Цели урока:
Обучающие:
- Знать, как происходило формирование мировоззренческих взглядов у первобытных людей:
- Преклонение перед стихийными силами природы;
- Поклонение духам предков и вождей;
- Вера в загробные силы и понятие о двух мирах;
- Появление жрецов.
Уметь:
- находить причинно-следственные связи в формировании мировоззренческих взглядов;
- вырабатывать навыки, а именно: четко формулировать понятия, знания, полученные в процессе работы на уроке по данной теме.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к традициям и обычаям разных народов через введение новых понятий: культ, рай, ад, визири, жрецы, потусторонний мир.
Оборудование урока: логические опорные схемы, шкатулка, дополнительный материал.
Ход урока
Оргмомент – учитель объявляет цели и задачи урока, план работы на уроке.
Повторение домашнего задания: появление письменности, работа по опорному конспекту.
Проверка изученного ранее:
- Тесты;
- Повторение в парах, проверяют друг друга по опорным схемам;
- Определение, оценивание данных.
Работа по ленте понятий (учащиеся должны объяснить смысл и значение каждого из терминов):
пергамент, тотем, пергамент/папирус, иероглифы.
За каждый верный ответ ученики получают жетоны.
5. Добавление новых понятий:
культ, рай, ад, визири, жрецы, потусторонний мир.
Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы будем изучать новый материал по теме "Мировоззренческие взгляды". Вы узнаете правильные объяснения новых терминов.
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях тему урока.
Учитель ставит перед учащимися проблему:
Являлись ли стихийные природные явления главной причиной появления религиозных верований (и появления жрецов)? Вы должны в ходе урока найти ответ на поставленный вопрос.
Учитель: Сегодня вы будете самостоятельно добывать знания, а для этого вам необходимо: внимательно прочитать статьи § 11 и составить рассказ, пользуясь опорными схемами.
I вариант:
Преклонение перед стихийными силами природы (стр. 160-161)
II вариант:
Поклонение духам предков и вождей (стр. 161-162).
III вариант
Вера в небесные силы (стр. 162-163).
IV вариант:
Понятие о двух мирах (стр. 163-164).
V вариант
Появление жрецов (стр. 164-165).
VI вариант
Рассказ по рисунку стр. 166.
Учитель: В своих рабочих тетрадях вы должны записать неясные для вас по смыслу слова.
Физминутка. Во время физминутки учитель с учениками делает зарядку для глаз.
Продолжение работы по опорным схемам:
- Преклонение перед стихийными силами природы.
- Поклонение духам предков и вождей.
- Вера в небесные силы.
- Понятие о двух мирах.
- Появление жрецов.
- Рассказы собрать на проверку.
Подведение итогов урока. Учитель заслушивает ответы учащихся на поставленный вопрос.
- Являлись ли стихийные природные явления главной причиной появления религиозных верований и появления жрецов?
Заключительная беседа учителя с учащимися:
Повторение.
- Что думали древние люди о всеобщей взаимосвязи в мире
- Как вы думаете, для чего нужно охранять и любить природу?
- Поклоняетесь ли вы духам своих предков?
- Почему поклонялись Солнцу, Луне?
- Почему считали жизнь на Земле временной, проходящей?
- Что такое "рай"? "ад"?
- Остались ли в людях отголоски таких понятий?
- Как традиции, обычаи и праздники?
- Кто такие жрецы? Чем они занимались?
Выставление оценок за урок (по набранным фишкам и устным ответам на поставленную проблему).
Домашнее задание: § 29, стр. 160-166.