Цели:
- расширять знания детей о народных праздниках;
- обучать декоративному оформлению пасхальных яиц;
- развивать образное и творческое мышление, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;
- прививать чувство уважения к народным традициям.
Оборудование: пустая скорлупа яиц (можно заготовки из папье-маше), бисер, декоративная тесьма или шнур, упаковочные ленты, вязальная спица (проволока), кружева (1–2см по ширине).
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
– Я предлагаю начать урок с прослушивания необычной, удивительной мелодии. (Праздничный колокольный перезвон)
– Что вы услышали?
– Мы часто сейчас по праздникам слышим, как звучат колокола в нашем храме. А какой же праздник приближается? (На доске открывается слово ПАСХА)
– Мы с вами говорили о праздниках, обрядах,
обычаях разных народов. Каждый народ бережно
хранит и передает из поколения в поколение
обычаи и традиции.
Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья.
Это центральное событие в духовной жизни
христианства, всегда отмечается с огромным
торжеством и радостью. Древний финский народ
рассказал свою легенду о сотворении мира.
Послушайте ее, ребята.
Из яйца, из нижней части,
Вышла Мать-земля сырая;
Из яйца – из верхней части,
Стал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из нижней части,
Ясный месяц появился.
В различных мифологиях яйцо – символ
возрождения природы.
Когда холодное дыхание зимы обрушивает на землю
лютый мороз, только в яйце таится зародыш будущей
жизни, а с приходом весны из него рождается новый
мир. В славянских поверьях яйцо служило символом
Солнца и Жизни.
Пасхальные яйца один из главных компонентов
праздничного пасхального стола.
У каждого народа сложились свои традиции в
украшении и росписи яиц. Яйца украшали в Древнем
Египте, Греции, Риме, Китае, вокруг них было
сложено множество легенд и мифов индийскими
племенами.
У христиан традиции расписывать и украшать яйца
берут начало с того момента, когда римскому
императору было подарено красное яйцо как символ
страдания и вознесения.
Пасхальные яйца украшают не только росписью, но и
делают из золота и серебра, украшают
драгоценными камнями, лентами, цветами.
– А что вы, знаете об этом празднике? Давайте попробуем описать пасхальное яйцо. Готовясь к уроку, я подобрала слова, которые теперь лежат у вас на партах. Но будьте внимательны, некоторые слова не подходят. Прочитайте слова. (Слова вывешиваются на доске)
– У кого остались слова? Почему они не подходят? Давайте, все вместе прочитаем эти слова. (Волшебные, чудесные, необычные, прекрасные). Именно так и высказываются люди, когда видят это чудо!
– Догадались, чем сегодня займемся на уроке? Верно, мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц. Вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким.
III. Восприятие, усвоение и закрепление знаний.
1. Рассказ учителя.
– Мир вокруг нас… Огромный, таинственный,
многоцветный, удивительный. Каждый человек
делает свои открытия в этом мире, удивляется его
чудесам. А порой чудеса оказываются совсем рядом
и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит
пристальней вглядеться в окружающие тебя вещи,
предметы – “Да вот же оно, чудо, – обыкновенное
куриное яйцо”.
Яйцо издревле наделялось особым смыслом. По
народным поверьям, весь мир родился из огромного
яйца, и поэтому наши предки почитали яйцо, как
источник жизни во всей Вселенной. (Показ
репродукций на доске)
– Сегодня и вы изготовите пасхальный сувенир “Пасхальное яйцо”.
2. Анализ образца
– Внимательно рассмотрите образец, назовите главную деталь сувенира?
– Какие еще материалы использовались при изготовлении сувенира?
3. Объяснение хода выполнения задания.
– Мы с вами приготовили все необходимое для урока. На партах у вас лежат карточки с этапами выполнения работы. Давайте прочитаем их:
- 1 этап – выберем тот материал, который нам нравится больше.
- 2 этап – будем оклеивать яйцо кружевом по ширине (клей будем наносить на яйцо).
- 3 этап – шнур или нить с бисером проденем в отверстие в яйце с помощью спицы (показать как).
- 4 этап – из лент завяжем красивые банты и украсим яйцо. Для этого будем использовать разного цвета ленты. И не будем забывать, что много различных украшений могут испортить внешний вид изделия.
(Техника безопасности с колющими и режущими инструментами).
– Ребята, раньше яйца украшали только женщины. Надев, чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками начинали они работу. Пока мастерица создает свою работу, она держит в руке яйцо долгое время и постоянно думает о том, для кого оно предназначается. Яйцо как бы вбирает положительную энергию этих добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет ваше творчество, фантазия и музыка.
4. Практическая работа учащихся.
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
IV. Физминутка.
По усмотрению учителя на любом этапе урока.
V. Подведение итогов урока.
– Садитесь удобно, осмотрите на свои работы. (Выставка)
– Чем замечательны ваши сувениры?
– О чем вы думали, когда готовили их?
– С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
– Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
– Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА УРОК. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!