Самостоятельная работа учащихся в процессе личностно ориентированного обучения в современной школе

Разделы: Математика


Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы.

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно – ориентированны. Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выбранные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные образцы познания, поведения, обязательные для всех.

В учении реализуется индивидуальная познавательная деятельность, которая в силу природной активности ребенка формируется очень рано, подчас стихийно, еще до систематического обучения в школе. К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т. е. субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены "векторов" в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняет функции обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики, и "вектор" развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", – эти слова Л.Н. Толстого должны стать смыслом работы учителя.

В процессе учения ученик участвует во многих различных видах деятельности, объективно направленных на осуществление целей обучения математике. Замечу, что если его деятельность объективно не направлена на осуществление этих целей, то говорят, что "ученик не учится", хотя и присутствует в классе. Этот случай рассматривать не будем. Будем предполагать, что хотя бы объективно все виды деятельности, которые реализует ученик, в той или иной степени направлены на осуществление целей обучения.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Учителю необходимо учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей.

Переход с одного уровня на другой должен осуществляться постепенно, только когда учитель будет убежден, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельности. Иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях.

Урок, который я хочу описать, проводится при закреплении навыков. Он представляет собой особым образом организованную самостоятельную работу. Для этого урока учитель должен заранее подготовить чистые листочки форматом в половину или четверть тетрадного листа (примерно 10 штук на каждого ученика). Пользоваться тетрадью или черновиком на этом уроке запрещается, учащиеся должны иметь при себе только ручку. На доске учитель записывает три варианта работы, причем каждый вариант он пишет разного цвета мелом. Степень трудности вариантов различна. Для того, чтобы работа проходила быстро и организованно, учителю необходимо помнить наизусть ответы всех заданий, тогда его проверка будет мгновенной. Кроме того, необходимо подготовить специальную ведомость для учета каждого выполненного задания.

Самостоятельная работа (на 30 минут) по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей"

Ведомость учета

В начале урока варианты "3" и "5" скрыты от учащихся, а вариант "4" записан на фронтальной доске и виден всем. На этой доске учитель показывает решение тех заданий варианта, которые вызвали вопросы у ребят. Показав и разъяснив решение, учитель тут же стирает его, оставляя условие.

После объяснений учителя открываются тексты других вариантов, и учащимся дается 1 – 2 минуты для свободного выбора варианта, по которому они хотят работать. Учитель в это время раздает по одному листочку для выполнения первого задания. Остальные листочки сложены на столе учителя так, чтобы учащиеся могли их свободно взять, сдав первый листочек учителю.

После описанной подготовки учитель объявляет о начале самостоятельной работы. Ученики на своих листочках выполняют первый пример выбранного варианта. Как только пример решен, ученик с листочком подходит к учителю, который мгновенно видит, правильное решение или нет. Если ответ ученика неправильный, то учитель не берет у него листочек, а отправляет искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. Если ответ правильный, то учитель забирает листочек, а ученик закрашивает в ведомости ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Работа прекращается за 5 минут до звонка. За это время учитель дает оценку подготовке всего класса и каждого отдельного ученика, ориентируясь на закрашенные клеточки ведомости.

Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе.

В то же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и ее недооценка. Бывает так, что учитель включает в урок самостоятельную работу без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав ее содержание и форму организации. Результаты бывают плачевны: или дети не готовы выполнить задание, или не хватило времени и т. п. А в результате – зря потрачено драгоценное время урока. Но если, составляя план урока, учитель тщательно продумал место и время самостоятельной работы, четко определил ее общее содержание, разбил задание по разным уровням сложности, то она сыграла свою положительную роль.

Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, многие учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая должного внимания на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. В то время как задания творческого характера, развивая у учеников умение отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учеником, способствует более глубокому изучению материала, раскрытию его новых сторон.

Поэтому учителю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.

Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Розенталя – Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показаниях умственного развития детей. Как выяснилось, последующие достижения учеников зависели от этой информации, т. е. от мнения учителя о возможностях ученика. Те дети, которые воспринимались учителем как более одаренные (хотя таковыми не являлись), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренными.

Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

  1. обучающими;
  2. тренировочными;
  3. закрепляющими;
  4. повторительными;
  5. развивающими;
  6. творческими;
  7. контрольными.

I. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, а также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий репродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке.

К обучающим самостоятельным работам можно отнести работу учащихся по выполнению такого задания: "Разбейте треугольник на три части, из которых можно было бы сложить прямоугольник, сделайте вывод о формуле площади треугольника". Результат работы показаны на рисунке.

Когда мы переходим к изучению площади параллелограмма, то учащимся предлагалось самим найти способ разбиения на части, из которых можно было бы составить фигуру, площадь которой мы уже умеем находить.

Перед тем, как перейти к изучению площади трапеции, я накануне соответствующего урока предлагаю разбить трапецию на такие части, площади которых легко вычислить. В основном ребята разбили трапецию как показано на рисунке.

На уроке, где выводилась формула площади трапеции, мы шли от предложения учащихся. Вывод нужной формулы в данном случае выглядит следующим образом:

SABCD = SABM + S BCKM + S CKD = (S ABC + S CKD) + S BCKM

Учащиеся на уроке работали с моделью и поэтому имели возможность сложить получившиеся треугольники АВМ и СКД так, чтобы их стороны ВМ и СК совпали, в результате чего они получали треугольник АВД. Основание АД треугольника АВД будет равно а – b. Окончательно имеем:

Как показывает опыт, такая самостоятельная работа ставит учащихся в условия "первооткрывателя" теоремы, позволяет ему структурно понять идею равносоставленности равновеликих многоугольников с последующим осмысленным ее переносом в новые ситуации.

При таком подходе, когда отсутствует объяснительно-иллюстрированный метод изложения учебного материала учителем, учащиеся не просто механически выучивают выводы соотвествующих формул, а понимают внутреннюю связь между формой задачи и поставленной целью, постигают суть проблемы.

При изучении темы "Логарифмы и их свойства" в классе после объяснений учителя можно предложить следующую самостоятельную работу: "Составьте по 2–3 примера, иллюстрирующих свойства логарифмов". Оформление работы может быть таким:

Конечно, не все учащиеся сразу найдут примеры с отрицательными числами, не все смогут оформить задания так, как показано в правом столбце, но, рассмотрев примеры учащихся, учитель сумеет направить их по нужному пути, одновременно продемонстрировав выражение целого числа через логарифм, подчеркнув, что такая запись нова только по виду ибо учащиеся давно умеют изображать одно и то же число в разных вариантах. Так число 16 можно представить как: 8 + 8, 20 – 4, 42, и т. д.

Самостоятельно составляя примеры на изученные правила и свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять их, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как они сами участвуют в его объяснении.

К обучающим самостоятельным работам относятся так же самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.

Так в 6-м классе после изучения темы "Нахождение дроби от числа" предлагаю ребятам составить план (алгоритм) решения задач на нахождение процентов от числа. Вот что у них получается:

  1. перевести число процентов в десятичную дробь;
  2. умножить данное число на полученную дробь.

К старшим классам у ребят не возникает затруднений по составлению алгоритмов. Например, после того, как выведена формула первообразной, проходящей через данную точку, составляется следующий алгоритм:

  1. записать общий вид первообразной;
  2. подставить в полученную формулу координаты данной точки и рассмотреть уравнение относительно С;
  3. решив уравнение, найти значение С;
  4. записать найденное значение С в формулу, полученную в п. 1.

II. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например: среди функций, заданных формулами у = х + 0,5, у = – 0,5х + 4, у = 5х – 1, у = 0,5х + 1, у = 0,5х, выделить те графики, которые параллельны графику функции у = 0,5х + 4. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов и др. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся (особенно слабым) еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют ее.

К таким работам я отношу работы по обучающим карточкам. Такая карточка состоит из чередования трех блоков: 1 – опорная формула, написанная цветными чернилами; 2 – решенные примеры; 3 – Р. С. – реши сам.

Приведу содержание двух карточек на тему "Действия со степенями" из курса алгебры 7-го класса.

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Сейчас такие дидактические материалы выпущены и по алгебре, и по геометрии для всех классов.

К этому виду работ я отношу работу учащихся по заполнению пропусков. После изучения темы "Умножение десятичных дробей" можно предложить такую работу.

А. Чтобы найти произведение двух десятичных дробей, нужно:

1) выполнить ..., не обращая внимания на ...,

2) отделить ..., столько цифр ..., сколько их стоит после запятой вместе....

3) если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут ....

В. 1. Найдем произведение чисел 6, 42 и 30,5

1) Перемножим, не обращая внимания на запятые

2) После запятой в обоих множителях ... цифр

3) Отделим запятой справа ... цифры

4) Получим 195,81.

2. Найти произведение чисел

  • а) 1,213 и 0,5;
  • б) 4,8 и 0,042;
  • в) 72,36 и 1,7;
  • г) 0,713 и 30,72

Буквой А обозначены теоретические сведения. Если материал хорошо понят, то ребята заполняют пропуски очень быстро. Если же возникают проблемы, то заставляю еще раз читать текст пункта, помогаю разобраться в нем.

Буквой В обозначены задания, закрепляющие теорию. Очень большую пользу приносят тренировочные самостоятельные работы с практической направленностью по геометрии. При выполнении таких работ учащиеся пользуются учебниками, справочной литературой, таблицами, что способствует развитию навыков самостоятельности, их подготовке к самообразованию.

Тренировочная самостоятельная работа (на овладение способом построения, изображения, доказательства).

Тема: Построение сечений тетраэдра плоскостью (10-й класс).

Цель работы: закрепление знания основных понятий; повторение аксиом стереометрии и их следствий.

Оборудование: масштабные линейки, карточки с изображением тетраэдров, кодоскоп.

Порядок проведения работы.

1. Демонстрация при помощи кодоскопа решения следующей задачи: "Постройте сечение тетраэдра SАВС плоскостью, проходящей через точки К, М и N, где К – середина ребра SC ,

Решение:

рис. 1

1. Строим заданные точки К, М и N. Искомую плоскость обозначим .

2. Соединим точки М и N. Так как они принадлежат плоскости сечения и плоскости (АВС), то МN есть пересечение плоскости сечения и плоскости (АВС) (рис. 1).

3. Соединим точки М и К. Так как они принадлежат плоскостям сечения и (SВС), то прямая КМ есть пересечение этих плоскостей.

рис.2

4. Строим точку пересечения прямых МN и СА (рис 2).

5. Соединим точки F и K. Так как они принадлежат плоскостям и (SАC), то на ребре АS получим такую точку L, что LK – пересечение плоскости и плоскости SAC (рис. 2).

6. Соединим точки L и N. Так как они принадлежат плоскостям и (SAB), то L N – пересечение этих плоскостей.

7. LNMR – искомое сечение

8. Задача имеет единственное решение, так как три точки К, М и N не принадлежат одной прямой

2. Самостоятельное выполнение по карточкам одного из следующих построений.

  • а) Построить сечение тетраэдра SABC плоскостью, проходящей через середины ребер SA, SB, SC. Найти периметр сечения, если каждое ребро тетраэдра равно 4 см.
  • б) Построить сечение тетраэдра SABC плоскостью, проходящей через точки М, N и К, где К середина ребра ВС, МВ = 1/3 SA, NВ = 1/3 АВ.
  • в) Построить сечение тетраэдра АВСД плоскостью, проходящей через точки М, N и К, где М и К – середины соответственно ребер АВ и ДС, NС = 1/5 АС.
  • г) Построить сечение тетраэдра АВСД плоскостью, проходящей через точки А, В и М, где М – точка пересечения медиан грани ВСД.

III. K закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмыслено усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

В классе, как правило, есть "сильные", "средние" и "слабые" ученики, поэтому для контроля усвоения какой-либо темы предлагается работа по индивидуальным карточкам. Она, с одной стороны, является контролем-диагностикой, с другой – выполняет развивающую функцию. Но самое главное – работа по карточкам позволяет установить обратную связь: ученик в ходе выполнения задания может задавать вопросы учителю. Результаты такой работы позволяют учителю делать выводы о достижении базового уровня знаний каждым учеником класса на данном этапе изучения того или иного материала

При изучении курса геометрии в 7 – 9-х классах перед учащимися ставятся задачи проводить доказательные рассуждения и устанавливать зависимости между элементами фигуры. Задача проводить доказательные рассуждения дифференцируется для разных групп учащихся: для сильных – проводить, для средних – воспроизводить, а для слабых – видеть ситуацию. Поэтому карточка должна включать, по крайней мере, два задания:

  1. на умение проводить доказательные рассуждения;
  2. на умение применять теоретический материал для решения задачи.

Карточка А рекомендуется для учащихся, не достигающих уровня обязательной подготовки:

  1. сформулировать изученную теорему, либо воспроизвести (прочитать чертеж);
  2. одношаговая задача на распознавание.

Карточка Б рекомендуется для учащихся, достигающих уровня обязательной подготовки:

  1. сформулировать и доказать теорему;
  2. задача на распознавание. Задача, для решения которой требуется знание буквенных выражений или умений выполнить простейшие дополнительные построения; задача на узнавание объектов в ранее изученных конфигурациях.

Карточка В рекомендуется для учащихся, достигающих продвинутого уровня подготовки.

  1. сформулировать и доказать утверждение, которое не дано в учебнике и не рассматривалось в классе;
  2. задача, для решения которой необходимо либо умение логически мыслить, либо выполнить дополнительное построение, либо применить ранее изученный материал для решения незнакомой задачи.

Примеры карточек по теме "Равнобедренный треугольник":

А.

  1. а) Начертить равнобедренный треугольник и обозначить его.
    б) Указать: основание треугольника и его боковые стороны; углы при основании; угол противолежащий основанию.
    в) Сформулировать свойство равнобедренного треугольника.
  2. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 6 см, а основание – 8 см. Вычислить периметр треугольника.

Б.

  1. Сформулировать и доказать признак равнобедренного треугольника.
  2. Основание равнобедренного треугольника 6 см, боковая сторона на 1 см меньше основания. Найти периметр треугольника.

В.

  1. Доказать, что если в треугольнике биссектриса является медианой, то треугольник равнобедренный.
  2. В равнобедренном треугольнике АВС на основании АС отмечены точки Н и К так, что ВК является биссектрисой угла СВН, а ВН является биссектрисой угла АВК. Вычислить градусную меру угла АВК, если ВНС = 72°.

IV. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

Например, в курсе алгебры и начал анализа 11-го класса перед изучением img13.jpg (5220 bytes)темы "Степень с рациональным показателем" целесообразно провести следующую обзорную самостоятельную работу.

img14.jpg (41002 bytes)

img15.jpg (33316 bytes)

IV. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе "дней математики", сочинение математических игр, сказок и др. На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

V. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

Это задания на поиск второго, третьего и т. д. способа решения задач. Например, для нахождения высоты, опущенной из вершины прямого угла, если известны три элемента данного треугольника, можно применить способы, основанные на следующих фактах: на определении синуса острого угла, на вычисление формулы площади треугольника, на теореме Пифагора.

VII. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому во – первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во – вторых они должны быть направлены на отработку основных навыков; в – третьих, – обеспечить достоверную проверку уровня обучения: в – четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять их продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке

К самостоятельным работам можно отнести и тестовые задания. Актуальность введения тестирования в школьную практику обусловлена тем, что все чаще ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий на уровне города, округа и в ВУЗах.

Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний является: учет индивидуальных способностей учащихся; контроль качества усвоения не только практического, но и теоретического учебного материала; возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса; осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала – каждым учеником; экономия учебного времени при контроле знаний и оценки результатов обученности; разнообразие форм контроля.

Следует помнить, что тестовую форму контроля знаний следует использовать только в сочетании с традиционными контрольными и самостоятельными работами.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных норм). В соответствующих статьях этого Закона уточняется, что образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий.

Таким образом, образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования. Качество образования в значительной степени зависит от методической системы личности – ориентированного обучения, от умения учителя использовать ее таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся. Образовательный процесс личностно – ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности поведения.