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):
ПЛАН
- Географическое положение
- Рельеф
- Геологическое строение и полезные ископаемые
- Климат
- Почвы
- Внутренние воды
- Растительный и животный мир
- Памятники природы
- Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона
Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.
Организация самостоятельной работы: обучающимся предлагается:
- Нанести на контурную карту границы Восточно-Европейской (Русской) равнины и географические объекты, граничащие с ней (см. учебник, стр. 193);
- Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток, найти в учебники сведения о площади равнины;
- Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:
- Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?
- Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?
- С какими природными объектами граничит?
- Какие природные зоны встречаются на ее территории?
Обсуждение результатов самостоятельной работы:
Обучающиеся озвучивают полученные выводы:
- По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
- Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
- Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
- Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.
Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит к появлению своеобразных культурных традиций территории.
Учитель: сегодня мы вспомнили все природные компоненты, взаимодействие которых определяет неповторимость Русской равнины. Давайте более подробно остановимся на изучении рельефа Восточно-Европейской (Русской) равнины. Предлагаю вашему вниманию следующую характеристику рельефа равнины: “Данная равнина имеет плоский рельеф, ее средние высоты колеблются от 50 до 150 метров над уровнем моря. Абсолютная высота 270 метров, равнина имеет несколько вогнутую (блюдцеобразную) форму с приподнятыми краями и опущениями до 50 метров в центральной части”.
Анализ опорной характеристики равнины с использованием элементов практической работы с картой, таблицей “Строение платформы”.
Обучающиеся получают задания провести анализ физической и тектонической карт и конкретизировать предложенную характеристику согласно следующим вопросам:
- Чем можно объяснить равнинность рельефа изучаемой территории?
- Какие более мелкие формы рельефа встречаются на равнине?
- Какие силы оказывают влияние на формирование равнины?
Учитель, фиксируя ответы обучающихся, заполняет схему на доске:
Обучающийся 1: (опережающее задание) сообщение о влиянии четвертичного оледенения на процесс формирования Русской равнины.
III Итоговый
Учитель возвращает внимание обучающихся к таблице 1, предлагает дополнить ее четвертой колонкой, отражающей географические особенности Русской равнины:
Таблица 2
Характеристики поделок |
Черты характера |
Характеристики условий проживания |
Географическая характеристика |
|
|
|
|
Дополнительное задание на закрепление полученных знаний:
кроссворд Восточно-Европейская (Русская) равнина
(Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География/художники Н.В. Кирильцева, В.Н. Куров – Ярославль: “Академия развития”, 1998. С. 107)
Домашнее задание: параграф учебника, закончить работу на контурной карте по обозначению возвышенностей и низменностей Восточно-Европейской (Русской) равнины.