Программное содержание.
Дать детям знание о функциях органов зрения человека и их внешнем строении; о различных особенностях глаз животных (коршуна, филина, зайца, крота), их механизмов приспособления к окружающему миру (различной среде обитания). Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз. Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и заботливое отношения к людям.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций животных и их среды обитания. Разучивание комплекса упражнений для глаз.
Оборудование и материалы.
Ширма (городские ворота), замок, 4 ключа в конвертах, зеркала, дидактическая игра “Что полезно, а что вредно для глаз”, две корзины, шишки, повязки для глаз, аудиозапись “Пение птиц, шум ручья”.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня с вами посетим город “Умные помощники”, но в этом городе тоже нужно соблюдать правила юного эколога. Давайте их вспомним.
- Ходить только по тропинкам.
- Не топтать растения и муравейник.
- Не трогать руками животных.
- Не кричать, не шуметь.
- Смотреть, наблюдать только глазами.
Молодцы! А теперь, чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на воротах.
Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”
Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою пару по цвету и составляют ключи. Затем прикладывают ключи к замочной скважине, находят нужный ключ, открывают дверь и заходят в ворота.
Никого не видно? Нет. Здесь никого нет, только лежит какой-то конверт. О! Какая-то записка. Интересно, что здесь написано?
Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе.
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам … (Глаза.)
Правильно, это глаза. В народе говорят: “Глаза – окно в мир”. Как вы думаете, почему так говорят люди? (Ответы детей).
Благодаря глазам, мы можем видеть все окружающее вокруг нас. А еще люди говорят: “Глаза – зеркало души”. Как вы это понимаете? (Ответы детей).
По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, или безразличный ко всему. Можно определить и настроение человека. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.
Психогимнастика.
Если нас что-то удивляет А если на душе грустно стало А когда на душе у нас радость |
(Раскрываем широко глаза и делаем удивленный
вид). (Опускаем глаза вниз). (Глаза поднимаем вверх и улыбаемся). |
Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! У всех ли они одинаковые? (Ответы детей).
Чем они отличаются? (Ответы детей).
Правильно вы сказали. По цвету глаза у всех разные. Давайте посмотрим на Сашины глаза, какого цвета они. А у Данила какого цвета глаза? Посмотрите, какого цвета у меня глаза? (Ответы детей).
Цветное колечко, которое у всех разное по цвету, называется радужной оболочкой.
В центре радужной оболочки вы видите черное пятно, это зрачок. Когда много света – зрачок сужается, а когда мало – расширяется, через это маленькое окошечко мы смотрим на мир.
Представьте, подул ветер, летит пыль. Что же защищает глаза от пыли? (Ответы детей). Правильно вы сказали, наши красивые ресницы и веки защищают глаза от пыли.
А иногда бывают такие моменты, что от обиды или от боли из глаз текут слезы. Вы их пробовали на вкус? (Ответы детей). Но самое главное они помогают глазам. Например, они смывают соринку из глаз.
Что у нас над глазами? (Ответы детей). Потрогайте, это брови.
Посмотрите друг на друга, брови густые, красивые. Для чего нужны нам брови? (Ответы детей). Брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. Оказывается брови, ресницы и веки нужны человеку не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Надо нам самим заботиться о своем зрении и беречь глаза.
Дидактическая игра “Что полезно, а что вредно для глаз”
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке, внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз полезно, а что вредно.
Если на карточке изображено, что полезно для глаз – положите карточку к веселой рожице. Если вы на карточке видите, что это вредно для глаз – положите карточку к грустной рожице.
Дети расставляют карточки.
Что вредно для глаз? (Ответы детей). А что полезно? (Ответы детей).
Правильно вы разложили карточки, и я думаю, что вы теперь будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
Ребята, как вы думаете, у какой птицы живого уголка самое острое зрение? (Ответы детей). Правильно, у коршуна. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Острое зрение еще у орла и ястреба. | ||
А какая птица из живого уголка, лучше всех видит ночью? (Ответы детей). Да, филин ночью легко может отыскать в темноте мышь. | ||
Вот догадайтесь, почему зайца называют “косым”? Может он плохо видит? (Ответы детей). Убегая от врагов, заяц видит не только то, что впереди, но и сбоку. | ||
Кто из животных совсем не видит? (Ответы детей). Совершенно верно, это крот. Он живет под землей, там темно и кроту видеть не обязательно. |
Но бывают в жизни случаи, что человек теряет зрение и слепому человеку жить очень тяжело. Всем окружающим людям надо обязательно заботиться и помогать им. Например, помочь перейти дорогу или помочь сесть в автобус и т.д. Чтобы почувствовать, как трудно бывает без зрения, мы с вами сейчас поиграем.
Игра “Собери шишки”
Всем детям завязывают глаза, дают корзины в руки и за одну минуту предлагают собрать шишки, разбросанные на полу. После игры дети делятся своими ощущениями и делают вывод, что без зрения жить очень тяжело и надо обязательно беречь свое зрение.
Издается звук “индейца”. Звучит аудиозапись “Пение птиц, шум ручья”
Воспитатель. Кто так может издавать звук?
Дети. Индейцы.
Воспитатель. Давайте его пригласим к нам таким же сигналом. Сделаем вдох через нос, а на выдохе будем произносить звук “а-а-а” прикрывая ладонью рот.
Появляется “индеец”.
Индеец. Нау-хау! Хау-нау! Я приветствую вас, бледнолицые братья и сестры! В племени меня зовут Соколиный глаз. Знаете почему? (Ответы детей).
У меня отличное зрение, я самый лучший охотник в своем племени. Вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение? (Ответы детей). Тогда все за мной к священной горе!
Гимнастика для глаз
Сначала мы разотрем руки до появления тепла.
Индеец. Закроем глаза ладонями рук и
послушаем шум воды, пение птиц и шум ветра. А сейчас откроем глаза, и посмотрим на вершину священной горы, а затем на землю наших предков. Посмотрите по сторонам, налево, направо. Нет ли врагов. Смотрите, смотрите вдаль, вон там парит высоко в небе брат мой коршун – острый глаз. А теперь посмотрите на горный ручей, который стекает со священной горы. |
Ладонями рук прикрыть глаза. Поднять глаза вверх, затем опустить вниз. Движения глаз вправо – влево. Посмотреть вблизи на ручей. |
А сейчас мы с вами закроем глаза и подышим свежим, горным воздухом, он очень полезен для нашего организма.
Упражнение на дыхание
1 – 3 – вдох через нос; 4 – 6 – задержать дыхание; 7 – 8 –выдох через нос.
А еще хочу вам открыть свой секрет. Я каждое утро пью морковный сок или ем морковь, потому что она очень полезна для зрения. Хотите, я вас сейчас угощу морковкой. (“Индеец” угощает детей морковкой. Дети едят морковь).
О! Я слышу, как меня зовут боги! Мне пора! До свидания!
Дети. До свидания.
Воспитатель. Вкусная морковка? (Ответы детей). Сладкую, сочную морковь я думаю, вы теперь будете кушать каждый день. А также будете бережно относиться к своему зрению, выполнять гимнастику для глаз, потому что глаза наши помощники. Как вы думаете, почему так говорят - глаза наши помощники? (Ответы детей). Правильно при помощи глаз мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, чтобы зрение было у всех хорошее, а настроение всегда бодрое и веселое.
Спасибо вам ребята, за приятное проведение времени. Берегите зрение! Потерянный глаз – ничем не заменишь.