Цель урока: формирование экономического мышления
Задачи урока:
- образовательные:
– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Важнейшие межотраслевые комплексы России”;
– сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.
- развивающие:
– развивать устную речь;
– уметь применять полученные знания на практике;
– развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- воспитательные:
– стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся;
– формировать у них убежденность в необходимости получения экономических знаний;
– умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения;
– повысить интерес к изучению предмета
Оборудование: доска, таблицы-схемы промышленных предприятий, таблички с надписями, экономическая и физическая карты Татарстана.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: деловая игра.
Класс предварительно был разбит на 5 групп: бизнесмены, экологи, экономисты, журналисты, биржевые агенты.
Игровая ситуация создаётся благодаря распределению ролей среди учащихся и постановки учебных задач каждой группе учащихся.
Биржевые агенты должны приготовить для “продажи” проекты пяти промышленных предприятий.
Бизнесмены должны выбрать 1 предприятие и грамотно его разместить.
После прохождения экспертизы экологи и экономисты должны выдать разрешение данного предприятия.
Задача журналистов – освещать это мероприятие.
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята! Вы изучили важнейшие межотраслевые комплексы России. Вы знаете, что каждое предприятие отличается от других своими технико-экономическими особенностями, влияющими на их размещение. Размещение предприятий независимо от их специализации и размеров должно быть наиболее рациональным. При правильном выборе места получается наибольший экономический эффект. Это означает, что продукция предприятия должна быть наиболее дешевой не только там, где она производится, но и там, где она потребляется.
Учитывая особенности современного хозяйства и влияние различных факторов, научно обоснованы общие принципы рационального размещения отраслей и производств. Важнейшие из этих принципов:
- приближение производств к источникам сырья, топлива, электроэнергии, местам сосредоточения трудовых ресурсов, районам потребления готовой продукции, научным центрам;
- учет требований обороноспособности страны;
- учет задач охраны окружающей среды;
- задачи улучшения жизни людей.
Сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы можете применить знания, полученные на уроках географии, при размещении конкретных предприятий. Урок будет проходить в форме деловой игры. Класс предварительно был разбит на 5 групп: бизнесмены, экологи, экономисты, журналисты, маклеры. У каждой группы в ходе игры будет своя задача.
Маклерам предстоит продать предприятия. Для чего им нужно заранее подготовить проекты предприятий, подготовить рекламу, оформить плакаты и сообщить другим учащимся, какие предприятия будут выставляться на торги и каковы условия покупки.
Бизнесмены должны купить то предприятие, которое с учетом всех факторов даст наибольший экономический эффект. Чтобы купить предприятие, нужно ответить на вопросы. Если ответ правильный, то предприятие продано. В эту группу входят консультанты по экономическим и экологическим вопросам, которые будут помогать бизнесменам.
Затем нужно пройти экологическую и экономическую экспертизу и получить разрешение на строительство своего предприятия в г. Казани.
И все наше мероприятие освещают журналисты разных газет.
На продажу выставлены 5 предприятий.
I ЭТАП РАБОТЫ: МАКЛЕРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВОИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Все группы работают самостоятельно. На столах лежат физическая и экономическая карты Республики Татарстан. Ребята должны выбрать предприятия и место его наилучшего размещения, учесть все факторы размещения. (3-4 минуты).
II ЭТАП РАБОТЫ: АУКЦИОН ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Предприятия поочередно выставляются на торги и биржевые агенты очень коротко (2-3 минуты) их характеризуют. Условия покупки: правильно ответить на вопросы.
ГЭС (гидроэлектростанция)
1 вопрос: Какие экологические проблемы возникают при строительстве ГЭС?
Ответ:
- Затопление ценных земель.
- Нарушает естественные миграции рыб.
- Вода, прошедшая через турбину, становится “мертвой”.
- Изменяется гидрологический режим и климат прилегающих территорий.
- Способствует большему загрязнению рек.
2 вопрос: Для чего необходимо создание единых энергосистем?
Ответ: Создание энергосистем повышает надежность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать ее из района в район.
Металлургический комбинат
1 вопрос: Что такое конструкционные материалы?
Ответ: Конструкционными называют материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.
2 вопрос: Какие факторы оказывают наибольшее влияние на размещение металлургических предприятий?
Ответ: На размещение металлургических предприятий наибольшее влияние оказывают:
1) качество используемого сырья (руды);
2) применяемый для получения металла вид энергии;
з) география источников энергии и сырья;
4) обеспеченность водой, транспортными путями;
5) необходимость охраны природы.
Лесохимический комплекс
1 вопрос: Назовите районы России, обладающие значительной сырьевой базой для развития лесной промышленности.
Ответ:
- Европейский север России.
- Сибирь.
- Дальний Восток.
- Урал.
2 вопрос: Какие отрасли лесной промышленности целесообразно ориентировать на потребителя?
Ответ: мебельное производство.
Мясокомбинат
1 вопрос: Назовите состав АПК.
Ответ: В состав АПК входит 3 звена:
1) отрасли, обслуживающие сельское хозяйство (наука, с/х машиностроение, химическая промышленность, мелиорация, комбикормовая и микробиологическая промышленность);
2) сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
3) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию (пищевая промышленность, заготовка, хранение, переработка непродовольственного сырья, легкая промышленность, торговля).
2 вопрос: Что такое мелиорация?
Ответ: Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных условий земель с целью наиболее эффективного их использования.
Молочный комбинат
1 вопрос: Чем отличаются сельскохозяйственное и промышленное производство?
Ответ: Сельское хозяйство от других отраслей хозяйства отличают:
1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны;
2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;
3) использование живых организмов (животных и растений);
4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
2 вопрос: Какие отрасли пищевой промышленности тяготеют к потребителю?
Ответ:
1) молочная;
2) мясная;
3) кондитерская;
4) хлебопекарная;
5) макаронная (производят нетранспортабельную продукцию).
Если куплен один завод, а продать нужно было два, тогда проводятся повторные торги.
III ЭТАП РАБОТЫ: РАЗМЕЩЕНИЕ НА КАРТЕ КУПЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
(3–4 минуты). Затем все группы обмениваются своими вариантами размещения предприятий.
Журналисты начинают обсуждение, вопросы подготовлены заранее.
Вопросы бизнесменам:
- Почему вы отказались от 1–3 предприятий?
- Почему выбрали именно это предприятие?
- Каким образом размещение вашего предприятия скажется на занятости трудовых ресурсов?
- Намерены ли вы обучать кадры для работы на вашем предприятии?
- Какие льготы предусмотрены для работников вашего предприятия?
- Хотите ли вы выпускать свой товар для экспорта или для внутреннего рынка?
Вопросы экспертов-экономистов:
- Какие именно стадии производства представлены на вашем предприятии?
- На каком сырье будет работать ваше предприятие?
- Будет ли обеспечено предприятие сырьем в необходимом количестве?
- Какую продукцию вы планируете выпускать?
- Будет ли продукция пользоваться спросом?
- Достаточно ли трудовых ресурсов в г. Казани для вашего предприятия?
- Какими видами транспорта вы будете пользоваться?
Вопросы экспертов-экологов:
- Какие отходы будут у производства?
- Как вы будете утилизировать отходы производства?
- Какие очистные сооружения вы построите?
- Будет ли сырье проходить экологическую экспертизу?
- Почему вы выбрали именно это предприятие?
IV ЭТАП: ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ.
Журналисты удаляются писать очерк (5 минут).
Государственные комиссии делают заключение о выгодности продажи, рациональном размещении предприятия, и дают (или нет) разрешение на размещение купленного предприятия в г. Казани.
V ЭТАП: ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.