Урок химии: "Химические свойства кислот", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель:

1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.
2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
3. Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
4. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу.
5. Продолжить формирование умений работать в группах.
6. Продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.

Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), сахароза, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала
  3. Изучение нового материала.
    1. Физические свойства кислот.
    2. Химические свойства кислот.
      2.1. Демонстрационные опыты.
      2.2. Практическая работа.
    3. Обобщение и выводы.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного касса веществ. Безусловно слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверена, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот.

А на прошлом уроке вы узнали о строении и составе молекул кислот.

Давайте повторим то, что вы узнали :

  • Дайте определение классу кислот.
  • Исходя из определения выведите общую формулу кислот. (показать формулу на опорном сигнале).
  • Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
  • Какие вы знаете классификации.
  • На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры).
  • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
  • Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.

(Далее работа с карточками, на которых записаны формулы кислот).

  1. Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Химические свойства кислот».

1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.

На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.

Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.

Запись в тетради:

  1. Физические свойства:

а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус.

Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

Запись в тетради:

  1. Химические свойства.

«Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?

2.1. Демонстрационные опыты:

С сахарной пудрой.

Надпись на деревянной дощечке.

Разрушение ткани.

Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.

Запись в тетради:

Кислоты разрушают органические вещества.

2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..

Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал

1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.

2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.

3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.

4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).

5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

6 группа: Взаимодействие кислот с солями.

Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям

3. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

Запись на доске ив тетради:

2. Действие индикаторов.

3. Взаимодействие с металлами ( до Н !)


Кроме

4. Взаимодействие с основными оксидами.

5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

6. Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

7. Взаимодействие с солями.

Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов и разрушают органические вещества.

V. Закрепление (тест).

VI. Домашнее задание.

Инструктивная карточка

Опыт №1

Действие кислот на растворы индикаторов.

В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4

  • 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
  • 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
  • 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете?

Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

Инструктивная карточка.

Опыт №2

Взаимодействие кислот с металлами.

В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку
поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку
прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете?

Во всех ли пробирках происходят химические реакции?

Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химических реакций.

Инструктивная карточка.

Опыт №3.

Взаимодействие кислот с основными оксидами.

В пробирку поместите несколько гранул оксида меди - CuO.
Затем прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете?

Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно.

Что наблюдаете?

По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

Напишите уравнение химической реакции.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Инструктивная карточка.

Опыт №4.

Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия - NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете?

Постепенно по каплям добавьте серную кислоту - H2SO4.

Пробирку слегка встряхните.

Что наблюдаете?

Напишите уравнение химической реакции.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Инструктивная карточка.

Опыт №5.

Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия - NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди – CuSO4 .

Что наблюдаете?

К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - - H2SO4.

Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.

Что наблюдаете?

Напишите уравнения химических реакций.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Инструктивная карточка.

Опыт №6.

Взаимодействие кислот с растворами солей.

В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.

Что наблюдаете?

7. Напишите уравнение химической реакции.
8. Назовите полученные вещества.
9. Определите тип химической реакции.

Приложение