Предлагается сценарий игры “Ludi Latini” из опыта преподавания латинского языка в гуманитарных классах лицея.
Актуальность обучения латинскому языку видится в реализации “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Латинский язык может преподаваться как элективный курс, обеспечивающий межпредметные связи для гуманитарного профиля.
Игру можно провести после изучения основного курса как заключительный праздник.
Цель мероприятия: приобщение к истокам европейской цивилизации посредством латинского языка, побуждение к дальнейшему самообразованию.
Задолго до проведения игры вывешивается викторина - задания заочного тура. Соперники - две команды.
Программа игры
1. Приветствие команд
2. Конкурс капитанов
3. Конкурс на лучшего знатока языков
4. Конкурс на лучшего знатока грамматики
5. Домашнее задание
6. Брейн-ринг
7. Разгадывание кроссворда
8. Конкурс знатоков истории
9. Итоги заочного тура
10. Видеовопрос
11."Черный ящик"
12. Песня
Сценарий игры “Ludi Latini”
Ведущие: Salve!
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня у нас праздник латинского языка.
Ведущий: Две команды будут соревноваться в знании латинского языка. Вас ожидают интересные задания, конкурсы. Пусть победит сильнейший. Желаем успехов.
1. Приветствие команд
Команды продумывают девиз, название, приветствуют друг друга.
2. Конкурс капитанов
Ведущий: А теперь испытание нашим капитанам. Перед вами сентенции Публилия Сира, которому приписываются около 700 сентенций, многие из которых стали афоризмами. Вы должны их воспроизвести по памяти через 1 минуту.
Ibi semper est victoria ubi concordia est.
Levis est fortuna cito reposcit quod dedit.
3. Конкурс на лучшего знатока языков
Ведущий: Исключи лишнее. Латинский язык послужил языком основой для таких языков - итальянский, румынский, французский, испанский, белорусский, португальский. (Ответ: белорусский).
4. Конкурс на лучшего знатока грамматики
Ведущий: Мы убедились, что вы хорошо знаете историю латинского языка. А теперь общекомандное задание на знание грамматики. Прочтите слово. Ваши действия? (Пантомима).
Succurite!
5. Домашнее задание
Ведущий: А теперь ваши задания команде-сопернице.
Команды выполняют задания, это могут быть ответы на вопросы, отгадывание слов и т.д.
6. Брейн-ринг
Ведущий: А сейчас мы проведем брейн-ринг. Побеждает тот, кто ответит быстрее.
1 задание называется “Чужой среди своих”. История Древнего Рима связана с их именами, кто другой? Плиний, Гай Юлий Цезарь, Архимед, Гораций, Спартак. (Архимед).
2 задание. Вы получили карточки со словами, составьте как можно больше дериватов (nauta, aqua, terra, studeo).
3 задание. Выбрать один верный ответ из трех. Сколько сантиметров имел римский фут, главная единица длины - 31 см, 52 см, 29,6 см? (Ответ - 29,6 см).
4 задание. Командам даются буквы на карточках, составьте как можно больше слов на латинском языке. (R,a,o,a,q,u,a,m)
7. Разгадывание кроссворда
Ведущий: Даем общекомандное задание разгадать кроссворд. Кроссворд состоит из интернациональных слов, вошедших в русский язык из латинского. (По горизонтали: 1. conspectus - обзор, 2. integer - целый, 3. laborare - работать, 4. functio - исполнение. По вертикали: 1. сorona - венок, 2. satelles - спутник, 3. consilium - совещание, 4. turbulentus - бурный).
8. Конкурс знатоков истории
Ведущий: Римское военное искусство достигло в свое время больших успехов. Командам предлагается рисунок с изображением воинов. Кто из них римский воин? Выбираете номер рисунка.
9. Итоги заочного тура
Ведущий: А теперь подводим итоги заочного тура.
1 задание звучало так: Senatus populusque Romanus imperatori Tito Caesari, divi Vespasiani filio, Vespasiani Augusto, pontifici maximo… Определить по формам слов кому посвящена арка. (Ответ: императору Августу.)
2 задание: В Италии до сих пор встречается выражение “Ленив как полента”. Ваши комментарии. (Полентой называли кашу, которая долго переваривалась. Сведения об этом зерне.)
3 задание: По имени какого римского бога чаще всего названы фирмы по коммуникациям? (Ответ: Меркурий.)
4 задание: Сorona natalicia. Кто был достоин этого венка? (Ответ: новорожденный.)
10. Видеовопрос
Ведущий: Через одну минуту команды дают ответ. Очень внимательно посмотрите на изображение цветка. А теперь другой видеофрагмент из фильма “Гладиатор”.Что общего у этих двух изображений? Команды совещаются и дают ответ. (Ответ: на изображении цветок gladiolus. Меч- gladius. Общий корень - glad. Суффикс уменьшительного значения -olus.)
11.”Черный ящик”
Ведущий: Перед вами “черный ящик”. Отгадайте, что там. Из этого можно было узнать про погоду, про движение флота, о похищении, о драке, о приеме послов, о церемонии. (Ответ: первая газета в Риме.)
12. Песня
Ведущий: Пока жюри подводит итоги запеваем песню “Aestas calida/
Список использованной литературы.
1. Паула Джеймс.Римская цивилизация.М., 2000.
2. Кацман В.Г. Латинский язык. Учебник для гимназий, лицеев. М., 1998.
3. Подосинов А.В., Щавелева Н.И.введение в латинский язык и античную культуру. М., “Прогресс”, “Юниор”, 1995.
4. Шофман А.С. Древний мир в лицах и образах. Издание Казанского университета.1990.
5. Энциклопедия “Всемирная история”, Аванта плюс. М., 1999.
6. Элективные курсы в профильном обучении. Письмо МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003.