Работа ведётся в творческих группах по 4 человека.
У детей: учебники чтения, листы для индивидуальных записей, листы для оформления групповых работ, ручки, фломастеры, цветные карандаши.
У учителя: учебник чтения, карточки со словами “жаба” и “звёздочка”, листы с текстом третьей части сказки, листы с контуром изображения жабы.
Вступительное слово учителя (мастера):
Нас ждёт работа в мастерской по литературному чтению. Вспомним некоторые правила работы (дети перечисляют правила, которые выработали в сотрудничестве с мастером во время аналогичных уроков):
- веди себя достойно
- внимательно слушай задание, старайся работать чётко и быстро
- помни, что время для выполнения задания ограниченно
- после сигнала обсуждение в группах заканчивается
- учись слушать своих товарищей
- отстаивая свою точку зрения, уважай мнение других
- можно обращаться за помощью к любому в группе
- помогай членам группы, если они обращаются к тебе
- группа решает, кто будет говорить от их имени, слово предоставляется каждому желающему
- мнение группы учатся озвучивать все ученики
- принимаются любые версии
“Индуктор” (первый шаг, начало, мотивирующее творческую деятельность).
На партах листы белой бумаги.
Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта и т.п.)
- Возьми листок и ручку, запиши в течение минуты какие ассоциации вызывает у тебя слово “жаба”. (Вывешиваю на доску карточку со словом “жаба”).
Работа с материалом (со словами, ассоциациями, чувствами).
Социоконструкция (построение этих элементов группой), социализация(всё, что сделано индивидуально, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены):
- Прочитай свои слова в группе.
- Обсудите в группе и выберите два, наиболее точно передающих ваши чувства, запишите крупно на листе.
Афиширование (вывешивание “произведений-работ учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними): Дети вывешивают на доску листы со словами-ассоциациями. Смотрим, слушаем пояснения.
(Аналогичная работа проводится со словом “звёздочка”).
Примерное оформление доски на этом этапе:
жаба | звёздочка |
противная уродливая страшно боюсь скользкая ………… |
яркая хорошенькая маленькая серебряная люблю …………….. |
Самоконструкция: - Подумай, о чём рассказывается в литературном произведении, с которым ты сегодня познакомишься, каков его жанр. Запиши свои предположения на листе.
Социоконструкция: - Прочитайте в группе друг другу свои мнения, обсудите их.
Социализация: Дети зачитывают свои предположения вслух.
Разрыв (внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источникаом).
Чтение мастером первой и второй частей сказки Б.Заходера “Серая Звёздочка”
Социоконструкция: - Обсудите в группе: почему Цветы и Скворец любили Серую Звёздочку?
Запишите на листах кратко.
Социализация: Слушаем мнения.
Раздаю листы с третьей частью сказки. Дети читают 3 часть сказки (напечатана на листах, чтобы не видели остальной текст)
Социоконструкция: - Обсудите в группах, дополните свои записи (почему любили?)
Социализация: Слушаем дополнения.
Самоконструкция: Запиши кратко предположение о том, что будет происходить с героями дальше.
Социоконструкция: - Прочитайте в группе мнения друг другу.
Социализация: Слушаем предположения.
Учитель читает пятую часть сказки (остановка в самом кульминационном месте).
Самоконструкция: Что чувствуешь сейчас? Запиши одним словом.
Социоконструкция: Прочитайте записи в группе, обсудите.
Социализация: Слушаем каждого, кто хочет озвучить свои чувства.
Дети читают в учебнике заключительные части сказки.
Необходимо после чтения дать детям время подумать, “послушать” себя.
Рефлексия:
Прочти про себя свои первые предположения о теме и жанре произведения.
У кого они оказались близкими к действительности? Кто думал иначе?
Как сумели установить истину?
Самоконструкция: - Возьми чистый лист, и запиши, какие ассоциации теперь вызывает у тебя слово “жаба”. Твои чувства и ассоциации изменились?
Социоконструкция и социализация: - Обсудите в группе, выберите самое точное, на ваш взгляд, слово и запишите его крупно фломастером на листе.
Афиширование: Дети вывешивают листы со словами-ассоциациями на доску.
(Детям предоставляется свобода выбора: стирать старые надписи или вывешивать новые рядом)
Смотрим на то, что получилось на доске…- Что изменилось, почему?
Самоконструкция: Подумай, что хотел нам сказать автор? Запиши это на листе одним предложением.
Социализация: Каждый участник мастерской зачитывает своё мнение.
Социоконструкция: - Нарисуйте портрет Серой Звёздочки, ведь теперь вы точно знаете, какой она была (мастер раздаёт листы с изображением контура жабы).
Афиширование: Презентация работ (каждая группа вывешивает портрет Серой Звёздочки и дети рассказывают, что они рисовали и почему именно так)
Заключительное слово мастера:
Как вы себя чувствуете? Почему? (Ответы детей)
Часто, открывая книгу, мы открываем для себя целый мир. Мир чувств, переживаний, радости, открытий. Порой прочитанное заставляет иначе взглянуть на себя, на окружающих людей….
Спасибо за работу. Отдыхайте, пусть сердечко успокоится.
Так радостно, что нас окружают друзья.
Домашнее задание (задаётся только после истечения некоторого времени, т. к. дети испытывают сильные эмоциональные переживания).
Список литературы
- Литературное произведение: Б. Заходер “Серая звёздочка”
- Учебник: “Литературное чтение” для 2 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях. Часть первая. Автор-составитель Л.А.Ефросинина. Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2003.
- Педагогические мастерские. Центр педагогического опыта, Санкт-Петербург, 1997.