Много проблем сегодня возникает перед человечеством, большинство из которых тесно связано с экологией. Наша действительность такова, что проблему собственного выживания человек сможет решить только всем миром. Сама природа уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно, лишь перестроив отношения человека к природе: гражданская ответственность за состояние природной среды должна прийти на смену утилитарно-потребительскому отношению к природе. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование.
Главной целью экологического образования современной школы должно стать формирование экологического сознания, т.е. формирование человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на приоритетность задач сохранения жизни на Земле – спасения человечества от экологических бедствий и катастроф.
Экологические проблемы приобретают в мире все большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных экологических проблем, а экологические проблемы – это, в первую очередь проблема выживания. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависят жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущих поколений.
Основной задачей современного учителя становится воспитание активных, творчески мыслящих людей, способных действовать в нестандартной ситуации. Наиболее действенным методом обучения и воспитания подрастающего поколения является проблемный метод. Это позволяет ставить ученика в позицию исследователя, (учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать), пробуждать интерес к еще не решенным задачам, может быть, еще не вполне доступным для данного возраста ребенка заданиям, но с которыми он столкнется в будущем и которые ему предстоит решать. Учитель при таком подходе должен лишь координировать деятельность учащихся, помогать им, не давая жестких указаний. В случае затруднения он может предложить обучающимся наводящие вопросы, дать дополнительные задания.
Проблемное обучение не является совершенно новым явлением, им пользовались на протяжении практически всего 20 века. Это объясняется тем, что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развивает творческое мышление обучающихся.
Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций:
- Новый тип обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)
- Метод обучения (Л.М.Панчешникова, В.Конь)
- Подход (принцип) обучения (Г.А.Понурова, Т.В.Кузнецов)
- Новая дидактическая технология (Г.Ю.Ксенозова, Н.Г.Савина).
Общим для всех этих позиций то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решения проблем.
Соподчиненность основных понятий проблемного обучения можно показать в виде структурной схемы:
Проблемное обучение – проблемная ситуация – учебная проблема – формы выражения проблемы (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание).
Процесс выполнения проблемных заданий и решение проблемных вопросов является сложным, обучить творчеству, как самостоятельному виду деятельности нельзя, поэтому необходимо показать учащимся логику (основные этапы) решения проблемных заданий.
Осознание проблемной ситуации – формирование проблемы – применение известных способов действия – формулирование гипотезы – проверка гипотезы – общие выводы.
Проблема будет для обучающихся реальной, если она личностно значима для него и требует действия по сбору необходимой информации и поиску путей ее решения. Говоря словами советского психолога Э.В.Ильенкова “Школа должна учить мыслить!”
Рассмотрим проблемный подход в экологическом образовании на примере курса “География России” (8 класс). Курс природы России призван раскрыть экологическую значимость географических знаний, так как экологические проблемы возникают там, где природа не в состоянии справиться с мощным антропогенным прессингом, где под воздействием человека нарушаются природные связи.
При обобщении материала тем общей характеристики природы России использую опорную схему принципа взаимодействия, рекомендованную кандидатом геолого-минералогических наук, профессором, зав.кафедрой экономической географии БГПУ, заслуженным учителем РБ и автором школьных учебников географии Суховым В.П.:
Работая по данной схеме, учащиеся постоянно находятся в учебной проблеме, т.е. проблемной ситуации, принятой ими к решению. Таким образом, на конкретных примерах убеждаем учащихся в необходимости сопоставления положительных и отрицательных воздействий человека на природную среду.
Изучая природные комплексы России, рассматриваем реальные проблемы взаимодействия природы и человека на определенной территории, пользуясь схемой:
Природные условия – природные ресурсы – проблемы при освоении – пути решения.
Особая роль принадлежит заданиям, которые учат простейшему географическому прогнозу. Например:
Что целесообразней сделать: построить ГЭС на нижней Оби и затопить огромные нефтяные площади или добывать нефть и часть ее использовать для производства электроэнергии на ТЭС?
При этом выстраиваем цепь вопросов:
Что происходит? – Почему это происходит? – К каким последствиям это приведет? – Что предпринять для сохранения природы?
Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды, для этого целесообразно использовать близлежащую территорию. Организация учебно-исследовательских работ, таких как “Экологический мониторинг кабинетов школы”, “Экологическая оценка качества воздуха микрорайона”, позволяет формировать у детей осознанное отношение к окружающей среде как к качеству нашей жизни.
В результате применения проблемного подхода в формировании экологического сознания, обучающиеся глубже и разностороннее познают антропогенное воздействие на природу, вырабатывают умение реально оценивать роль человеческой деятельности в изменении окружающей среды. Это лишний раз подтверждает мудрые слова французского философа Паскаля “Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим”.
Применение проблемного подхода в формировании экологического сознания у детей позволяет при обучении географии развивать их творческие способности, так как в процессе самостоятельной, творческой деятельности при решении проблемных задач знания накапливаются и развиваются, а не являются просто результатом работы памяти. А это очень важно. Ведь от того, насколько будет сформировано мировоззрение подрастающего поколения, зависит наше будущее: “Мир без природы” или “Назад к природе”, как мудро сказал французский географ Элизе Реклю: “Человек создает окружающую среду по своему образу и подобию”. На это должны быть нацелены действия, как отдельного человека, так и общества в целом.
Используемая литература
- Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Задания, помогающие формировать и проверять умения оценивать и прогнозировать изменения окружающей среды// География в школе. – 2000, № 7.
- Луканина И.Г. Метод проектов в арсенале учителя географии // География. – 2000.
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 – 11 кл.; Школьный практикум. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
- Природопользование: проб. Учеб. Для 10 – 11 кл. проф. Школ/ Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина и др. – М.: Просвещение, 1995.
- Родзевич Н.Н. Проблемы формирования экологического мировозрения// География в школе. – 2000. - № 3.
- Родзевич Н.Н. Экологическое образование школьников при обучении географии/ Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение, 1997.
- Рыжов И.Н. Восприятие окружающей среды городскими школьниками// География в школе. – 2001. - № 3.
- Хизбуллина Р.З. Экология в школьных курсах географии. – Уфа, 2002.
- Шатных А.В. Современный урок географии. Ч.3. – М.: Школьная пресса, 2002.