Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами преподавания данного курса являются:
- представление учащимся научного исследования как единой системы;
- формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
- пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год, для учащихся 8-11-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса “Методика исследовательской деятельности учащихся” кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом” ученика. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для учащихся начальной школы, 5-7-х классов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОбщий объем – 68 часов
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекцион. |
Практ. |
Прим. |
||
Введение. Раздел 1. Наука и научное мировоззрение. |
1 | 1 | |||
1.1. | Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование | 2 | 1 | 1 | 1/2 |
1.2. | Определение темы, объекта, предмета исследования | 4 | 2 | 2 | /2 |
1.3. | Цель и задачи исследования | 4 | 2 | 2 | 1/2 |
1.4. | Научная гипотеза и её проверка | 4 | 2 | 2 | |
1.5. | План и организация исследования | 6 | 2 | 4 | 4/6 |
1.6. | Составление индивидуальной рабочей программы | 2 | 1 | 1 | /2 |
1.7. | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература | 2 | 1 | 1 | 2/2 |
1.8. | Анализ результатов исследования | 6 | 2 | 4 | 4/6 |
1.9. | Понятийный аппарат исследования | 1 | 1 | ||
1.10. | Индивидуальное исследовательское задание | 2 | 1 | 1 | 2/2 |
1.11. | Научная статья | 3 | 1 | 2 | |
1.12. | Реферат | 3 | 1 | 2 | 12 |
ИТОГО | 42 | 20 | 22 | 14/26 | |
2.1 |
Раздел 2. Речевая компетенция
учащегося, креативный потенциал речи Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи |
1 |
1 |
||
2.2 | Практическое владение нормами литературного языка | 2 | 2 | /1 | |
2.3 | Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста | 2. | 2 | 1/2 | |
2.4 | Различные стили речи и жанры речевых высказываний | 1 | 1 | /1 | |
2.5 | Соответствие плана содержания и плана выражения в речи | 2 | 2 | 1/2 | |
2.6 | Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории | 1 | 1 | 1/1 | |
2.7 | Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность) | 1 | 1 | /1 | |
ИТОГО | 10 | 1 | 9 | 3/8 | |
3.1 |
Раздел 3. Основы психологических
знаний. Психологический настрой на работу с аудиторией |
2 |
2 |
2/2 |
|
3.2 | Приемы саморегуляции | 2 | 1 | 1 | 1/2 |
3.3 | Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека | 2 | 1 | 1 | 1/2 |
ИТОГО | 6 | 2 | 4 | 4/6 | |
4.1 |
Раздел 4. Применение основ информатики
в исследовательской деятельности Структура, композиция исследовательской работы |
4 |
1 |
3 |
/2 |
4.2 | Требования к оформлению
исследовательских работ, цитиро- вание, ссылки |
3 | 1 | 2 | 1/1 |
4.3 | Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) | 3 | 1 | 2 | /2 |
ИТОГО | 10 | 3 | 7 | 1/5 | |
ВСЕГО | 68 | 27 | 41 | 22/45 |
Первая цифра в столбце “Примечание” обозначает возможное количество часов для учащихся начальной школы, вторая – для учащихся 5-8-х классов.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 1 час
Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение
Тема 1.1 Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование – 2 часа.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
Тема 1.2 Определение темы, предмета, объекта исследования – 4 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.3. Цель и задачи исследования – 4 часа.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практическое занятие. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы.
Тема 1.4. Научная гипотеза и её проверка – 4 часа.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
Практическое занятие. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой.
Тема 1.5. План и организация исследования – 6 часов.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса, фиксирование противоречий. Вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой исследовательской задачи. Составление программы поиска.
Тема 1.6 Составление индивидуальной рабочей программы – 2 часа.
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.
Практическое занятие. Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.
Тема 1.7 Поиск источников и литературы, отбор фактического материала – 2 часа.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическое занятие. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Тема 1.8. Анализ результатов исследования – 6 часов.
Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.
Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов.
Тема 1.9. Понятийный аппарат исследования – 1 час.
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Тезаурус.
Практическое занятие. Составление терминологического словаря.
Тема 1.10 Индивидуальное исследовательское задание – 2 часа.
Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.
Практическое занятие. Исследовательская задача. Перечень условий научного поиска. Предложения по включению в общую работу результатов индивидуального исследовательского задания.
Тема 1.11 Научная статья – 3 часа.
Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания, содержание, оформление научной статьи.
Практическое занятие. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи.
Тема 1.12 Реферат – 3 часа
Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.
Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи
Тема 2.1 Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи – 1 час.
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.
Тема 2.2 Практическое овладение нормами литературного языка.
Практическое занятие – 2 часа.
Тема 2.3 Оценка речевых высказываний собеседника художественного текста.
Практическое занятие – 2 часа.
Тема 2.4. Различные стили речи и жанры речевых высказываний.
Практическое занятие – 1 час
Тема 2.5. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.
Практическое занятие – 2 часа.
Тема 2.6. Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории.
Практическое занятие – 1час.
Тема 2.7. Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).
Практическое занятие – 1 час.
Раздел 3. Основы психологических знаний
Тема 3.1 Психологический настрой на работу с аудиторией.
Практическое занятие – 2 часа.
Тема 3.2 Приемы саморегуляции – 2 часа.
Общие закономерности саморегуляции.
Практическое занятие. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.
Тема 3.3 Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека – 2 часа.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Практическое занятие. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем.
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
Тема 4.1 Структура, композиция исследовательской работы – 4 часа.
Понятие о структурировании исследовательского материала.
Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.
Тема 4.2 Требования к оформлению исследовательских работ – 3 часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
Тема 4.3. Результаты исследования и их обработка – 3 часа.
Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.