"Воспитание толерантности"(классный час в 10–11-х классах)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности;
  2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  3. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

1-я стадия – “Вызов”

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).

  • Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
  • Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?

Эти и другие вопросы интересуют сегодня ученых, педагогов, психологов, родителей. Их решением мы займемся на заседании нашего “круглого стола”.

2-я стадия – “Осмысление”

Каждая группа ребят высказывает свое мнение по рассматриваемой проблеме.

Историки. Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Филологи. Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Политологи. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

Не меньшую озабоченность вызывает устойчивая ориентация российского руководства на силовые способы решения вопроса взаимоотношений России с Чечней, без должного учета тех самых особенных интересов чеченского народа.

Педагоги. Особую ответственность в формировании навыков толерантного поведения у школьников несет школа. Но готовы ли сегодня школьные учителя к этому? Обладают ли они достаточными знаниями и практическими навыками в этой области, являются ли сами образцами для подражания?

К сожалению, наша школа в течение десятилетий осуществляла прямо противоположную систему воспитания нескольких поколений людей в духе нетерпимости ко всем, кто не разделял “единственно правильную” идеологию.

Эта проблема актуальна еще и потому, что воспитание толерантности через школу – это одновременно и работа с родителями, а значит, существенное расширение поля толерантного сознания у значительной части российского населения.

Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:

  1. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  2. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  3. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  4. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
  5. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

3-я стадия – “Рефлексия”

Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях этот качество вам необходимо?

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

Литература

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
  3. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
  4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
  5. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  6. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.