Тема: Пересказ.
“Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”
Н. Буало(французский поэт, критик)
Задача: дать понятие пересказа.
Цели:
- познакомить с приемами пересказа;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать внимание.
Речевая разминка.
У каждого на парте:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Задание: - Прочитайте отрывок из стихотворения К. Бальмонта так, чтобы мы услышали шуршание камышей.
Вы знаете, как человек хранит знания и передает их? Чаще всего - через тексты. Не каждый умеет передавать то, что он знает другим и получать знания из книг, бесед, уроков. Для этого надо понимать чужие тексты, пересказывать их.
- Как вы понимаете, что такое пересказ? (Передача текста кратко или подробно).
Вот какое объяснение пересказа дано в словаре Ожегова (зачитывание).
- Пересказ, это подготовленная речь или не подготовленная? (Подготовленная).
1. На доске рисунок. (Лапоть, пузырь, соломинка)
- Из какой сказки пришли к нам эти герои? (“Пузырь, соломинка, лапоть”)
- Расскажи сказку.
- А сейчас давайте прочитаем оригинал сказки (стр. 15). Чтение вслух.
Вывод:
- Итак, давайте, сравним текст и его пересказ.
- Они похожи? (Да)
- Можно сказать, что это один и тот же текст? (Да, но пересказ отличается от исходного текста).
- В чем отличие? (Пересказывая текст, мы заменяем какие-то слова другими, можем изменить некоторые предложения, ведь мы не учили текст наизусть).
- Какой текст интереснее? (Исходный)
- Почему? (Он более красочный, яркий)
- Зачем нужен пересказ? (Научиться красиво, образно говорить)
- Что вам помогло подготовить пересказ сказки? (Картина) Такой прием пересказа называется (на доску)
картинный план |
2. На доске слова: курочка, яичко, мышка, дед, баба.
- Прочитайте.
- Какой образ возник? (Курочки Рябы) Вспомните сказку.
- Что помогло при рассказе? (Ключевые слова)
Вывод:
- Зачем нужны ключевые слова? (Они помогают передать в тексте самое главное. По этим словам можно вспомнить содержание текста)
-Вот еще один прием пересказа.
Ключевые слова |
- А сейчас прочитайте пересказ сказки “Курочка Ряба” в учебнике (про себя) с. 16, № 19.
- Заметили в пересказе что-нибудь странное, необычное? (Да)
- Подчеркните. Прочитайте.
- Сравните пересказы, чей пересказ лучше?
- Почему? (Он ближе к исходному тексту).
- Я для вас приготовила оригинал сказки. Слушайте. (Кассета)
- Что можно сказать? (Это не оригинал)
- Почему? (Есть элементы домысла)
- Почему такое происходит? Сказки – это устное народное творчество. Сказки передавались из уст в уста, и как это бывает, каждый добавлял что-то свое, придуманное.
Вывод:
-Может ли пересказ, его содержание не соответствовать исходному тексту? (Нет, не может)
Правило на стр. 17
Физ. пауза:
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
3. Сказки пересказывать не трудно, они легко запоминаются, учебные тексты - намного труднее. Давайте посмотрим на один из таких текстов. Для того чтобы пересказать, надо хорошо его понять.
Стр.17, № 21
- Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Чтение вслух. Как озаглавили.)
- Давайте составим план.
- Сколько частей в тексте? (Три)
- Озаглавим каждую часть.
1) Рыбы умеют летать
2) Рыба – самолет
3) Полет и приземление
- Подготовьте пересказ.
- В пересказе пропущена последняя часть. Оправдано ли это? (Нет. В этой части говориться об особенности полета рыбок – они умеют рулить).
- Дайте точный пересказ.
Вывод:
- Что вам помогло в подготовке к пересказу текста? План.
-Вот и еще один прием пересказа
план |
- Что отражается в плане? (Основные события в тексте)
- На что похож план? (На самый краткий пересказ)
4. Как вы думаете, надо ли текст для пересказа учить наизусть? (Нет)
Читают в лицах отрывок по Остеру.
- Что посоветовал попугай слоненку? (Репетировать. Учить свое выступление.)
- Оправдано ли это здесь? (Нет)
- Какой прием использовали?
Репетиция выступления |
Вывод:
- Для чего надо пересказывать? (Чтобы научиться красиво, образно говорить)
Пересказ – это подготовленная речь.
- Какие приемы мы сегодня выявили?
1) картинный план
2) ключевые слова
3) план
4) репетиция выступления
Домашнее задание: стр. 18, № 23 – 25