Урок обобщения по теме: "Формулы сокращенного умножения" в 7-м классе. Учебная игра: «"Математическое ралли по стране "Формулы сокращенного умножения"»

Разделы: Математика


Савельева Ирина Станиславовна

Цели урока:

  • обучающая: закрепить и обобщить изученный материал; подготовить учащихся к контрольной работе;
  • развивающая: развитие логического мышления учащихся;
  • воспитывающая: воспитание осознания цели коллективной деятельности, сотрудничества и уважения друг к другу.

Оформление: на доске таблица для подсчета баллов, заработанных командой; использование компьютерной презентации, содержащей слайды с вопросами заданий и ответами.

ХОД УРОКА

Учитель: Класс разбивается на группы по 5–6 человек. Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает Формулы сокращенного умножения. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения. Дополнительный балл зарабатывает та команда, которая первая дает ответ.

1 этап. “Проверим местность (Смотри, не ошибись!)”

– Ответьте на вопросы теста, исправьте ошибки. Каждый правильный ответ – 1 балл (всего можно набрать 11 баллов).

Команда
Ответ № задания  
    7х(1 – у) = 7х – 7ху
    5х3у2(4ху + 3) = 20х4у3 + 15х3у2
    Разность квадратов двух чисел равна произведению разности этих чисел и их суммы.
    (2a – 3b)( 2a – 3b) = 4a2 – 9b2
    Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого, минус удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа.
    (2a – 3b)2 = 4a2 – 9b2
    (2a – 3b)2 = 4a2 – 6ab + b2
    (ab)2 = a2 + 2ab + b2
    (ab)(a2 + ab + b2) = a3b3
    (2k + 5)2 = 2k2 + 20k + 25
    (a + b) (a2ab + b2) = a3 + b3

2 этап. “Составим карту гонки”

– Найдите пару и расставьте стрелки. Каждый правильный ответ – 1 балл (всего можно набрать 4 баллов).

3 этап. “Гонки по пересеченной местности”

– Решите примеры, используя формулы сокращенного умножения. Каждый правильный ответ – 2 балла (всего можно набрать 14 баллов).

  1. 52 . 48;
  2. 37 . 43;
  3. 372 + 2 . 37 . 63 + 632;
  4. 832 + 332 – 2 . 83 . 33;
  5. 472 – 372;
  6. 1262 – 742;
  7. 2012.

4 этап .“Внезапная остановка – авария”

– Продолжить движение можно только после выполнения задания. Каждое правильно выполненное задание – 5 баллов (всего можно набрать 15 баллов).

5 этап. “Финиш”

– Чтобы придти к финишу путешествия по стране “Формулы сокращенного умножения”, нужно выполнить последнее задание – упростить и вычислить выражение. Каждое правильно выполненное задание – 5 баллов (всего можно набрать 10 баллов).

Упрости выражение и найди его значение:

1. (18a5 – 6a4b) : 6a3, при а = 5, b = –10
2. (8c6 – 2c5x) : 2c3, при c = –1, x = 5

Подведение итогов

– Итак, мы достигли цели урока – пришли к финишу. Проводится подсчет баллов, набранных каждой командой и распределяются места.

Домашнее задание

– № 507;
– № 525.

Приложение.