Занятия рассчитаны на 3 урока.
1 урок - лекция. 2 урок - практическое занятие. 3 урок - лабораторная работа.
Цели занятий
Обучающие.
- Дать представление о разветвляющейся конструкции алгоритма и условного оператора программы, написанной на языке Pascal;
- Закрепить умения и навыки по работе с разветвляющимися конструкциями алгоритма и условного оператора программы, написанной на языке Pascal.
Воспитательные.
- умение работать в коллективе и в паре,
- формирование ответственного отношения к учебе, аккуратность.
Развивающие.
- Развитие абстрактного и логического мышления.
- Умение выделять из класса задач задачи, решаемые с использованием конкретного алгоритма.
- Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Структура занятий:
Занятие 1
- оргмомент, 3мин
- лекция 25мин
- разбор вариантов решения задач 10мин
- вариативное домашнее задание 2 мин
Занятие 2
- оргмомент 3 мин
- проверка домашнего задания 10 мин
- объяснение структуры условного оператора; 10 мин
- индивидуальная работа учащихся 15 мин
- домашнее задание; 2 мин
Занятие 3
- оргмомент, 3мин
- проверка домашнего задания, 15 мин
- проверочный тест, 20 мин
- домашнее задание; 2 мин.
Занятие 1
Учитель. Повторим структуру программы языка Pascal.
- В каком разделе программы идет описание типов переменных?
- Какой знак препинания стоит после слова VAR?
- С какого слова начинается тело программы?
- Чем заканчивается любая программа?
Итак, структура программы на Turbo Pascal:
Program Program_name;
Var {раздел_объявления_переменных}
<список имен переменных>:<тип1>;
<другой список имен переменных>:<тип2>;
…..
<другой список имен переменных>:<тип n>;
begin {начало основной программы}
{тело_программы, состоящее из операторов, вызовов процедур}
end.
Вы знакомы с оператором "присвоить". Освоим новую конструкцию, позволяющую сделать выбор действий. Начнем с алгоритмов. Алгоритм, в результате которого обеспечивается выбор на одного из двух возможных действий, называется разветвляющимся. Такой алгоритм обязательно содержит условие и в зависимости от результата выполнения условия происходит выбор действия.
Например: Если день рабочий, то идем в школу, иначе будем отдыхать.
Таких примеров можем привести много из обычной жизни и наук. К примеру, физика: Если удар упругий, то масса тела сохраняется, иначе масса изменяется. Математика: Если у равностороннего четырехугольника углы прямые, то назовем его прямоугольником, иначе назовем его ромбом.
Представим такую конструкцию блок-схемой.
Как Вы думаете, почему две разные схемы? Вновь обратимся к математике.
Рассмотрим два примера
Пример 1 Пример 2 .
В примере 1 условия являются взаимоисключающими, поэтому выберем одно из них. Это условие будет определять выбор действия. Если x-1 <0,то y=4, иначе y=3. Это предложение соответствует схеме 1. Можно ли по-другому составить это выражение?
В примере 2 мы произведем действие только при определенном условии. Каком?
Правильно, Если x не равен 0, то, иначе ничего делать не будем. Последнюю часть предложения можно отбросить. Получится следующее предложение: Если x не равен 0, то. Это предложение соответствует схеме 2.
Вот и у нас получилось, что конструкция ветвления имеет два вида: Полная конструкция и Неполная конструкция, которые представлены на схеме 1 и 2 соответственно.
Потренируемся в построении блок-схем. Постройте блок-схему, соответствующую алгебраическому выражению. Учащиеся получают задания на карточках.
Учащиеся выполняют задания на местах и у доски. Идет обсуждение предложенных решений. Какому типу схемы соответствуют построенные Вами блок-схемы? Почему?
Этап объяснения домашнего задания. Домашнее задание: построить блок-схемы вычисления следующих задач.
- Вычислить частное от деления двух чисел. Проверить правильность введенных данных, если они ошибочны (делитель не равен 0), то выдать сообщение об ошибке.
- Вычислить площадь кольца. Проверить правильность введенных данных.
- Вычислить стоимость покупки с учетом скидки. Скидка в 10% предоставляется, если сумма покупки больше 10000 рублей.
Занятие 2
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто предложит свои варианты решения задания?
Ученики. На доске записываются варианты решений заданий и обсуждаются учащимися.
Учитель. Вы хорошо справились с заданием.
Учитель. Мы с вами подошли к изучению важной конструкции языка, называемой условный оператор. На языке Pascal он выглядит так: IF…THEN…ELSE (англ. Если.... То... Иначе…).
Напишем программу: которая запрашивает два неравных числа с клавиатуры и выводит на экран сообщение “1-е число больше чем 2-е” или “2-е число больше чем 1-е”.
Вопрос: как проверить числа на БОЛЬШЕ/МЕНЬШЕ? Используем условный оператор:
If <условие> Then <действие 1> Else <действие2>;
Работает этот оператор следующим образом: проверяется верность выполнения условия. Если условие истинно, то выполняется <действие 1>. Иначе - <действие2> В части условия могут использоваться следующие знаки сравнения:
Приведём пример и сделаем к нему комментарий.
Для начала запишем словами сравнение двух чисел А и В:
Если А > B то Write(A,' больше чем ',B,'!') иначе Write(B,' больше чем ',A,'!');
Посмотрим теперь, как выглядит эта конструкция на Pascal:
If A > B Then Write(A,' больше чем ',B,'!') else Write(B,' больше чем ',A,'!');
Рассмотрим этот оператор.
- Сначала идет служебное слово If
- После него стоит условие, в котором используются знаки сравнения.
- Если это условие истинно, то есть A > B, то выполнится действие, указанное после слова Then.
- Если же условие ложно, то есть A < B, то выполнится действие, указанное после слова Else.
Обратите внимание, перед словом Else нет точки с запятой ";". Это еще не окончание оператора.
Подобная конструкция соответствует блок-схеме 1 предыдущего урока.
Давайте попробуем записать этот оператор, используя другое условие. Какое? Как будет выглядеть запись условного оператора с таким условием?
Действия после Else может и не быть. Это используется, когда действие может быть выполнено только при заданном условии. Тогда ветка Else отсутствует. Вот такой пример:
If A = B Then Write(A,' равно ',B,'!');
Эта конструкция соответствует схеме 2 предыдущего урока.
Напишем программы для решения примеров предыдущего урока
PROGRAM IGRIK1; VAR Y,X: INTEGER; BEGIN WRITE(‘X=’); READLN(X); IF X-1<0 THEN Y:=4 ELSE Y:=3; WRITELN(‘Y=’,Y); END. |
PROGRAM IGRIK2; VAR Y,X: INTEGER; BEGIN WRITE(‘X=’); READLN(X); IF X<>0 THEN y:=1/x; IF X<>0 THEN WRITELN(‘Y=’,Y) ELSE WRITELN(‘РЕШЕНИЯ НЕТ’); END. |
Наберите программы в среде TP и разберитесь, как они работают. Что будет выведено на экран при x= -5 и x=5, x=0? Предложите другой вариант записи условного оператора программы 1.
Домашнее задание. Запишите алгебраические выражения предыдущего урока с помощью условного оператора. Попробуйте написать программы для предыдущего д/з.
Занятие 3
Учитель. Проверим домашнее задание.
Ученики предлагают вариант решения домашнего задания, записывая на доске. Идет обсуждение вариантов.
А теперь проведем небольшой тест
Вариант 1
- Записать представленный алгоритм в виде условного оператора:
- Определить тип переменной y:
- y: = a / b;
- y : = a mod b;
- y : = sqrt (a);
- y : = abs (a- b);
- Для x = 4,a y = 5 определить значение z:
- If abs(x - y) > = 1 then z : = sqr( y) else z : = sqrt (x);
- x : = y; z : = x / y; z : = z + y - x;
- y : = x; if x> y then z : = sqrt (x) else z : = sqr (y);
- Записать на языке Pascal следующие выражения
- y = 5x4 - 10 x + 2
- y =
Чему будет равен Y при значениях
а) X= - 3; б) X= 3; в) X= 0 ?
Учитель. Я надеюсь, что работа не была для Вас сложной. Впереди нас ожидает дальнейшее изучение конструкции УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР.
Д/з. Учитель диктует задачу на дом: Написать
программу, которая выводит пример на умножение
двух однозначных чисел, запрашивает ответ
пользователя, проверяет его выводит сообщение
“Правильно” или “Вы ошиблись” и правильный
результат.
Задав некоторые значения получить результат и оценить его.