Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели и задачи урока:
– познакомить учащихся с некоторыми способами передачи информации;
– научить использовать мимику и жесты для передачи информации;
– познакомить учащихся с семафорной азбукой как одним из средств передачи информации;
– формировать у школьников умение применять новые знания;
– развивать логическое мышление младших школьников.
Оборудование урока:
– карточки с буквами “А” и “Б” (формат А4);
– семафорная азбука на каждую парту;
– сигнальные флажки 2 штуки на парту;
– листочки в клетку на каждого ученика, половина тетрадного листа с отмеченной цветным фломастером точкой;
– карточки со слогами для шарад “ПЕРЕ”, “ДАЧА”, “КАР”, “ТИНА”, “БУ”, “КВА” (формат А4);
– рисунки – картинки смайликов.
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие. Выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.
2. Проверка домашнего задания
Домашнее задание проверяется у всех учащихся фронтально (на альбомный лист надо было приклеить изображения предметов, предназначенных для передачи информации).
3. Объяснение новой темы
Логическая разминка:
Задание: Найдите сумму А и Б, если известно, что
А – это приставка, обозначающая движение через что-то;
Б – садовый участок для отдыха;
Отгадали, молодцы!
Это слово – ПЕРЕДАЧА.
Тема нашего урока “Способы передачи информации”.
На прошлом занятии мы изучили с вами два способа передачи информации. Какие именно, вам помогут вспомнить вот эти шарады.
Шарада 1: Найдите сумму А и Б, если известно, что
А – это “ворона крикнула во всё воронье горло…”;
Б – она зеленая, и её бывает очень много в болотах;
Правильно, отгадали слово “КАРТИНА”.
Шарада 2: Найдите сумму А и Б, если известно, что
А – все “бубнилки” говорят …;
Б – это лягушкины слова;
Отлично, слово “БУКВА”.
Итак, информацию можно передать с помощью картинок, или по-другому изображений, и букв, по-другому знаков, которые используются для письма. Какие ещё знаки вы знаете?
Ответы детей: цифры, точка, скобки, восклицательный знак, плюс…
Посмотрите, какие картинки придумал программист известной во всем мире компании производителю компьютеров IBM СКОТТ ФАЛМАН из обыкновенных знаков:
: - двоеточия;
() – скобок;
- минуса или тире.
КАРТИНКИ СМАЙЛИКОВ (вывешиваются на доску)
Каждый такой рисунок получил название “СМАЙЛИК”. Изображения смайликов широко используются в информатике. Запишите слово смайлик в свою тетрадочку и занесите в свою память. Какие чувства возникают у вас при рассматривании смайликов?
Ответы детей: чувство радости, огорчения, спокойствия.
Давайте попробуем вместе со смайликами изобразить эти чувства.
Ученики по очереди изображают смайликов.
Хорошо. Так вот, МИМИКА – это и есть изменение выражения лица человека или животного при передаче своих чувств. Запишите слово МИМИКА в тетрадки. Давайте ещё потренируемся, попытаемся изобразить УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, СЕРДИТОСТЬ.
Ученики изображают эмоции.
Отлично, а теперь нарисуем с помощью знаков соответствующих смайликов:
Дети рисуют в тетрадях, трое желающих на доске.
Вот так с помощью мимики люди тоже могут передавать друг другу информацию о своем настроении.
Теперь подумайте и покажите без слов ответы на следующие мои вопросы:
- Вам понятны мои объяснения, что такое мимика и смайлики?
- Сообщите мне о том, что ваши дела идут отлично.
- Вы получили на предыдущем уроке 5?
Отлично, вы замечательно справились с заданием, и я поняла вас без слов. Значит, информацию можно передавать без слов – только жестами.
Давайте теперь узнаем, с помощью чего в старину, до изобретения радио, на флоте, на морских кораблях передавали информацию.
Для этого выполним диктант по клеточкам.
Ставим карандаш в точку и начинаем:
У всех, кто правильно выполнил задание, получился … флажок.
С помощью таких флажков, окрашенных в специальные цвета, матросы передавали приказы с одного корабля флотилии на другой. Назывались такие флажки СИГНАЛЬНЫМИ. Матрос держал в каждой руке по флажку и, меняя положения рук, передавал сигналы-команды. Для каждой буквы предназначалось особое положение рук, и такая азбука называлась СЕМАФОРНОЙ.
Давайте рассмотрим, как сигнальщик должен был передавать буквы.
Дети рассматривают “Семафорную азбуку”.
4. Тренировочные упражнения.
Сейчас я раздам вам на каждую парту сигнальные флажки, и мы попробуем передавать информацию, изменяя положение рук с флажками соответственно буквам азбуки. Работать будем по вариантам, вставая и выходя из-за парты.
1 вариант: покажет букву “А”. 2 вариант: покажет букву “Р”.
1 вариант: покажет букву “У”. 2 вариант: покажет букву “Т”.
1 вариант: покажет букву “И”. 2 вариант: покажет букву “К”.
Теперь попробуем передать коротенькое слово:
1 вариант: просемафорит слово “КИТ”. 2 вариант: просемафорит “УРА”.
Дети выполняют задания.
5. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.
Что такое мимика? Кто такие смайлики? Как с помощью мимики можно передать информацию? Что такое семафорная азбука? Для чего она нужна?
Ответы детей.
А теперь я вам просемафорю, как вы сегодня работали на уроке.
Учитель медленно (чтобы дети успевали читать) семафорит ОТЛИЧНО.
6. Домашнее задание.
Вспомнить, описать или зарисовать жесты, используемые в быту для передачи информации.