Цели урока:
- Познакомить учащихся с существовавшими теориями о строении мира.
- Раскрыть сущность каждой из теорий.
- Рассказать о жизни учёных, занимавшихся созданием теорий о строении мира.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, программа-презентация “Microsoft PowerPoint”.
ХОД УРОКА
Слайд 1
…пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете
Вильям Шекспир
Сегодня мы приступаем к изучению новой главы “Строение Солнечной системы”.
Слайд 2. Содержание темы.
- Развитие представлений о Солнечной системе.
- Видимое движение планет.
- Законы Кеплера, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
- Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.
Вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении этой темы, следующие:
- Петлеобразное движение планет.
- Конфигурации планет.
- Периоды обращения планет.
- Законы движения планет.
- Расстояния до тел Солнечной системы и размеры этих небесных тел.
- Форма, размеры, масса Земли и др.
Изучение первой темы главы III мы проведем в виде конференции. Тема урока: Слайд 3 Запишите тему урока в тетрадь. На конференции мы поведем разговор о том, как складывались и почему менялись представления о Мироздании, как возникло и утверждалось новое учение о мире, и какими же были люди, беззаветно служившие музе астрономии – Урании.
По ходу урока вы самостоятельно фиксируете в тетради необходимый материал (обязательно: представление о Мироздании – схематично).
Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Прошли века и тысячелетия, прежде чем возникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и “красота”.
Системы мира – это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Запишите в тетрадь.
А теперь я предоставляю слово докладчикам – ученикам 11 класса, подготовившим доклады и демонстрации о том, как развивались представления о Мироздании.
1 докладчик – Шилина Г. “Человек начинает познавать Вселенную”.
Кратко: основой для создания небесной механики как науки послужила наблюдательная астрономия.
2 докладчик – Попова М. “Философы античности и Мироздание”
Кратко: Фалес Милетский самостоятельно
разработал теорию солнечных и лунных затмений,
открыл сарос.
Анаксимандр учил о бесчисленном множестве
непрерывно рождающихся и гибнущих миров в
замкнутой шарообразной Вселенной, центром
которой является Земля; ему приписывалось
изобретение небесной сферы, некоторых других
астрономических инструментов и первых
географических карт.
Пифагор поставил в центр мира шарообразную
Землю, которая вращалась вокруг невидимой оси.
Все небесные тела были прикреплены к хрустальным
невидимым сферам, вращающимися с разной
скоростью.
Филолай в центре Мироздания поместил
Центральный огонь, вокруг которого вращается
планета-экран, Земля и другие планеты. Солнце – в
стороне от них.
Вероятная система пифагорейцев: 1 – Центральный
огонь; 2 – Земля; 3 – Антиземля; 4 – Луна; 5 - Солнце
– зеркало; 6 – планеты; 7 – небо.
3 докладчик – Черкасов А. “Вселенная Аристотеля и Птолемея”
Запишите в тетради:
- Эпицикл – малый круг, по которому движется планета;
- Деферент – большой круг, по которому движется центр эпицикла.
Кратко: Аристотель, признавая
шарообразность Земли, Луны и небесных тел, был
сторонником собственной геоцентрической
системы мира. Аристотель поместил в центр
Вселенной Землю и сделал ее неподвижной.
Аристарх Самосский задолго до Коперника сделал
вывод о вращении Земли вокруг Солнца. Он
рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд.
Именно Аристарх первым создал гелиоцентрическую
систему мира, которая, к сожалению, не была
детально разработана.
Клавдий Птолемей попытался создать теорию
видимого движения Солнца, Луны и планет. На
основе каталога Гиппарха, собственных
наблюдений и физики Аристотеля, разработал самую
подробную и популярную геоцентрическую систему
мира, определявшую космологические
представления ученых на протяжении 1500 лет. По
теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Для объяснения движения планет Птолемей
применил систему эпициклов и деферентов, сделав
их гармоническими.
4 докладчик – Несмеянова С. “Построение научной картины мира”
Кратко: Николай Коперник стал одним из
создателей новой астрономии и научного
мировоззрения. В своем труде "О вращении
небесных сфер" он изложил гелиоцентрическую
теорию. Теория Коперника вскрыла важнейший
принцип устройства Вселенной – подвижность,
планетарность Земли, устраняла вековое
представление об уникальности центра вращения
Вселенной. На памятнике Н. Копернику в Варшаве
высечена надпись: "Он остановил Солнце и
сдвинул Землю".
Тихо Браге – великий датский астроном, последний
из "титанов" дотелескопической эпохи.
Главным делом жизни считал повышение точности
астрономических наблюдений. В 1584 году на
подаренном королем острове Гвен у берегов Швеции
он построил две обсерватории - Ураниенборг и
Стьертенборг, в которых 21 год вел
астрономические наблюдения при помощи созданных
им металлических угломерных инструментов,
повысив точность измерений положений небесных
светил в 100 раз. Составил каталог 777 звезд.
Создал свою, компромиссную систему мира: вокруг
неподвижной Земли в центре Вселенной вращалось
Солнце, вокруг которого вращались планеты.
5 докладчик – Гречишникова Н. “Астрономия эпохи Возрождения”
Кратко: Джордано Бруно создал свою
естественно-философскую картину бесконечной
изотропной Вселенной с множеством обитаемых
планетных миров. Бруно высказал догадки, что и
Солнце, и звезды вращаются вокруг своих осей, а в
Солнечной системе, кроме известных уже планет
существуют и другие, пока еще не открытые.
Джордано Бруно активно боролся с католической
церковью. На месте его сожжения в Риме на
памятнике высечена надпись "От столетия,
которое он предвидел".
Изобретение телескопа Галилео Галилеем в 1610 году
открыло новую эру в астрономии: эру
телескопических наблюдений и астрофизических
исследований. Г. Галилей открыл горы, моря и
кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника
Юпитера, наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры,
кольца Сатурна, множество звезд во Млечном пути и
даже Нептун. За свою активную научную
деятельность, пропаганду гелиоцентрической
теории Коперника Галилей подвергался
преследованиям со стороны церкви, вынудившей его
под страхом смерти отречься от своих воззрений.
6 докладчик – Мишакова С. “Небесная механика”
Кратко: Иоганн Кеплер, ученик Тихо Браге,
первым открыл законы движения небесных тел. Он
был горячим сторонником гелиоцентрической
теории Н.Коперника.
И. Ньютон разработал стройную систему основных
понятий механики и сформулировал основные
законы динамики. В основе механики Ньютона лежит
закон Всемирного тяготения.
Применение оптических устройств в комбинации с
угломерными инструментами привело к открытию
собственного движения звезд Э. Галлеем. Он
доказал, что кометы - такие же члены Солнечной
системы, спутники Солнца, как и планеты.
М.В. Ломоносов смог объяснить природу полярных
сияний и кометных хвостов, открыл атмосферу на
планете Венера.
II. Проверка усвоения материала (Слайд 4.)
Вариант 1
- Как называется система, в которой центральное положение во Вселенной занимает Земля?
- Астроном, который обобщил достижения античной астрономии во II веке н.э.?
- Основатель гелиоцентрической системы мира.
- Какие наблюдаемые на небе движения совершают планеты?
- Греческое название Солнца.
- Светлая полоса, видимая на безлунном, безоблачном небе ночью?
- Как Птолемей назвал малый круг, по которому движется планета?
Вариант 2
- Какой знаменитый древнегреческий учёный считал, что Земля неподвижна?
- Гея в переводе с греческого.
- Как Птолемей назвал большой круг, по которому движется центр малого круга движения самой планеты?
- Кто обнаружил, что Млечный путь состоит из множества слабых звёзд?
- Как называется система мира, предложенная Н.Коперником?
- Ученый, открывший закон всемирного тяготения.
- Ученый, открывший законы движения планет.
Проверка и самооценка. (Слайд 5)
1 вариант
- Геоцентрическая
- К.Птолемей
- Н.Коперник
- Петлеобразные
- Гелиос
- Млечный путь
- Эпицикл
2 вариант
- Аристотель
- Земля
- Деферент
- Г.Галилей
- Гелиоцентрическая
- И.Ньютон
- И.Кеплер
7 верных ответов – “5”; 6 или 5 верных ответов – “4”; 4 или 3 верных ответа – “3”; меньше 3 верных ответов – “2”.
III. Подведение итогов
Итоги нашей конференции можно отразить следующей схемой (желательно перенести ее в тетрадь) – слайд 6
Оценки выступающим.
IV. Домашнее задание: (слайд 7) § 10.
Литература:
- Вселенная. Малая Детская Энциклопедия/М: Русское Энциклопедическое товарищество, 2001 г.
- Материалы Интернет-ресурсов: www.astronet.ru ; www.college.ru ; www.center.fio.ru ; www.uraniya.ru ; www.astrolab.ru ; www.cosmoportal.org.ua и другие.