В программе научно-технической направленности рассматриваются практически все выпускавшиеся раньше и существующие сейчас системы: от старых 8-разрядных машин, до новейших 64-разрядных рабочих станций, рассматриваются различные узлы и компоненты компьютеров, а также их диагностика, установка различных программ и работа в них.
Цель: знакомство учащихся с вопросами эксплуатации, модернизации и ремонта IBM-совместимых компьютеров.
Задачи.
Обучающие:
- Дать знания учащимся об устройстве компьютеров, умения находить отличия между машинами разных классов и понимание особенностей первоначального конфигурирования системы.
- Научить разбираться с проблемами, возникающими при диагностике неисправностей, модернизации и ремонте компьютеров.
- Научить собирать компьютер из комплектующих, устанавливать операционную систему, программы первой необходимости.
- Научить работать с программами, необходимыми в офисе (антивирусными, архиваторами, сетевыми, Интернет и др.).
Развивающие:
- Развивать логическое мышление.
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать потребность к труду.
- Воспитывать профессиональные качества личности.
Программа “Ремонт ПК” предусмотрена для групп по специальности “Оператор электронно-вычислительных машин” на 1 год обучения для учащихся 9 –11-х классов в количестве 36 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Часы |
1 | Введение, техника безопасности | 1 час |
2 | Разборка, сборка ПК | 1 час |
3 | Системные платы | 1 час |
4 | Шины, слоты, платы адаптеров | 1 час |
5 | Типы микропроцессоров | 2 час |
6 | Память | 2 час |
7 | Блоки питания | 1 час |
8 | Контрольная работа | 1 час |
9 | Устройства ввода | 2 час |
10 | Видеосистемы | 2 час |
11 | Коммуникации и сети | 2 час |
12 | Звуковая аппаратура | 1 час |
13 | Контрольная работа | 1 час |
14 | Накопители | 2 час |
15 | Профилактика и обслуживание | 1 час |
16 | Диагностика и поиск неисправностей | 1 час |
17 | ОС и проблемы | 1 час |
18 | Контрольная работа | 1 час |
Практические работы: | ||
Практическая работа № 1 “Разборка и сборка ПК” | 2 час |
|
Практическая работа № 2 “Установка Windows. Разбиение диска, форматирование диска” | 2 час |
|
Практическая работа № 3 “Инсталляция программ” | 2 час |
|
Практическая работа № 4 “Работа в сетях, Internet” | 2 час |
|
Практическая работа № 5 “Установка драйверов принтера, сканера, модема и других устройств” | 2 час |
|
Практическая работа № 6 “Обслуживание ПК” | 2 час |
|
Итого: | 36 часов |
Содержание.
- Принцип построения ПК.
- Устройства ввода/вывода.
- Накопители.
- Профилактика и обслуживание. Проблемы, связанные с работой ПК.
- Контрольная работа.
- Практические работы.
Знакомство с понятием “компьютер”. Классификация персональных компьютеров. Возможности современного ПК. Техника безопасности при работе на ПК. Устройство ПК, сборка и разборка, комплектующие различных фирм. Приборы, инструменты для работы.
Основные узлы ПК.
Основные части компьютера. Системные платы: свойства, составные части, фирмы-производители, чипсеты. Шины, слоты, платы адаптеров: разновидности шин, их названия, время производства; классы ПК, их использующие. Типы процессоров: фирмы-производители, устройство, параметры, применение. Память и ее разновидности, применение. Блоки питания: применение, параметры.
Клавиатуры, мыши, их разновидности. Видеосистемы: мониторы, виды, их применение, устройство электронно-лучевых трубок, TFT-панелей; виды видеоадаптеров, функциональные особенности. Коммуникации, сети, их разновидности, топология сетей, сетевые карты. Звук, звуковые адаптеры, их характеристики.
Накопители на гибких, жестких магнитных дисках, проигрыватели на лазерных дисках, их интерфейсы; записывающая техника, перезапись. DVD-ROM.
Другие устройства.
Профилактика, процедуры, служебные программы. Диагностика и поиск неисправностей, их устранение, мелкий ремонт ПК. Операционные системы, их разновидности, применение, проблемы и возможности каждой.
Сборка и разборка ПК. Его настройка, использование специальных программ для разбиения диска, виды форматирования, установка операционной системы, архивирование, работа с антивирусными программами, работа в сетях, установка принтера, модема, сканера, копирование лазерных дисков, устройство системных плат. Обслуживание ПК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Скотт Мюллер “Модернизация и ремонт персональных компьютеров”, 5-е издание, Москва, ЗАО издательство “БИНОМ”, 1998 г.
- Фигурнов В.Э., IBM PC для пользователя, издание 7, М.: ИНФРА-М, 1997 г.
- Журналы:
- Информатика и образование.
- Компьютер ПРЕСС
- Подводная лодка.
- Мир ПК.
- Приложение к газете “Первое сентября” – Информатика.
- Статьи и публикации в Internet.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Требования к учащимся |
Часы |
1 | Введение, техника безопасности | Учащиеся должны знать классификацию компьютеров, методику сборки, разборки и проверки работоспособности ПК | 1 час |
2 | Разборка, сборка ПК | 1 час |
|
3 | Системные платы | Учащиеся должны знать из каких основных узлов состоит компьютер, знать основные характеристики системных плат, разновидности шин, слотов плат, типы микропроцессоров, их характеристики, виды памяти, их особенности работы, устройство блоков питания | 1 час |
4 | Шины, слоты, платы адаптеров | 1 час |
|
5 | Типы микропроцессоров | 2 час |
|
6 | Память | 2 час |
|
7 | Блоки питания | 1 час |
|
8 | Контрольная работа | 1 час |
|
9 | Устройства ввода/вывода | Учащиеся должны знать различные устройства ввода и вывода, их виды, работу, отличия друг от друга, знать различные виды сетей, звуковую аппаратуру и ее устройство, характеристики | 2 час |
10 | Видеосистемы | 2 час |
|
11 | Коммуникации и сети | 2 час |
|
12 | Звуковая аппаратура | 1 час |
|
13 | Контрольная работа | 1 час |
|
14 | Накопители | Учащиеся должны знать различные
виды дисководов, их устройство, работу
обслуживание. Учащиеся должны знать различные виды профилактики работы с ПК, диагностику и поиск неисправностей, разные виды операционных систем |
2 час |
15 | Профилактика и обслуживание | 1 час |
|
16 | Диагностика и поиск неисправностей | 1 час |
|
17 | ОС и проблемы | 1 час |
|
18 | Контрольная работа | 1 час |
|
19. |
Практические работы: | Учащиеся должны уметь: применять полученные знания на практике, собирать компьютер, тестировать и находить неисправности, устанавливать необходимые программы для работы | 12 час |
Практическая работа №1 “Разборка и сборка ПК” | 2 час |
||
Практическая работа №2 “Установка Windows. Разбиение диска, форматирование диска” | 2 час |
||
Практическая работа №3 “Инсталляция программ” | 2 час |
||
Практическая работа №4 “Работа в сетях, Internet” | 2 час |
||
Практическая работа №5 “Установка драйверов различных устройств” | 2 час |
||
Практическая работа №6 “Обслуживание ПК” | Учащиеся должны уметь: обслуживать компьютер | 2 час |
|
Итого: | 36 часов |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Формы работы |
1. | Введение, техника безопасности | Дать знания по классификации
компьютеров, методике сборки, разборки и
проверки работоспособности ПК. Развить логическое мышление учащихся. Воспитать человека, соблюдающего технику безопасности |
беседа |
2. | Разборка, сборка ПК | лекция |
|
3. | Системные платы | Дать знания об основных узлах
состава компьютера, основных характеристики
системных плат, разновидностях шин, слотов плат,
типов микропроцессоров, их характеристик, видов
памяти, их особенностей работы, устройствах
блоков питания. Развить творческое и логическое мышление учащихся. Воспитать профессиональные качества |
лекция |
4. | Шины, слоты, платы адаптеров | лекция |
|
5. | Типы микропроцессоров | лекция |
|
6. | Память | лекция |
|
7. | Блоки питания | лекция |
|
8. | Контрольная работа | к/р |
|
9. | Устройства ввода/вывода | Дать знания об устройствах ввода
и вывода, их видах, их работе, отличиях друг от
друга, видах сетей, звуковой аппаратуры,
устройствах, характеристиках. Развить творческое и логическое мышление учащихся. Воспитать профессиональные качества |
лекция |
10. | Видеосистемы | лекция |
|
11. | Коммуникации и сети | лекция |
|
12. | Звуковая аппаратура | беседа |
|
13. | Контрольная работа | к/р |
|
14 | Накопители | Дать знания о различных видах
дисководов, их устройствах, работе и
обслуживанию. Дать знания о различных видах профилактики ПК, диагностики и поиска неисправностей, разных видах операционных систем. Развить творческое и логическое мышление учащихся. Воспитать профессиональные качества |
лекция |
15. | Профилактика и обслуживание | лекция, беседа |
|
16. | Диагностика и поиск неисправностей | лекция |
|
17. | ОС и проблемы | лекция |
|
18. | Контрольная работа | к/р |
|
19. |
Практические работы: | Дать практические навыки по
применению полученных знаний: по сборке
компьютера, тестированию и нахождению
неисправностей, установлению необходимых
программ Развить творческое и логическое мышление учащихся Воспитать профессиональные качества |
п/р |
Практическая работа №1 “Разборка и сборка ПК” | |||
Практическая работа №2 “Установка Windows. Разбиение диска, форматирование диска” | |||
Практическая работа №3 “Инсталляция программ” | |||
Практическая работа №4 “Работа в сетях, Internet” | |||
Практическая работа №5 “Установка драйверов различных устройств” | |||
Практическая работа №6 “Обслуживание ПК” | Дать практические навыки по применению полученных знаний: по обслуживанию компьютера |
Критерии оценки
Контрольная работа:
- “5” – все задания выполнены
- “4” – имеются неточности в ответах
- “3” – имеются ошибки в ответах
- “2” – работа выполнена менее 50 %
Практическая работа:
- “5” – все задания выполнены
- “4” – наблюдались неточности при выполнении работы
- “3” – наблюдались ошибки при выполнении работы
- “2” – работа выполнена менее 50 %