Развитие интереса к математике

Разделы: Математика


Почти две тысячи уроков математики за школьные годы “отсиживают” многие школьники. И если эти уроки не были интереснейшими уроками познания и развития, если они не были приобщены к творчеству, то можно сказать, что они принесли вред каждой личности.

Не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив. Другой доберется до истины, заблестят тогда глазенки, испытает радость победы. Ну, а третий? Третий тихонько сидит на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями…

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к математике, укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Чтобы всем детям интересна была математика, я стала применять на уроках игровые ситуации. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует времени для разъяснения правил игры.

Игровые ситуации могут использоваться как способ объяснения цели урока. Часто учитель просто записывает тему урока и сразу начинает объяснение. Конечно, такой прием не возбуждает у учащихся ни интереса, ни желания познать новое. И совсем по-другому воспринимается цель урока, когда учащиеся сами становятся исследователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучения темы.

После применения на уроках игровых ситуаций появилась необходимость играть в дидактические игры. Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. “Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять”, – писал А. М. Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, честности, правдивости. Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Для повторения, систематизации и обобщения знаний провожу сюжетные игры. Урок-игра превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.

Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения владеть классом, но и учащимся они приносят пользу, как в учебном, так и воспитательном плане.

Очень часто радость успеха, чувство своей силы рождают интерес к предмету. Не раз приходилось видеть: радость ощущения собственной силы гораздо полнее радости более высокого балла.

Сюжетные игры, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должен присутствовать на всех уроках в 5–7-х классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и узнать предмет.

Групповая форма обучения применяется нечасто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании.

Эту форму обучения я практикую при проведении сюжетных игр, математических турниров и общественных смотров знаний.

Общественный смотр знаний усиливает ответственность школьников за свой труд, за труд своего товарища. Это эффективное средство систематизации и обобщения изученного материала. Но и на таких серьезных уроках я стараюсь применять игровые ситуации, игры или провожу их форме сюжетной игры, потому что считаю важным расположить задания в определенной последовательности, продумать способ подачи, приемы, чтобы стимулировать желание ребят их решать.

Урок-поединок. На таком уроке происходит приобретение новых знаний. Основой является соревнование между командами при ответах на вопросы и решение упражнений, а также доказательство математических утверждений. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся, превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий.

Нестандартные уроки – это всегда уроки праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.

Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная работа. Прекрасно, когда дети ждут урок, когда подбегают и спрашивают: “Что у нас сегодня будет на уроке?” И каждый день их чем-то надо удивлять. И радостно становится на душе от внимательных глаз учеников…

Хочу предложить разработку одного из своих уроков, на котором я применила различные игровые ситуации для развития интереса к математике.

Тема: Сложение чисел с разными знаками.

Цели:

  • обобщение изученного материала по теме, систематизация, контроль усвоения знаний и умений;
  • развивать умения применять теоретические знания к решению примеров, познавательную активность, творческие способности;
  • воспитание интереса к предмету, чувства взаимопомощи, умения общаться.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания.

III. Устный счет.

1. Расположите в порядке возрастания числа:

9; – 40 ; 15 ; – 1 ; 0 ; – 7.

2. Найдите значение выражений:

(– 3,9 + 3,9) + (– 9,1);
(4,8 + (– 15)) + (– 4,8).

3. Решите уравнения:

    | х | = 1,5;
    | х | = 0;
    | х + 1| = –7.

IV. Дидактическая игра с применением исторического материала.

Вывешивается плакат, на котором зашифровано слово. Задание: решите примеры устно, замените ответы буквой, тогда отгадаете слово, записав его в тетради.

М

Р

Б

А

У

П

Г

Т

– 4,5

– 1

– 15

8

0

– 4

– 9

– 1,1

Примеры:

1) – 10 + (– 5)
2) 8 + (– 9)
3) – 7 + 15
4) – 3 + (–1,5)
5) 14 + (–6)
6) – 7,8 + (– 1,2)
7) – 0,5 + 0,5
8) – 21 + 17
9) 14 + (– 15,1)
10) 16,3 + (– 8,3)

Записав слово в тетради, ребята читают его вслух: БРАМАГУПТА.

– Ребята, вы узнали имя индийского математика, который жил в 7 веке и пользовался положительными и отрицательными числами. Он положительные числа представлял как “имущества”, отрицательные числа – как “долги’’. Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так: “сумма 2 имуществ – имущество” (+ х) + (+ х) = (+ х), а “сумма 2 долгов есть долг”, т.е. (– х) + (– х) = (– х).
A вот какими вы правилами пользуетесь и как умеете их применять на практике, вы покажете, решив примеры.

Решение у доски с комментированием № 268.

– Ну а сейчас поиграем в “Поле чудес”, где вы еще раз проверите себя, как вы знаете, правила сложения положительных и отрицательных чисел, умеете их применять. Правила игры вам известны. В добрый путь!

V. Игра “Поле чудес” (см. Приложение).

– Итак, вы мне называете № карточки и букву. Прочитайте, что у вас получилось.

VI. Итог урока.

– Да, ребята, учиться плохо очень трудно, гораздо легче учиться хорошо. Тому, кто тянется к математике, добиваясь с ней дружбы, она платит им взаимностью.

VII. Домашнее задание.

Приложение.

а

б

д

е

ж

и

к

м

о

п

р

с

т

у

ь

ч

– 7,6

9,3

– 3,5

– 6,1

– 9,2

– 5,4

– 2,9

8

– 8

– 5,2

– 42

5,7

0

– 8,3

5,3

– 9,6

Расшифровка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
п о д р у ж и с ь с м а т е м а т и к о й у д а ч и т е б е

Выполните действия:

1) – 3,4 + (– 1,8)
2) – 3,2 + (– 4,8)
3) – 11,3 + 7,8
4) – 37 + (– 5)
5) – 4,8 + (– 3,5)
6) – 4,5 + (– 4,7)
7) – 0,5 + (– 4,9)
8) – 21,4 + 27,1
9) – 11,3 + 16,6
10) 15 + (–9,3)
11) – 4,3 + 12,3
12) – 3,5 + (– 4,1)
13) 1,6 + (– 1,6)
14) – 9,6 + 3,5
15) 16,3 + (– 8,3)
16) – 4,9 + (–2,7)
17) – 9,2 + 9,2
18) 4,6 + (– 10)
19)– 13,8 + 10,9
20) 3,2 + (– 11,2)
21) –18 + 12,6
22) –19,1 + 10,8
23) –7,1 + 3,6
24) –18,5 + 10,9
25) –14,5 + 4,9
26) –13,7 + 8,3
27) 37,1 + (– 37,1)
28) –2,7 + (– 3,4)
29) 15,1 + (– 5,8)
30) 11,4 + (– 17,5)