Цель урока
Развитие навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с элементами скульптурного убранства родного города.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с отдельными элементами скульптурного убранства Санкт-Петербурга.
- Познакомить учащихся с отдельными персонажами мифологии Древнего Египта и Древней Греции.
- Расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
- Развивать навыки чтения и устной речи.
- Продолжить работу по формированию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.
- Мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с Городом.
- Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе учащихся.
- Воспитывать в учащихся бережное отношение к памятникам истории и культуры, чувства гордости за то, что ты - Петербуржец.
Состав учащихся
Урок предназначен учащимся четвертых классов начальной школы Санкт-Петербурга (II -III годы обучения курсу краеведения/истории Санкт-Петербурга). Среднее количество учащихся в классе - 25 человек.
Используемая технология
Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (ТРКМ), адаптированной к задачам курса краеведения и уровню начальной школы.
ТРКМ известна в России с 1997 г., ее развитие проходит в рамках проекта Института “Открытое Общество” под названием “Чтение и Письмо для Развития Критического Мышления” Проект развивается более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах: Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург.
ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии.
Эффективность подобного урока определяется:
- достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;
- обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;
- четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;
- обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
- наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.
Ключевые слова и понятия
Сфинкс, миф, фараон, Древний Египет, Фивы, пристань, набережная, скульптура, синквейн.
План урока
Предварительно класс разбивается на группы по 4 - 5 человек.
1. На доске пишется слово (вывешивается табличка):
Учащимся предлагается ее “прочитать” (стадия вызова). Учителем перечисляются названия древнегреческих букв (“сигма” - “фи” - “ипсилон” - “ню” - “кси”); после нескольких попыток произносится ключевое слово “сфинкс”. Т.о., объявлена тема урока.
2. Ставится один из трех основных вопросов урока: “Что такое (или кто такой) сфинкс?” Учащимся, объединенным в малые группы, предлагается самим ответить на этот вопрос при помощи набора ключевых слов.
3. Группам раздаются наборы ключевых слов. Задача: определить, о чем может идти речь в тексте с такими словами (стадия осмысления). Опрос выявляет группу, ближе других, подошедшую к пониманию смысла текста.
4. Группам раздаются листы с первым абзацем текста. Учащиеся проверяют степень “угадывания” смысла текста.
5. Пп. 4-5 повторяются с новыми абзацами текста до тех пор, пока не будет получен ответ на основной вопрос урока.
6. Текст не сообщает учащимся, какую именно загадку загадывала Сфинкс путникам. Этот вопрос предлагается оставить в качестве домашнего задания (сохранение интереса к уроку).
7. Перед учащимся тут же ставится второй из трех основных вопросов урока: “Где в Петербурге можно встретить сфинксов?” Учащиеся предлагают свои варианты ответов (создание зрительных образов, выявление уровня образованности учащихся, сохранение интереса к теме урока).
По ходу ответов на доске (экране проектора) могут появляться изображения сфинксов на пристани перед зданием Академии художеств (1419 - 1383 гг. до н. э., установлены в 1832-1834 гг. по проекту арх. К. А. Тона); сфинксов на Египетском мосту (1825-1826 гг., ск. П. П. Соколов); сфинксов во дворе Строгановского дворца (Невский пр., 17), сфинксов мемориала жертвам советского политического террора (1995 г., ск. М. Шемякин) и др.
8. Ставится следующий вопрос: “Сколько лет самым старым из названных изваяний?” Поиск ответа строится аналогично пп. 4-5.
9. Стадия рефлексии: на доске заранее пишутся (вывешиваются) правила построения синквейнов и пример подобного стихосложения. Учащимся предоставляется возможность выразить свое отношение к предмету урока и применить полученные знания на практике.
Возможный вариант текста и ключевых слов:
Фрагмент I
Текст |
Ключевые слова |
Сфинкс, или сфинга, в Древнем Египте - воплощение царской власти; фантастическое существо с телом льва и головой фараона. | Древний Египет, существо, фараон, лев, тело, голова, сфинкс |
Древние греки, пораженные увиденными во время путешествий фигурами сфинксов, перенесли их в свои мифы, придав им совершенно иной смысл и образ. В греческой мифологии Сфинкс - чудовище женского рода, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. | Древние греки, путешествия, мифы, образ, женщина, лев, птица |
Родители Сфинкс - Тифон и Эхидна. У Тифона сотня драконьих голов, туловище от плеч до бедер - человеческое, а вместо ног - извивающиеся кольца змей. Тело покрыто перьями. Эхидна (или Ехидна) - полудева, полузмея. Живет в пещере глубоко под землей. | Родители, Тифон, Эхидна, сотня, голова, туловище, перья, человеческий, змеиный |
Сфинкс обитала на горе неподалеку
от Фив и задавала всем проходящим загадку.
Не сумевшего дать правильный ответ Сфинкс убивала
и так погубила многих людей. Загадку разгадал Эдип. Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. |
Сфинкс, гора, Фивы, загадка, неправильный, убивала, разгадал, Эдип, пропасть |
Фрагмент II
Текст |
Ключевые слова |
3500 лет назад два больших сфинкса с лицом фараона Аменхотепа III охраняли из столицы Египта - города Фивы - к усыпальнице этого фараона. Со временем сфинксы были погребены под слоем песка и ила. | 3500 лет назад, Аменхотеп III, два сфинкса, дорога, усыпальница, время, погребены, песок |
В начале 19-го века археологи раскопали эти изваяния. Их увидел русский путешественник Муравьёв и предложил России купить их. Пока царь раздумывал, сфинксов чуть было не купила Франция. Россия выкупила их за 64000 рублей. | В начале 19-го века, раскопать; русский путешественник, царь, предложил, раздумывал, купить; Франция; 64 000 рублей |
В 1832 году на паруснике “Добрая надежда” сфинксов доставили в Петербург. В те годы на набережной Невы перед зданием Академии художеств строилась пристань. Её собирались украсить статуями двух бронзовых коней. Но скульптор Клодт просил за свою работу слишком дорого. Величественные оказались как нельзя более кстати. | В 1832 году, парусник, Петербург, набережная, пристань, Академии художеств, собирались, бронзовые кони, скульптор Клодт, дорого, величественные, сфинксы |
Примеры творческой рефлексии учащихся
Синквейны
Сфинкс -
Древний, страшный.
Стережет, наблюдает и ест.
Живет у берегов Невы.
И лев, и дева.
(Работа в “малой группе”, 3г класс, 2003.)
Грифоны -
грозные и грациозные,
сидят, летают, стерегут.
Охраняют от одноглазых аримаснов
Санкт-Петербург.
(Чувахин Павел, выпускник 2002 г.)
Стихотворения
Грифон у Ледового дворца
Однажды ночью, словно явь,
Грифона я во сне заметил.
Красив он, строен, и, как страж,
Он на меня свой взор наметил.
- Я сторожу дворец из льда,
А ты мешаешь мне, мальчишка!
Ну, отойди же от меня!
Не подходи ко мне так близко.
- Мне жаль тебя, Грифон крылатый.
Сидишь ты в камне, одинокий.
Ну, не тоскуй, Грифон. Пока.
Мы встретимся наверняка.
(Семенов Егор, выпускник 2002 г.)
Разборчивый сфинкс
Сфинкс - древнейший царь зверей,
Обожает есть людей.
Целый день по лесу рыщет
И людей потолще ищет.
(Офенгейм Митя, 3г класс, 2003 г.)
Домашнее задание
- Какую загадку загадывала Сфинкс путникам? Что ответил ей Эдип?
- Что общего между сфинксами на набережной Невы и конными статуями на Аничковом мосту?
- Где можно увидеть самого маленького в Петербурге сфинкса?
- Совместно с родителями навести одного из сфинксов. Сфотографируй его и подготовь сообщение об этом изваянии для рассказа в классе.
Рекомендуемая литература
- Нестеров В.В. Львы стерегут город. - СПБ: “Искусство-СПБ”, 2001 г. - С. 245-277.
- Пукинский Б.К. Санкт-Петербург: 1000 вопросов и ответов. - СПБ: “Норинт”, 1998. - С. 312-317.
- Раков Ю.А. Эмблемы и символы Санкт-Петербурга. - СПБ: “Глагол”, 2001. - С. 60, 67-68.