Социальная компетентность как основание успешной интеграции в общество

Разделы: Социальная педагогика


Словарь:

  • коммуникативная компетенция,
  • компетенция личностного самовыражения,
  • социальный (межличностный) интеллект,
  • лидерская одаренность,
  • социальная компетентность.

Успешной адаптации в обществе служит социальный (межличностный) интеллект как способность понимать других и ладить с ними. В основе социального интеллекта лежат познавательные процессы, выражающиеся в умении адекватно воспринимать и оценивать других людей, это тонкая наблюдательность по отношению душевного состояния другого человека, это творческое воображение как умение видеть и предвидеть то, что может произойти с человеком в определенной ситуации,

Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одаренность. Что обозначает это понятие?

Лидерская одаренность – это:

  • обладание каким-то дарованием, ценным для общества;
  • управленческие способности;
  • навыки самоуправления;
  • адекватное восприятие социальной реальности;
  • понимание механизмов отношений в малой и большой группе;
  • способность нравиться и увлекать за собой;
  • способность устанавливать конструктивные отношения с др. людьми;
  • человек, который умеет воздействовать силой своей личности на др.
  • человек, который умеет общаться.

Лидерским ресурсом обладают многие, но диапазон лидерства может быть разным: от влияния на небольшую группу людей до управления государством. Развивать природные способности, создавать условия для осознания учеником своей миссии и определения роли в обществе – вот задачи учителя.

Для формирования социальной компетенции учащихся используются самые различные формы внеурочной деятельности. Несколько лет работает школьный клуб “Лидер”, который объединяет людей для самостоятельного социального творчества. Ребята получают необходимые знания и приобретают социальные умения и навыки. Занятия сопровождаются экспресс-диагностикой, социальными упражнениями, разыгрываются реальные жизненные ситуации.

Темы для заседаний предлагаются самые различные: “Формирование толерантности как общественная потребность”, “Я не Поэт, а Гражданин”, на которых были предложены для обсуждения социально-нравственные категории “гражданин”, “патриот”.

На расширенном заседании с приглашением родительского актива обсуждалось описание модели ученика. Родители и ученики представили проекты организации жизни класса, которые и были положены в основу планирования нашей жизни. После того, как мы с активом класса обработали все предложения, мы определи основные направления внеурочной деятельности.

Без понимания “образа Я”, без знания своих достоинств и недостатков не может родиться лидер. Становлению лидера способствует исследовательская лаборатория, на занятиях которой ребята получают знания об индивидуальных качествах личности (природных, социальных, психологических, эмоциональных и др.), овладевают разными диагностиками, а затем применяют полученные знания и умения в своих микрогруппах, помогая другим ребятам познать “образ Я”.

Развитие лидерских свойств идет и через обучение приёмам публичных выступлений. Созданный центр политической информации при школьном музее объединил учеников 7-х классов. Ребята выступали в классных коллективах нашей школы, а также в клубе ветеранов микрорайона. Тематика выступлений: “Символы государства РФ”, “Основы демократии”.

На практикумах “Как выступать публично” ученики получили консультации по вопросам: как произвести хорошее впечатление, начало и конец выступления, о правильности речи, как быть правильно понятым и др.

Развитию управленческих способностей и навыков самоуправления способствует создание в классном коллективе системы индивидуальных поручений, для проведения коллективных творческих дел создаются временные штабы КТД, микро-группы дня проведения каких-либо акций в классе. Ребята учатся планировать, быть ответственным за порученное дело, у учеников формируется ещё один акт коммуникации – речевая ответственность, которая подразумевает связь слова и дела, предугадывает возможные последствия речевых действий, формирует уважительное отношение к другим.

Занятие 1. ШКОЛА ЛИДЕРА

Вступительное слово.

Человек не может жить вне общества людей, и каждый человек – частица общества, которое объединило многих людей.

“Мы рождены, чтобы жить совместно: наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека (римский философ).

Как вы понимаете “свод камней”, сделайте рисунок.

Свод – это дугообразное перекрытие, соединяющее стены. Давайте представим, что камни – это люди. Что же соединяет людей-камни? А какой камень – человек на самом верху?

Верхний камень – это особый человек, обладающий особыми качествами, который первым на себя принимает опасности. Вот его мы и будем называть ЛИДЕРОМ, обозначим – Я.

Необходимо определить, что такое лидер? (Выступление аналитиков).

ЛИДЕР – это человек, который стоит во главе компании, организации, это человек-победитель, человек, который привык быть первым в обществе, в спорте, человек, главный среди остальных. “Первый между равными”. (Август, римский император).

“Словарь иностранных слов” определяет значение этого слова так: лидер (англ. – ведущий руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе; крупный миноносец, корабль, возглавляющий группу; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревнованиях; в велоспорте – мотоциклист, едущий впереди спортсменов.

Какое значение выберем мы? Лидер – первый человек в обществе, группе людей, особый человек, обладающий лидерской (социально значимой одаренностью).

Тест 1. Возьмите любого цвета лист бумаги, напишите на нем “Я – лидер” и прикрепите на груди. Цвет – красный (активный, доминирующий), зеленый (успокаивающий, гармония), синий (холодный, равнодушный). Те, кто не прикрепил на грудь – люди не очень уверенные в себе.

Ученые установили, что лидерской одаренностю обладают многие люди, однако диапазон лидерства может быть разным: от влияния на одного человека до управления государством.

Верьте, что Вы лидер, и вы станете им.

2. Лидерские качества в человеке (выступление аналитиков). Работа с анкетами.

ум (18)
общительность(7)
доброта(7)
честность(4)
ответственность (4)
умеет управлять(4)
умный (17)
сильный(10)
добрый(5)
смелый(5)
деловой(5)
честный(4)
ум
честность
справедливость
авторитет
целеустремленность
знание(12)
престиж
красота
культура(9)

Наука доказала, что благополучие общества во многом зависит от того, каким качествами обладают его члены. Выберите из перечня 3 качества, которые в большей мере являются социально значимыми.

Секция “Интервьюер”.

1. ТЕОРИЯ.

  • ИНТЕРВЬЮ – это беседа лица, проводящего по заранее намеченному плану с другим лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения в социологических и др. социальных исследованиях.
  • ИНТЕРВЬЮЕР – лицо, которое берет интервью, проводит интервьюирование.
  • ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – проведение беседы с целью опубликования сведений; процесс сбора первичного материала с помощью интервью.
  • РЕСПОНДЕНТ – тот, кто отвечает на вопросы анкеты, тот, у кого берут интервью.

2. ПРАКТИКА. “Теория без практики мертва”.

Провести интервью с группой лиц с целью выявления лидера и сбора первичной информации.

АНКЕТА.

  1. Что обозначает слово “лидер” ?
  2. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать лидер ?
  3. Кого из учеников Вашего класса Вы назвали бы лидером (указать одно лицо).

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ф.И. респондента_____

Место______Время___

Результаты__________

4. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Интересной ли показалась Вам эта деятельность? (Да, нет).
  • Хотели бы Вы быть отличным интервьюером? (Да, нет).
  • Какие трудности Вы испытывали при проведении интервью?

ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ !

Секция “ИНТЕРВЬЮЕР”

1. Вы ведущий или ведомый?

Если Вы хотите узнать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на вопросы, пожалуйста.

  • Как, по-вашему, подошла бы Вам профессия актера или политика?
  • Любите ли Вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
  • Любите ли Вы менять мебель в квартире?
  • Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

Если Вы ответили положительно, то вы обладаете такими качествами, чтобы влиять на окружающих. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для людей, что-то менять в жизни окружающих,

2. Какой Вы психолог?

Каждому лидеру приходиться оценивать других. Естественно, нелегко научиться делать это. Надеемся, наши вопросы помогут Вам показать умение реально оценивать людей или Вы грешите по отношению к ним.

  • Вы решили получше узнать кого-либо из знакомых. Как Вы это сделаете: пригласите в какую-нибудь компанию или понаблюдаете за ним в работе?
  • Что Вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза: он неискренен или он слишком рассеян?

ОТВЕТ: наблюдаете за человеком в работе, считаете, что он неискренен. Вы умеете объективно оценивать людей и для вас не составит сложность угадать характер человека. Спасибо!

3. Насколько Вы общительны?

  • Вызывает ли в Вас неуверенность, смятение необходимость выступить с докладом, сообщением на каком-нибудь мероприятии? Почему?
  • Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменной или в устной форме? Почему?

Положительный ответ – Вы весьма общительны, любите высказываться, любите быть в центре внимания, что важно для лидера. Отрицательный ответ – Вы не уверены в себе, вам необходимо учиться выступать.

4. Организованный ли Вы человек?

Все организованные люди точны, внимательны, результативны. Организованный человек делает в три раза больше, чем неорганизованный человек. Он умеет управлять и временем и делами.

  1. Составляете ли Вы план дел на день, на неделю? Используете для этого еженедельник, дневник?
  2. Вас окружают вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей: лежат, где попало; у каждой вещи свое место; считаю, что данный вопрос не имеет никакого значения.
  3. Точно ли по времени Вы приходите на деловые встречи?

Вы организованный человек. Это Ваше преимущество перед другими. Постарайтесь проанализировать свои действия, чтобы стать организованным человеком.

Формирование толерантности как общественная потребность

МОУ СОШ №18
25 августа 2001 г.

Цели:

  • обозначить понятие “толерантности” на вербальном уровне;
  • формировать установки толерантности сознания, определяющие устойчивость поведения в обществе.

Сила – в свободной любви, слабость – во взаимном
соперничестве; соединяясь в любви – мы держимся;
разделяясь в раздоре – мы падаем.
Люси Малори.

“Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важный элемент культуры… Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков – в этом выражается твоя нравственная воспитанность”, – говорил В. Сухомлевский.

Это один из важнейших принципов толерантности. В современную лексику сегодня прочно входит новое понятие “толерантность”, его употребляют политики и журналисты. Оно звучит в средствах массовой информации. И нам с вами предстоит познакомиться с этим понятием, уточнить и несколько раздвинуть значения этого слова, углубить свои знания.

Что означает понятие “толерантность?” Откуда оно взялось? Эти вопросы мы зададим нашим старшеклассникам.

(Группа диагностиков обрабатывает анкеты. Результаты).

О значении этого нового понятия расскажет ученица 10-го класса, призёр городского тура областного фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала” 2001-2002 года Татьяна Березина.

Информация: толерантность – (лат. ТЕРПЕНИЕ) – терпимость, снисходительность к кому-либо, к чему-либо. (“Словарь иностранных слов”).

Ст. 1 – понятие из “Декларации принципов толерантности”, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждения.

Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность – это обязанность человека способствовать утверждению прав плюрализма (в том числе, культурного), демократии, правопорядка.

Толерантность – это отказ от догматизма, от абсолютизма истины, и утверждающие нормы, установленные в международных правовых актах.

Таким образом, мы видим, что значение слова многомерное и предполагает проявления терпимости к людям, различающимся по внешности, языку, обычаям, верованиям и др.

В соответствии с декларацией принципов толерантности – толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества.

Проблема внедрения в социальную практику норм толерантного поведения

В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, каков он есть, понять его, а свои поступки и свое поведение по отношению к другим проверить вопросом – не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

Предлагаем сейчас Вам проанализировать несколько ситуаций из школьной жизни с позиции толерантности.

Ситуация I.

К сожалению, проблемы мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев приобрели в нашем обществе особую актуальность, обусловленную социальной напряжённостыо, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом национального экстремизма. Эти явления проявляются в крайних формах, выраженных в терроризме. Среди учеников нашей школы есть ребята, которые пережили разные формы экстремизма и вынуждены были покинуть родные места. С их разрешения мы задали им несколько вопросов: правда ли, что 3 года назад вы пришли в нашу школу и совсем не знали русского языка? Как проходил процесс адаптации в условиях нашей школы?

(Интервью с ученицами школы Амраховой Улей и Александрой).

В конце рассказа девочки прочитали стихотворения М. Лермонтова на родном языке.

Ситуация 2.

Иллюстрацией к следующей ситуации может послужить басня “Волк и ягненок” И. Крылова в инсценировке учеников 6-го класса.

Вопросы к присутствующим: каковы взаимоотношения между волком и ягненком? Какими представляете вы себе людей, описываемых в басне в образе животных? Можете ли вы рассказать о случаях из вашей жизни, когда взаимоотношения между людьми строились по такой же модели? (Имена можно опустить).

Ситуация 3.

Телевизионный отрывок из фильма “Мусульманин”.

Главный герой фильма, вернувшись из плена в Афганистане, поменял веру. Он стал мусульманином. Неоднозначно стали относиться к нему родные, друзья, односельчане. В отрывке из фильма вы увидели, как не принимает и не понимает героя его брат. Как вы считаете, что стало причиной конфликта? Kтo должен был и в какой момент проявить терпимость? Встречались ли вы с людьми других конфессий?

Ситуация 4.

Поскольку сегодня на нашу встречу приглашены и родители, хотелось бы, обсудить ситуацию проявления терпимости в отношениях между людьми разных поколений, между родителями и детьми.

Анкета для родителей.

  1. Всегда ли вы терпимы к поведению, к мнению ваших (сына, дочери)?
  2. Можете ли вы признаться себе, что в одной из ситуаций вы были не правы?
  3. Какие вопросы вызывают у вас наибольшие разногласия?

Анкета для детей.

  1. Всегда ли родители понимают тебя?
  2. Всегда ли вы терпимы к мнению родителей?
  3. Как можно помочь родителям терпимее относиться к вам?

Практикум для родителей и детей.

Задание: представьте участников такой ситуации: мама, рассерженная долгим ожиданием, уставшая и обеспокоенная; дочь – возбуждённая, радостная, наполненная новыми впечатлениями. Ситуация – позднее возвращение с дискотеки. Составьте небольшой диалог: мать – дочь: ваши действия.

Диалог:

М. Да, что это такое!? Ты знаешь, который час? Мне завтра на работу рано вставать.
Д. Ну и что, я уже взрослая, сама могу решать, когда приходить, домой!
М. Пока ещё я тебя комлю и одеваю. Будь добра, делай, как я сказала!
Д. Не нравится, и не надо! (Хлопает дверью).

Ситуация получилась у нас критическая. Можно ли воспитывать, формировать толерантность? Предложите пункты в школьную программу по воспитанию толерантности у учащихся нашей школы. Спасибо всем, кто принял участие в нашем разговоре!

Из предложений участников (без редакции).

  1. Почаще проводить уроки с элементами толерантности. Это интересно!
  2. Ввести в школьную практику терпимое отношение между учениками.
  3. Проводить в школе акции на тему “День терпения”.
  4. Вести предмет “Психология межличностных отношений”.
  5. Толерантность ради толерантности недопустима, но в том случае, когда сильный обижает слабого, вмешательство необходимо.
  6. Уважать права другого человека: его мнение, его национальность, возраст. Развивать такие свойства личности, как рефлексия по отношению к своему поведению.
  7. Создать школьные родительские сообщества.
  8. Исключить противоречие между словом и делом.
  9. Необходимо проведение практических занятий с проигрыванием жизненных ситуаций.
  10. Проводить больше классных часов с обсуждением таких вопросов.
  11. Об этом необходимо говорить!!!

Решая одну из обозначенных проблем, а именно, лидерство, как условие успешной социализации личности, я познакомилась с трудами Тома Шрайдера, который разрабатывал основы сетевого бизнеса в России, с книгами Карнеги, была участницей семинара “С чего начинается уверенная работа в МЛМ”, автором которого является Марина Синькова из Екатеринбурга, познакомилась со статьями в журнале “Школьные технологии ” и другими материалами. Основные идеи и легли в организацию школьного клуба “Лидер”.