Роль и место республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал" в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних: методический аспект

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из направлений деятельности Центра является оказание информационно-методической помощи работникам образовательных учреждений по вопросам профилактики асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди детей и молодежи.

Специалистами Центра большое значение придается созданию системы информационно-методической поддержки образовательных учреждений по предупреждению асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.

Создание системы информационно-методической поддержки образовательных учреждений обусловлено тем, что эти образовательные учреждения реализуют право детей на образование, а также частично некоторые другие их права - на отдых и на досуг, на уровень жизни, необходимый для развития. Система информационно-методической поддержки образовательных учреждений позволит более оперативно и гибко реагировать на изменение социальной ситуации, перераспределять средства и силы в рамках образовательного учреждения с целью создания безопасного образовательного воспитательного пространства каждого образовательного учреждения, использовать достижения психолого-педагогических наук.

В Центре создана следующая система информационно-методической поддержки участников образовательного процесса:

Схема

При построении системы методической поддержки участников образовательного процесса следующие положения выступают как общеметодологические принципы:

  • признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства независимо от уровня его развития и воспитания, способностей и социального статуса, когда каждый ребенок - не только “правильный”, “хороший”, но и “трудный”, развитие и поведение которого не соответствует общепринятым нормам и правилам, - воспринимается как самоценная личность;
  • признание ребенка субъектом права, что предполагает при осуществлении любой деятельности, направленной на ребенка, соблюдение и обеспечение его неотъемлемых прав;
  • гуманизацию отношения государственных структур, общества к детям, предусматривающую, что во всех законотворческих, нормативно-правовых, организационно-управленческих, административных действиях в отношении детей обеспечению их интересов должно уделяться первоочередное внимание.

Система методической поддержки участников образовательного процесса ориентирована:

  • на учет социальной ситуации в современных условиях;
  • на использование культурологического подхода к отбору содержания образовательных программ;
  • на раскрытие психолого-педагогических механизмов проведения профилактической работы по предупреждению асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних;
  • на освоение прогрессивных моделей и технологий проведения профилактической работы;
  • на освоение основ педагогической рефлексии и валеологической культуры.

Сотрудниками Центра практикуются выезды для проведения семинаров, консультаций, психолого-медико-социально-педагогических консилиумов (по заявкам ОУ), комплексно-целевых профилактических программ, целью которых является показать методику работы по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями обучающихся и их детьми.

Также, в помощь педагогическим работникам ОУ разрабатываются методические рекомендации, памятки, программы, буклеты.

Критерии эффективности системы методической поддержки образовательных учреждений по вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

1. Повышение педагогической и психологической культуры участников образовательного процесса.

2. Объединение усилий семьи и других социальных институтов.

3. Создание широкого социального взаимодействия.

4. Сформированность у родителей осознания важности и необходимости специальной работы по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, приемов организации семейной профилактики.

Приложение