В актовом зале заранее приготовлены 7 игровых мест (каждое на три команды), раздаточный материал, стол для счётной комиссии, оформлена сцена. Три класса выстраиваются по периметру зала (лицом к сцене). В период подготовки к марафону учитель-предметник должен разделить каждый класс на 8 групп, исходя из учебных возможностей ребят и их творческого потенциала. Каждый учащийся должен знать название конкурса, в котором он будет принимать участие.
Звучат фанфары.
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые участники интеллектуально-творческого марафона “Математическая карусель!
Ведущий 2. Добрый день, уважаемые гости!
Ведущий 1. Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Ведущий 2. Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Ведущий 1. Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ведущий 2. Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
Ведущий 1. И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Ведущий 2. Сегодня мы приветствуем три славных команды шестых классов.
Ведущий 1. Которые будут бороться за звание самых “пифагористых”, “знаменательных” и “числительных”. Но самое главное …
Ведущий 2. Что разделившись на дроби, они всё равно останутся единым целым.
Ведущий 1. Итак, представляем участников “Математической карусели”
Ведущий 2. Команда 6А класса, вам слово!
(Выступление команды 6А класса: название, девиз, визитная карточка - краткое театрализованное представление на 3-5 минут)
Ведущий 1. А теперь предоставляем слово команде 6Б класса!
(Выступление команды 6Б класса: название, девиз, визитная карточка - краткое театрализованное представление на 3-5 минут)
Ведущий 2. А теперь слово команде 6В класса!
(Выступление команды 6В класса: название, девиз, визитная карточка - краткое театрализованное представление на 3-5 минут)
(Во время выступления представители команд выходят в центр зала)
Ведущий 1. А теперь разрешите представить счётную комиссию нашего конкурса
Ведущий 2. Это учителя математики: Елена Павловна и Ирина Егоровна.
Ведущий 1. Осталось познакомить вас с членами жюри каждого конкурса, которые будут работать с вами по направлениям:
Ведущий 2. “Звёздный час” - Команев Евгений.
Ведущий 1. “Дальше… Дальше…” - Вербенец Елена.
Ведущий 2. “Умники и умницы” - Маловичко Максим.
Ведущий 1. Брейн – ринг – Борисенко Ксения.
Ведущий 2. “Эрудит” - Борисов Александр.
Ведущий 1. “Лингвистический” - Футляев Виталий.
Ведущий 2. “Художественный” - Котов Семён.
Ведущий 1. “Творческий” - Кудреватых Юлия.
Ведущий 2. А теперь команды просим занять свои места.
Ведущий 1. Желаем удачи.
Ведущий 2. И конечно победы!
На игровых местах в зале проводятся игры по всем конкурсам, кроме творческого.
Творческий конкурс проводится в ближайшем кабинете.
Суть конкурса: представители от каждой команды за 20 минут должны как можно больше сочинить частушек о математике, математических понятиях, уроках математики и т.д. Потом в течение 10 минут ведущий должен отрепетировать с участниками конкурса выступления под заранее заготовленную фонограмму.
“Звёздный час”
Каждой из трёх команд выдаются по 4 таблички с цифрами от 1 до 4, листочки для черновиков, карточки с заданиями и рисунками. Ведущий конкурса читает вопрос и через 15 – 25 секунд по знаку ведущего команды поднимают карточки с выбранным ответом. За каждый вthysq ответ команде начисляется 1 балл.
1. Исключите лишнюю фигурку:
1) Фигура 5
2) Фигура 2
3) Фигура 7
4) Фигура 3
2. Чтобы купить 4 порции мороженого, Биллу не хватает 60 центов. Он купил 3 порции и у него осталось 30 центов. Сколько стоит одна порция мороженого?
1) 90 центов
2) 10 центов
3)30 центов
4) 70 центов
3. Вставьте недостающее число:
1) Число 3
2) Число 5
3) Число 4
4) Число 7
4. Во дворе гуляют куры, петухи и утки – всего 21 птица. Петухов в 10 раз меньше, чем кур. Сколько во дворе уток?
1) 11 уток
2) 9 уток
3) 10 уток
4) 2 утки
5. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:
1) Фигура 4
2) Фигура 6
3) Фигура 1
4) Фигура 3
6. Исключить лишнее слово
1) сумма
2) разность
3) множитель
4) частное
7. Вставьте недостающее число:
1) Число 3
2) Число 5
3) Число 4
4) Число 7
8. Какой учёный, будучи ребёнком, предложил быстрый способ сложения натуральных чисел от 1 до 100?
1) Эйлер
2) Пифагор
3) Гаусс
4) Ломоносов
9. Какую фигуру надо добавить к закрашенной фигуре, чтобы получить квадрат?
10. Выберите из приведённого списка фамилию женщины-математика
1) Байкова
2) Ковалевская
3) Крупская
4) Терешкова
11. Сколько прямоугольников изображено на рисунке?
1) 4 прямоугольника
2) 5 прямоугольников
3) 6 прямоугольников
4) 7 прямоугольников
12. Назовите науку о числах
1) Геометрия
2) Арифметика
3) Алгебра
4) Математика
13. Клеточки пирамиды были заполнены по следующему правилу: над каждыми двумя числами записывали их полусумму. Некоторые числа стерли. Какое число было в верхней клеточке?
1) число 5
2) число 7
3) число 9
4) число 11
14. Гарри Поттер и Гермиона решили заработать. Они купили 500 конфет с сюрпризами по 5 галионов за конфету и стали продавать их по 7 галионов за конфету. Какой доход получат ребята, когда продадут все конфеты?
1) 100 галионов
2) 200 галионов
3) 500 галионов
4) 1000 галионов
15. Исключить лишнего человека:
1) Пифагор
2) Архимед
3) Крылов
4) Гаусс
16. Кому принадлежат строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”?
1) Чебышеву
2) Гауссу
3) Ломоносову
4) Архимеду
17. Исключите термин, который не является математическим:
1) Отрезок
2) Косинус
3) Дискант
4) Гипотенуза
18. У банка есть несколько вариантов использования денег. Какой вариант наиболее выгодный?
1) Вложить 40 тыс.р. и получить 50 тыс. р.
2) Вложить 10 тыс.р. и получить 15 тыс. р.
3) Вложить 50 тыс.р. и получить 70 тыс. р.
4) Вложить 100 тыс.р. и получить 125 тыс.р.
19. Как называются цифра второго разряда натурального числа?
1) Десятки
2) Десятые
3) Сотни
4) Сотые
20. Чебурашка купил в магазине 7 одинаковых тетрадей. Сколько он заплатил?
1) 200 р.
2) 154 р.
3) 307 р.
4) 222 р.
21. 3 сотни умножили на 2 сотни. Сколько буде сотен?
1) 6 сотен
2) 60 сотен
3) 600 сотен
4) 6000 сотен
22. Книга, содержащая 60 листов, имеет толщину 1 см. Каков толщина всех листов, если в книге 240 страниц?
1) 2 см
2) 3 см
3) 4 см
4) 12 см
23. Угол больше 90° называют:
1) Тупой
2) Умный
3) Острый
4) Глупый
24. По тропинке, вдоль кустов,
Шёл десяточек хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
Ну а мой вопрос таков –
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад –
Сколько было поросят?
1) 2 поросенка, 8 петухов
2) 5 поросят, 5 петухов
3) 4 поросенка, 6петухов
4) 6 поросят, 4 петуха
Конкурс “Дальше… Дальше…”
Каждой команде за 7 минут предлагается ответить на вопросы, которые зачитывает ведущий конкурса. Если команда не может дать ответ на вопрос, то она говорит “Дальше”. За каждый верный ответ команде начисляется 1 балл.
Вопросы для 1 команды
- Какое число суеверные люди называют “чёртовой дюжиной”?
- Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя?
- Число 17 – простое или составное?
- Назовите в метрах 17дм.
- Чему равна четверть гектара?
- Дополните число 17 до квадрата числа 7
- Приведите пример правильной дроби с числителем 17.
- Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
- Какое число при умножении на 17 даёт в произведении 1?
- Назовите число, которое больше 17 в 0,1 раза.
- Какой фигурой является центр окружности?
- Чему равны 5% от килограмма?
- НОК (5; 120).
- Сложите половину и четверть.
- Делится ли 2727 на 9?
- Назовите произведение, в названии которого встречается число.
- Сколько граней у куба?
- Чему равна площадь квадрата с периметром 20.
- Округлите до единиц 3,9.
- Прямой угол разделен на два угла, один из которых равен 40?°. Чему равен второй угол?
Вопросы для 2 команды
- Чему равна дробь, числитель которой равен знаменателю?
- Сколько делителей имеет простое число?
- Как называется прямоугольник с равными сторонами?
- Чему равна 1/12 часть суток?
- Назовите число, которое больше 17 в пять раз
- Назовите в тоннах 17 кг.
- Что такое периметр?
- Как называется луч, делящий угол пополам?
- Дополните число 17 до 100.
- Какой фигурой является сторона прямоугольника?
- Чему равны 15% от тонны?
- НОД (5; 120)
- Сколько сторон в ромбе?
- Вычтите из половины четверть.
- Делится ли 2121 на 3?
- Назовите пословицу или поговорку, содержащую число.
- Сколько вершин у куба?
- Чему равен периметр квадрата, площадь которого 25?
- Округлите до единиц 0,4.
- Развернутый угол разделен на два угла, один из которых равен 100?°. Чему равен второй угол?
Вопросы для 3 команды
- Какая из дробей больше: правильная или неправильная?
- Простым или составным является число 1?
- Перечислите названия сторон прямоугольного треугольника.
- Приведите пример правильной дроби со знаменателем 17.
- Чему равна треть прямого угла?
- На какой угол поворачивается солдат по команде “кругом”?
- Назовите число, которое является обратным к числу 17
- Назовите в килограммах 17 граммов.
- Приведите пример уравнения, корнем которого является число 17
- Какой фигурой является диаметр окружности?
- Дополните число 17 до квадрата числа 5.
- Чему равны 10% от часа?
- НОК (15; 16)
- Умножьте половину на четверть.
- Делится ли 1817 на 9?
- Напойте песню, в тексте которой есть число.
- Сколько рёбер у куба?
- Чему равен периметр квадрата, площадь которого 4?
- Округлите до единиц 5,8.
- Развернутый угол разделен на два угла, один из которых равен 50?°. Чему равен второй угол?
Конкурс “Умники и умницы”
Каждой из трёх команд предлагается решить за 25 минут следующие задачи. За каждую верно решённую задачу команда зарабатывает 1 балл.
- Алёша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число задумал Алёша?
- Найти два таких числа, что их сумма втрое больше их разности и вдвое меньше их произведения.
- Двенадцативедёрная бочка наполнена керосином. Разлить его на две равные части, пользуясь пустыми пятиведёрной и восьмиведёрной бочками.
- Восстановите цифры в примере: 53
- Разделите прямоугольник на 4 части таким образом, чтобы ни одна из частей не была прямоугольником, но чтобы среди этих частей были две одинаковые пары частей.
- Три мальчика собрали 114 грибов. Петя собрал в два раза больше, а Коля на 10 грибов больше, чем Федя. Сколько грибов собрал каждый?
Конкурс “Брейн – ринг”
Ведущий конкурса читается задания для команд, команды же после обсуждения записывают свои ответы на заранее приготовленные бланки и сдают их ведущему. За каждый верный ответ команда зарабатывает 1 балл.
- Решите анаграмму: РЕНИЕУАНВЕ
- Продолжите ряд: 1; 8; 16; 25; …; …; …
- Выразите в метрах 17 дм.
- Что такое периметр?
- Продолжите ряд: 1; В; 5; …; …
- Решите анаграмму: ВРАКДАТ
- Сотую часть рубля называют копейкой, сотую часть метра – сантиметром, сотую часть гектара – аром. А как называют сотую часть любой величины?
- Какой фигурой является центр окружности?
- Решите анаграмму: РУЛИГТЕНЬКО
- Найдите площадь квадрата, периметр которого равен 36.
- Назовите математический знак, используемый для записи чисел
- Назовите недостающее число
- Продолжите ряд: 2; 5; 11; 23; 47; …
- Решите анаграмму: ИОЕКМТЛР
- Какой цифрой заканчивается произведение 1
- Решите анаграмму: ДГАРСУ
- Назовите недостающее число
8,9 (2,7) 6,2
9,1 ( ? ) 1,8 - Логогриф (это новая загадка, в ней надо сначала догадаться, о каком слове идёт речь, а затем в отгаданном слове нужно дополнительно вставить одну или две буквы и получить новое слово)
- Чему равна площадь квадрата со стороной 100м?
- Сколько концов у пяти с половиной палок?
- Чем кончается как день, так и ночь?
- Сын моего отца, а мне не брат?
- В каком случае мы смотрим на число 3, а говорим 15?
- Я задумал число, которое меньше 240 во столько же раз, во сколько раз 30 меньше 480. Какое число задумано?
- Сумма трёх чисел равна их произведению. Эти числа различны и однозначны. Найти их.
3 12 6
4 16 8
5 20 ?
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках,
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
Конкурс “Эрудит”
Каждой из трёх команд предлагается за 25 минут составить из букв слова “ЭРУДИТ” как можно больше новых слов — двух -, трех-, четырехбуквенных. Каждая буква в новом слове может быть использована только один раз.
Конкурс “Лингвистический”
Каждой из трёх команд предлагается за 25 минут отгадать как можно больше слов в заданном кроссворде. За каждое верно угаданное слово начисляется 1 балл.
Конкурс “Художественный”
Каждой из трёх команд предлагается за 25 минут на листе ватмана изобразить композицию на заданную тему из геометрических фигур и продумать защиту своего произведения.
Ведущий 1. Основные задания участниками выполнены, осталось защитить художественные проекты.
Ведущий 2. А пока мы подведём предварительные итоги.
Ведущий 1. Слово предоставляется счётной комиссии
(Счётная комиссия оглашает итоги уже проведённых конкурсов (всех, кроме художественного и творческого))
Ведущий 2. Ну что ж, у команд есть ещё возможность улучшить свои результаты.
Ведущий 1. И дополнительный балл команде могут принести болельщики, которые будут активно приветствовать и поддерживать своих одноклассников.
Ведущий 2. А теперь предоставляем слово выдающемуся художнику-оформителю гимназии Семёну Котову
(Проходит защита художественных проектов, при этом ведущий данного конкурса должен обязательно перед защитой ознакомить всех присутствующих с критериями оценивания).
Ведущий 1. Очень радует, что наши юные математики ещё и замечательно рисуют.
Ведущий 2. Более того, мы имеем эксклюзивную возможность присутствовать на фестивале фольклорного творчества команд.
Ведущий 1. Сейчас в заключительном конкурсе участники продемонстрируют нам шедевры вокального исполнения.
Ведущий 2. Передаём слово ведущему музыковеду гимназии Юлии Кудреватых.
(Проходит защита творческого конкурса, при этом ведущий данного конкурса должен обязательно перед защитой ознакомить всех присутствующих с критериями оценивания ).
Ведущий 1. Команды! Внимание! Настало время подвести итоги!
Ведущий 2. Но пока счётная комиссия продолжает свою работу, у вас есть возможность немного отдохнуть.
(Выступление на сцене учащихся других классов с номером (песня, танец или др.))
Ведущий 1. Ну а теперь слово счётной комиссии.
(Подведение итогов, награждение)
Ведущий 2. Спасибо всем за участие!
Ведущий 1. Всего вам доброго!