Урок математики по теме: "Окружность", 3-й класс. Мастерская

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Дать понятия “окружность”, “центр окружности”, “радиус”, “диаметр”.
  2. Учить чертить окружность с помощью циркуля.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, учить умения доказывать, рефлексировать, корректировать.
  2. Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, развивать смекалку и находчивость.
  3. Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность.

Оборудование: Карточки с заданиями, тест по теме “Углы”, листы нелинованной бумаги, веревочки до 10 см, карандаши, циркуль, музыка релаксации.

План.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Повторение - 10 мин.
  3. Новый материал - 20 мин.
  4. Закрепление - 10 мин.
  5. Домашнее задание - 1 мин.
  6. Итог урока - 3 мин.

Учащиеся рассаживаются в группы по 5 человек.

I. Организационный момент

Звучит музыка. Игра “Подари тепло другу”. Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.

Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

Дети: Да.

Учитель: А теперь каждый по очереди скажите несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Я хочу, чтобы эта теплота и взаимопонимание сопровождали вас. (Подготовка тетрадей к работе.)

II. Повторение пройденного о геометрических фигурах

Учитель: Представьте себе, что вы гуляете по улицам города, в котором живут геометрические фигуры. Вот улица, на которой живут углы.

Учитель раздает задание-тест каждому ученику. (См. Приложение, тест).

Учитель: Выполнили задание? Поменяйтесь и проверьте друг друга. Кто справился без ошибок, поднимите руки.

Учитель: Кому было трудно?

Учитель: Помогите в группе.

Учитель: Молодцы!

Дальше идет улица, которая про себя может сказать: у меня три стороны, три угла, три вершины.

Дети: Треугольник.

Учитель: Да, улица треугольников. (Каждой группе раздаются карточки. (См. Приложение, карточка.)) Подпишите, какие группы треугольников начерчены.

Проверка (слушаем ответы). Докажите.

А вот улица прямоугольников. (Коллективная игра “Да, нет”).

  • Если длину прямоугольника умножить на его ширину, то получим:
    1. Периметр. (Нет).
    2. Площадь. (Да).
  • Периметр квадрата 8 см. Чему равна длина его стороны?
    1. 6 см. (Нет).
    2. 12 см. (Нет).
    3. 64 см. (Нет).
    4. 2 см. (Да).
  • Длина стороны квадрата 6 см. Чему равна его площадь?
    1. 36 см. (Нет).
    2. 24 см2 . (Нет).
    3. 36 см2 . (Да).
  • Сумма длины и ширины прямоугольника равна 9 см. можно ли узнать периметр прямоугольника? (Да, Р=9* 2, т. к. a+b=9).

Учитель: Как называется город, по улицам которого мы гуляем?

Дети: Геометрия.

Физ. минутка. По офтальмологическому тренажеру (методика В. Ф. Базарного схема зрительных траекторий, расположенных на потолке). (См. Приложение, рис.1).

Учитель:

Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать.
По прямым дорожкам длинным
Влево - вправо, влево - вправо.
Ох, забот у нас немало
Пройдем по красному овалу.
Получается на славу!
Зоркость, чтоб развить немножко,
Пойдем по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом…

Молодцы!

III. Работа над темой урока

Учитель: А теперь мы вышли на площадь, которая имеет форму круга. Как называется эта площадь, вы узнаете разгадав ребус. (См. Приложение, ребус).

Дети: Окружность.

Учитель: Правильно, окружность. Вдумайтесь в это слово. Окружность, круг, округа, кружева, кружение, ось. Представьте себе эту площадь, дома, которые расположены по окружности, а в центре стоит памятник. Если хотите, то нарисуйте ее.

Сегодня на уроке мы работаем с окружностью. Она приветливо Вам улыбнулась и позволила задать вопросы.

Окружность

Учитель: Запишите каждый на своем листочке 1-2 вопроса, которые вы хотите задать окружности (она строгая, поэтому сложные вопросы ей лучше не задавать).

Слушаем вопросы детей.

Учитель: Кто сможет из группы ответить, что такое окружность?

Ответы учащихся.

(Работа по учебнику, чтение правила).

Окружность - это кривая, все точки которой равноудалены от центра.

Окружность - это граница круга.

Учитель: Мы уже довольно много прошли по городу Геометрия, но надо добраться до самых удаленных частей города. Каждой группе дается лошадь и телега, но, увы, телега без колеса, и о колёсах в городе никто ничего не знает. Расскажите о колесе так, чтобы мастер смог соорудить то, что нам надо. Предоставьте необходимые рисунки (обсуждение в группе, слушаем)

Учитель: Посмотрите на сенсорные кресты (по методике Базарного). Выберите фигуру, которая лучше всего отражает образ круга.

Фигуры

(Ответы учащихся)

Учитель: (Физ. минутка.) Встаньте все. Поставьте ноги на ширине плеч. Пятка правой ноги находится в одной точке. Вытяните левую ногу и сделайте несколько поворотов. Проследите, какую фигуру будет описывать носок левой ноги. Двигайтесь плавно и аккуратно.

Работа на нелинованной бумаге.

Учитель: Возьмите карандаш и верёвочку. Попробуйте с помощью веревочки и карандаша начертить окружность на листе бумаги.

Учитель: Существует инструмент, который называется циркуль. Возьмите свои циркули, рассмотрите этот инструмент, обсудите, как с его помощью можно нарисовать окружность (обсуждается в группе) Ответы учащихся.

Вывод: Циркуль - это инструмент, состоящий из двух раздвигающихся “палочек”, скрепленных между собой концами и служащий для вычерчивания окружности и для измерения длины отрезка на линейки, отрезки и т.д…

Учитель: С помощью циркуля в тетради поставьте точку и начертите окружность.

- Посмотрите какие окружности у вас получились (учитель чертит окружность на доске).

- Почему они разные? (Ответы учеников).

Учитель: Когда мы чертим окружность, то сначала ставим точку. Это точка, которая называется центром окружности.

Учитель:

  • На окружности поставьте пять точек.
  • Возьмите линейку и соедините точки с центром.
  • Измерьте полученные отрезки.

Что Вы заметили?

Дети: Они равны.

Учитель: В геометрии отрезок, который соединяет любую точку окружности с центром, называется радиусом и обозначается символом R.

Работа в тетради.

Учитель: Начертите окружность радиусом 3 см.

Подумайте, кто из друзей предложил верное определение радиуса.

Лера: Радиус - это отрезок, который соединяет две точки окружности.

Олег: Радиус - это линия внутри окружности.

Наташа: Радиус - это отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности.

Рома: Радиус - это отрезок внутри окружности.

Учитель: Объясните свой выбор.

Учитель: Запишите в тетради: 1 вариант - имена линий, которые не являются радиусом, 2 вариант - имена линий, которые являются радиусом.

Проверка.

Работа на нелинованной бумаге.

Учитель: Начертите окружность радиусом 6 см. вырежьте круг, очерченный этой окружностью.

Перегните круг пополам. Линию перегиба обведите красным карандашом.

Перегните круг пополам два раза. Новую линию обведите синим карандашом

- Что Вы заметили?

Ответы детей.

Отрезок прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности, называется Диаметром и обозначается символом d

AB, СD - Диаметр

IY. Закрепление

Отрезок АВ=8 см - это диаметр окружности. Постройте саму окружность.

Бегущие огни по методике Базарного.

Выберите правильный ответ.

Сколько радиусов можно начертить в одной окружности?

Загорается лампочка красного цвета - 1 (нет), 10 (нет); желтого цвета - 2(нет), 100(нет); зелёного цвета - ни одного (нет), сколько угодно (да).

Дети: Сколько угодно.

Учитель: Начерти и вырежи круг любого радиуса. Раскрась его желтым цветом. На что похоже?

Дети: На каравай, блюдце, часы, колесо, монету, солнце.

Учитель: Преврати свой круг в солнце, передав ему своё настроение (веселое, спокойное, грустное).

Y. Домашнее задание

  • Вырезать из цветной бумаги круги и составить узоры.
  • Выучить правила.

YI. Итог

Игра “Подбери рифму”.

Учитель:

У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется …

Дети: Окружность.

Учитель: С чем сравнить окружность?

Дети: С обручем, баранкой, кольцом…

Учитель: Сегодня мы с вами посетили площадь Окружность. Много интересного об этой геометрической фигуре нам предстоит еще узнать.

Учитель: С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

Дети: Радиус, диаметр, окружность.

Учитель: Что было интересным на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Спасибо за урок. Успехов вам!