Электронный комплексный портфолио как средство мотивации самостоятельной учебной деятельности при изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


I. Введение

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Сегодня знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности. Особое значение имеет знание английского языка, который, несомненно, является наиболее широко используемым языком в мире. Около миллиона человек используют английский язык в профессиональном общении и в повседневной жизни. Три четверти почтовых сообщений, включая факсы, телеграммы и электронные сообщения, написаны по-английски. На английском языке публикуется более половины научной периодики. Большинство международных политических, научных, экономических и общественных форумов проводятся на английском языке. Он является официальным языком Олимпийских игр и одним из языков ООН. Преимущественное большинство компьютерных программ базируется на английском языке. Около 80% информации Интернета также на английском языке.

Таким образом, к какой бы сфере деятельности ни готовили себя сегодняшние школьники, им необходимо знание английского языка для того, чтобы стать хорошими специалистами, способными успешно использовать современные информационные технологии и участвовать в международном сотрудничестве, занимающим все большее место во всех странах СНГ.

Однако сегодня большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 1-2 урока английского языка в неделю. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации самостоятельной учебной деятельности школьников, когда роль учителя непосредственно на уроке носит в большей степени консультативный и корректирующий характер. Одной из наиболее перспективных технологий с данной точки зрения является система портфолио, которая, помимо повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет решать ряд других образовательных задач. Существуют различные варианты ученических портфолио в зависимости от их целенаправленности. Наиболее эффективной из всех возможных форм портфолио является, на мой взгляд, комплексный электронный портфолио.

II. История и формы портфолио

Слово “портфолио” в переводе с итальянского языка означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Термин “портфолио” в интересующем нас смысле появляется в 70-х годах у художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить об уровне его мастерства и возможностях. Именно это рациональное зерно побудило специалистов образования обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию познавательной деятельности учащихся.

Первые попытки теоретического обоснования использования портфолио для изменения системы оценивания знаний школьников были предприняты в США в начале 80-х годов. В педагогических университетах штатов Южная Каролина (Т. М. Кьюз, Р. Л. Джонсон, С. А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С. М. Глезер, С. Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д. Х. Грейвес, Б. С. Сунстейн) и т.д.

На начальном этапе стратегия портфолио подразумевала лишь целенаправленное собрание разноплановых работ учащихся, которое позволяло бы учителю поэтапно проследить динамику учебно-производительной деятельности ученика на основе анализа образцов и продуктов его труда. Уже изначально портфолио рассматривался как открытая система, дающая возможность постоянного обновления за счёт смены содержательного наполнения рубрик, замены работ на более удачные и качественные по мере повышения уровня знаний и умений ученика при изучении определённого тематического модуля или по истечении определённого промежутка времени.

Дальнейшее развитие системы портфолио выявило новые его возможности. Так в 1997 году Т. М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу “Мера для Меры” [1], в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга явилась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. Опыт позволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от его целенаправленности.

“Демонстрационный портфолио” служит для итоговой оценки знаний учащихся по определённой теме и является собранием лучших работ разного характера. Он также может содержать собственное мнение учащегося о его работе и трудностях, с которыми он столкнулся, его размышления о том, что можно было бы изменить в ходе организации учебной деятельности.

“Портфолио роста” призван показать не столько конечный результат, сколько процесс его достижения. Он помогает понять, как шло освоение материала, какие трудности пришлось преодолеть учащемуся; это позволяет учителю проанализировать не только усилия ученика, но и качество своей работы, правомерность и результативность выбранных форм и методов изложения определённой темы. “Портфолио роста” содержит образцы познавательной деятельности учащихся, выполненные на разных этапах работы над учебным материалом. Важной частью такого портфолио является работа над ошибками, комментарии учащихся по поводу встреченных трудностей, а также их самооценка.

“Инструментарный портфолио” в меньшей степени служит непосредственно оценке результатов. Он, прежде всего, нацелен на комментированное изложение учащимися освоенной ими тематики с целью последующего его использования в качестве справочного материала. Содержание такого портфолио обязательно должно быть проверенно и прокомментировано учителем. Учащийся должен быть уверен, что созданная им копилка знаний является абсолютно надёжной, и он может пользоваться ею с целью обзорного повторения материала и подготовки к различного вида тестовым, проверочным и контрольным работам. В “инструментальном портфолио” особенно должны цениться оригинальность, чёткость и доступность изложения материала, а также наличие интересных примеров и самостоятельно составленных тренировочных заданий.

Думаю, каждый из приведенных типов портфолио может быть с успехом использован для решения образовательных задач в целом и, в частности, для организации и повышения мотивации самостоятельной работы учащихся по изучению английского языка в условиях ограниченного по времени общения с учителем на уроке. Кроме этого, система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.

В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. Член-корреспондент РАО, профессор М. Богуславский отмечает “несомненный позитивный потенциал этого подхода… к оцениванию познавательной деятельности школьников”. М.А. Чошенов предлагает портфолио как “альтернативную систему оценки” [4]. В 2003 году Министерство образования Российской Федерации на заседании Совета по профильному обучению под председательством Министра образования В. М. Филиппова предложило “Провести эксперимент с целью апробации нескольких вариантов построения “портфеля образовательных достижений”.[3] Портфолио рассматривается как “способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения”. Хотя в рекомендациях Министерства портфолио рассматривается главным образом с оценочной точки зрения, документ определяет и другие “важные педагогические задачи, которые позволяет решать портфолио:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации”.

Возможность решения этих задач позволяет подойти к портфолио с иной стороны, сделать его не только и не столько инструментом для оценки результатов учебной деятельности, сколько системой всего учебного процесса. Такая система портфолио должна предусматривать не одну только демонстрацию конечных результатов, но, главным образом, быть помощником в изучении английского языка. Она позволит обеспечивать учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты, делать работу над ошибками, формулировать теоретические положения. Кроме этого, учащиеся получают возможность создавать свою справочную копилку, а также копилку своих творческих работ, лексического, идиоматического страноведческого материала. С оценочной точки зрения, система комплексного портфолио демонстрирует не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволяет учителю корректировать планирование работы на уроках и во внеурочной работе.

Очевидно, что такая система будет достаточно объемной. Бумажный вариант комплексного портфолио со временем превратится в громоздкое собрание, в котором трудно ориентироваться. Поэтому целесообразно обратиться к электронной форме портфолио, которая не только делает систему стройной и легко организуемой, но позволяет включить видео, аудио материалы и гиперссылки на интересные материалы из Интернета. Электронный портфолио может быть размещен на компьютере учителя. Это дает возможность более гибкого контакта с учащимися, а учащимся при необходимости обмениваться материалами между собой.

III. Структура электронного комплексного портфолио

Уже в 8 классе учащиеся имеют достаточные навыки работы в компьютерной программе MS Word, чтобы создавать и работать с материалами английского портфолио, который в структурном плане представляет собой систему гиперссылок между рубриками разной степени подчиненности. Каждый документ портфолио является MS Word документом, входящим через гиперссылку в рубрику более общего порядка, с одной стороны, а с другой стороны, он может содержать также гиперсвязь с документом более частного характера.

Структурную разработку портфолио целесообразно начинать с титульной странички. Первый вопрос, который необходимо решить, это вопрос о том, что должно быть включено в портфолио, то есть из каких основных рубрик (разделов) он должен состоять. Это мы решаем с учениками вместе. Как правило, в результате мозгового штурма мы отбираем от 10 до 15 рубрик. Они отражают основные аспекты изучения языка: Grammar, Vocabulary, Phonetics, Social English, English-speaking Countries and Thematic Situations (Topics). Кроме этого, учащиеся решают создать отдельные рубрики для видео и аудио материалов, творческих и проектных работ, которые гиперссылками могут быть дополнительно связаны с соответствующими тематическими подрубриками. Я также предлагаю создать рубрики для размещения информации персонального характера и копий наград и поощрений, полученных в различных английских конкурсах и мероприятиях по английскому языку. Целесообразно создать рубрику “Hello” для диалога между учителем и учеником и рубрику для списка адресов интересных вебсайтов. Очень полезной может стать рубрика “Our Plans”, где в начале года учитель размещает план учебного материала на год с указанием тематики и сроков исполнения итоговых заданий по каждой теме, а также план внеклассной работы по английскому языку.

Разработав рубрики портфолио, учащиеся получают задание создать титульную страничку и оформить ее по своему усмотрению. Образец титульной странички вы можете увидеть на <Рисунке 1>. Название каждой рубрики на титульной страничке связано гиперссылкой со своей заглавной страничкой, на которой указаны названия подрубрик второго порядка.

Рис. 1

Рассмотрим структуру одной из самых сложных как по строению, так и по содержанию рубрик “Grammar”. Для удобства представим рубрику в форме таблицы, хотя на практике она может быть оформлена любым удобным для учащихся образом.

Noun Verb Adjective Adverb Numerals Preposition, Conjunctions Complex Structures Word Order
Plural

General rule

Exclusions

Training exercises

Rating chart

             
Possessive Case              
Countable/Uncountable              
Articles

Definite Article

Indefinite Article

No Article

             
Suffixes              

Первая строка таблицы – это перечисление подрубрик первого порядка, в которую включены указанные ниже в колонке подрубрики второго порядка, они в свою очередь также могут делиться на более частные подрубрики, как это указано (курсивом) для подрубрики “Plural”. Подрубрики “General rule” и “ Exclusions” размещены на страничке “Plural”. Подрубрики “Training exercises” и “Rating chart” размещены на отдельной страничке, каждое тренировочное упражнение, созданное учеником, должно быть выполнено всеми учениками группы, а его результаты занесены в рейтинговую таблицу.

Разработка структуры портфолио не является самоцелью. Эта работа помогает учащимся систематизировать свои знания, выяснить, что уже изучено, а что нуждается в дальнейшем изучении, какие вопросы требуют особого внимания. Учащиеся ставят перед собой цели и планируют пути их достижения.

Рассмотрим пример работы над одной из подрубрик. Разрабатывая подрубрику “Noun”, учащиеся должны вспомнить или выяснить, что такое имя существительное, чем грамматические категории существительного в английском языке отличаются от таковых в русском, а также как существительные могут изменяться и быть образованы. В 7-8 классах, когда мы начинаем работу с портфолио, учащиеся уже знают достаточно об имени существительном. Им уже, например, известно, что существительное имеет два падежа, делятся на исчисляемые и неисчисляемые, исчисляемые существительные изменяются по числам, в отличие от русского языка английские имена существительные имеют слова-определители – артикли, которые могут быть определенными или неопределенными, написание существительных с заглавной буквы не всегда совпадает с русским языком. Употребление артиклей является достаточно сложным материалом и требует выделения его в самостоятельную подрубрику с дальнейшим подразделением еще на три подрубрики следующего порядка: “The Definite Article”, “The Indefinite Article” и “No Article”. Что касается таких подрубрик, как “Possessive Case” и Countable/Uncountable”, они не требуют подразделения с точки зрения грамматики, но должны иметь подрубрики, содержащие упражнения разного характера: тренировочные, тестовые и творческие (авторские). Последняя подрубрика подразумевает составление учащимися собственных интересных упражнений. Таким образом, разрабатывая структуру портфолио по грамматике имени существительного, учащиеся повторяют весь изученный ранее материал по данной теме, систематизируют, формулируют вопросы в случае пробелов в знаниях. Ответы на поставленные вопросы могут быть найдены либо в грамматическом справочнике, либо путем самостоятельных выводов из специально составленных учителем заданий. Важным моментом является составление учениками собственных творческих упражнений. Эта работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Учащиеся могут обмениваться упражнениями, проверяя и оценивая друг друга. Дух соревновательности, присущий всем подросткам, побуждает их стремиться к созданию нестандартных упражнений, искать новые примеры, способные озадачить других членов группы, заставить их потратить больше времени на выполнение упражнения, а время должно быть одним из критериев оценки. Результаты этой работы должны быть отражены наглядно. Для этого целесообразно создать подрубрику “Rating”, которая может иметь следующий вид:

Noun-Rating

No Name Plural Possessive Case Final Result
Ex.1 MP Ex.2 MP     SP MP
1. Alimov Aibek 47 43              
2. Bekeshev Sanzhar 35 50              
3.                  

В данной таблице автор портфолио выставляет баллы всем ученикам своей группы. Критерии оценки должны быть разработаны и оговорены заранее. Первый раз это лучше сделать в классе под руководством учителя. Например, если упражнение состоит из десяти пунктов (предложений, слов или словосочетаний), то можно дать по 5 баллов за каждый правильно выполненный пункт. Для определения времени следует посоветовать автору выполнить упражнение самому, замерив время, и добавить по 0,5-1 минуты на каждый пункт. При выполнении чужого упражнения учащиеся должны стремиться сделать его без ошибок за указанное время. За превышение времени снимаются штрафные 1-2 балла за каждые 5 минут в зависимости от сложности упражнения. После выполнения, проверки и оценки упражнения его автор должен обеспечить “авторскую консультацию”, но не в форме непосредственного предоставления правильных вариантов, а через ссылку на грамматическое правило, сформулированное в соответствующей подрубрике его портфолио. Таким образом, в случае недостаточного или неполного усвоения определенного материала, обеспечивается его многократная отработка и повторение через разнообразные упражнения и разные варианты изложения материала. Каждый ученик группы, чтобы не отстать в итоговом рейтинге, должен выполнить упражнения по данной теме, предложенные каждым членом группы. Непременным условием является корректность изложения грамматических обобщений, которые обязательно должны быть проверены учителем. На начальном этапе работы с портфолио следует также проверять и сами авторские упражнения, давая за них определенные баллы, при этом обязательно должна быть отмечена оригинальность заданий. В дальнейшем у учащихся вырабатывается навык внимательного отношения к составлению упражнений в соответствии с грамматической справкой. В случае закравшейся ошибки, она, как правило, непременно всплывает при выполнении упражнения членами группы

Чтобы работа в группе по данной схеме была достаточно эффективной и не перегруженной по времени, в составе группы должно быть не более 6-7 человек.

Очень важным вопросом при организации интерактивной деятельности на базе электронного ученического портфолио является вопрос о том, как и когда она может быть организована. Отвечая на вопрос “Как?”, можно предложить один из самых простых вариантов. При наличии телефонной линии и модема учащиеся могут обмениваться файлами через гипертерминал (без подключения к Интернету). При необходимости члены группы могут собираться вместе. Что касается времени, работа может быть организована по-разному. Во-первых, можно разделить неделю (или декаду) на соответствующие рубрики: 2-3 дня посвящены грамматике, 1 день страноведению, 1 день ситуативному английскому, 1 день внеклассной и проектной работе, 1 день занимательному английскому. При этом все члены группы должны согласовывать между собой, кто, с кем и когда связывается или собирается для совместной практики. Во-вторых, учитель устанавливает только крайний срок представления рейтинговой таблицы по каждой определенной теме, а ученики самостоятельно планируют свою работу. В-третьих, в начале четверти учитель знакомит учащихся с тематикой, объемом работ и списком рейтинговых таблиц, из которых будет формироваться итоговый рейтинг и оценка за четверть. Группы сами составляют график работы, с которым учитель знакомится и контролирует его выполнение.

Рамки данной статьи не позволяют рассмотреть все рубрики. Однако предложенная структура подрубрики “Noun” может служить примерной моделью для всех грамматических подрубрик. Естественно, чем сложнее содержание подрубрики, тем более разветвленной будет ее строение. Схожее строение с грамматическими имеют подрубрики “Vocabulary”, “English-Speaking Countries”, “Topics”, “”Social English”.

Особого внимания заслуживает рубрика “Tests”, которая содержит контрольные тесты, составленные учителем и выполненные учащимися в классе. После их проверки ученики заносят их в портфолио, делают работу над ошибками и сопровождают ее своими пояснениями относительно встреченных трудностей. Последние представляют ценность для учителя, так как позволяют судить об успешности учебного процесса и корректировать планирование работы на уроке. Размещение контрольных тестов в отдельной рубрике обусловлено также необходимостью следить за динамикой результативности учебной деятельности.

Приведенная модель электронного ученического портфолио и примеры работы с ним являются одним из многих возможных вариантов использования данной технологии. Она предоставляет учителю огромные возможности для развития и творческой реализации данного направления педагогической мысли, имеющего большой потенциал для повышения мотивации учебной деятельности школьников и достижения необходимого уровня знания ими английского языка в условиях малого количества уроков, предусмотренного программами.

Литература

  1. Kuhs T.M. Measure for Measure.. - Heinemann, Portsmouth, NH, 1997.
  2. Kuhs T.M. Put to the Test. Tools and Techniques for Classroom Assessment. - Heinemann, Portsmouth, NH, 2001.
  3. Министерство образования Российской Федерации. Рекомендации по построению различных моделей “портфолио” учащихся основной школы. М., 2003.
  4. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки. // “Учитель года”, №4, 2002.
  5. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе №5.