С давних пор почитают в Якутии лошадь. В древних якутских легендах говорится, что в начале бог создал коня, а от него уж произошел человек.
Как доказывают археологические находки – лошадь была связана с жизнью людей ещё с палеолита. Профессор А.П.Окладников, исследуя древние наскальные рисунки – петроглифы, у деревни Шишкино в правом берегу реки Лена, на скале обнаружил изображение лошади, всадника со знаменем. [5] И этот рисунок изображен в гербе Республики Саха (Якутия).
До сих пор нет окончательного ответа на вопрос, откуда в Заполярье появились столь приспособленные к суровой здешней жизни лошади.
“Малоросла…но сильна, крепка, ступает мерно и уверенно” пишет великий русский писатель И.А.Гончаров во время кругосветного путешествия одолевший хребет Джугджур – “Монблан Сибири” на якутских лошадях.
Командор Витус Беринг, возглавляя первую камчатскую экспедицию, прибыв в Якутск, первым делом потребовал 600 лошадей.
Первые научные данные о происхождении якутской лошади собрал исследователь Севера академик А.Ф.Миддендорф. Он предположил, что это прямые предки лошадей, обитавших здесь во времена мамонтов.
В 1891 г. известный исследователь Севера И.Д.Черский высказал предположение, что ископаемая лошадь не вымерла, и позднее её потомки были приручены. Якутская лошадь давно привлекает внимание исследователей, но впервые широкое научное обследование было проведено в 1938 году экспедицией АН СССР, итоги которой опубликованы в 1941 году в труде М.И.Рогалевича “Коневодство Якутской АССР”.
В последние годы наиболее глубокое исследование осуществлено под руководством профессора М.Ф.Габышева. [1]
Но гипотеза о происхождении якутской лошади требовала доказательств, и они нашлись. В 1968 году в шахте одного из предприятий комбината “Индигирзолото” на глубине восьми метров обнаружился труп лошади, позже по месту находки названная как “Селериканская лошадь”. Чтобы сделать сравнение, в совхозе “Усть - Янский” сотрудником лаборатории четвертичной геологии П.А.Лазаревым был закуплен жеребец из чистопородного косяка. Результаты исследований показали, что различий между двумя этими животными, которых разделяли 37 тысячелетий, практически нет. [3]
И к тому же удалось найти и связующее звено. В фондах музея Института геологии хранится почти полный скелет такой же лошади, обнаруженный в 1976 году оленеводом К.К.Слепцовым на берегу озера Мойчоон в Аллайховском районе. Возраст находки определен в 2300 лет, значит, генетическая цепочка не прервалась, и этот рубеж, за которым остались мамонт, шерстистый носорог, бизон, зубр и другие животные, исчезнувшие с лица Северной земли около 10 тысяч лет назад, не стал роковым для их современницы. Её потомки живут и поныне, сохранив прежний облик и природные свойства прародительницы. [6]
В настоящее время в породе выделяются пять внутрипородных типов (отродий), сформировавшихся под влиянием специфических условий отдельных зон республики: колымский – по долине реки Колымы; верхоянский – по долинам рек Яна и Индигирка; центральный – по среднему течению реки Лены, по долинам рек Алдан и Амга; вилюйский – по Вилюю; таежный – в глубинных районах междуречий Лены, Амги, Алдана и Вилюя. Все эти типы в соответствии с условиями рельефа, а также кормовых угодий приобрели свои местные различия, проявляющиеся в росте, длине и густоте волосяного покрова, быстроте набора веса жеребятами.
Лошади якутской породы характеризуются широкотелым типом телосложения и при небольшом росте (средняя высота в холке от 130 до 141 см.). имеют сравнительно высокую живую массу (от 401,7 кг до 470,2 кг). [1]
Климат, в котором разводятся якутские лошади, весьма суров, резко континентален и засушлив. Зима продолжительная, холодная и малоснежная, лето короткое, на большей части территории – засушливое с относительно высокими температурами. Абсолютная амплитуда температур достигает 1090С (от + 38 до – 710С ).
Приспособляемость к суровым условиям Якутии осуществляется благодаря биологическим особенностям – снижением расхода энергии на поддержание жизнедеятельности в период зимовки: утолщение кожи (зимой 4,4 + 0,05 мм), отложение толстого слоя жира в подкожной клетчатке, удлинение и утолщение волос.
Разведение лошадей якутской породы, приспособленных к экстремальным условиям вечной мерзлоты, является единственным методом эффективного использования обширных угодий, малодоступных другим сельскохозяйственным животным. Коневодство в Якутии занимает важное место в животноводстве, поскольку связано с круглогодичным пастбищно –тебеневочным содержанием, отличается малым расходованием кормов в период тебеневки лошадей и незначительным вложением средств в строительство баз. Прекрасная приспособленность и способность давать полноценное потомство в новой среде обитания принес якутской лошади заслуженную славу и это привело к выводу лошадей якутской породы для развития табунного коневодства на слабо освоенных таежных землях Сибири и Дальнего Востока. [1]
Эта лошадь обладает универсальным качеством: используется на сельскохозяйственных работах (грузоперевозках, сеноуборке, пастьбе скота, оленей и для объезда косяков лошадей), дает человеку мясо, кожевенно–меховое сырье. Для местного населения конское мясо является деликатесным, высококалорийным продуктом. Помимо мясной продукции высоко ценится и молоко этой породы, из которого изготовляется кумыс (высокопитательный напиток). Шкура (некогда незаменимое сырье для изготовления легкой и непромокаемой национальной обуви) в настоящее время используется для изготовления различных ковров, паласов, накидок на сиденье и чехлов для автомашин, а камусы – для изготовления меховой обуви (унтов и меховых ботинок). Широким спросом пользуются шапки, воротники, изготовленные из хорошо выделанной и подобранной шкуры лошади.
На международных выставках в городах Монреале, Бухаресте, Лейпциге, Саппоро, Улан-Баторе изделия Якутского кожевенно–обувного комбината из конского мехового сырья завоевывают призы и медали. [7]
В Якутии имеется немало мастеров коневодства. Известны имена коневодов Героев Социалистического Труда: С.И.Васильева, Г.А.Кривошапкина, Г.И.Константинова, Т С.Лукина, А.В.Степанова, А.Н.Саввинова. в 1979 г. Государственной премии был удостоен М.С.Толстоухов. [2]
Роль лошади в жизни местного населения отразилось в народной терминологии. Во многих местных топонимах сохранились такие слова: адаєа (в Горном, Кобяйском, Таттинском улусах) – колодка, деревянное приспособление для передних ног лошади, чтобы она не уходила далеко; ыЅыыр (в Абыйском, Момском, Таттинском улусах) – седло; Хомуут ( в Таттинском улусе) – хомут; иЅэ”э (Мегино-Кангаласском, Усть – Алданском, Чурапчинском улусах) – стремя.
В последние годы в республике значительно сократилось поголовье лошадей во всех категориях хозяйств (с 210 тыс. в 1992 году до 130 тыс. в 2001 году). В настоящее время самая ценная часть генофонда лошадей якутской породы сосредоточено на 5 конных заводах, 15 племенных предприятиях и 30 базовых коневодческих хозяйствах. Дальнейшая судьба породы в основном будет зависеть от эффективности работы этих крупных государственных и других сельскохозяйственных предприятий. В республике работает целевая программа “Развитие табунного коневодства” до 2005 год.
Якутская лошадь до сегодняшнего дня так и не стала по настоящему домашней. Круглый год пасется себе на воле, не признавая ни крыш во время дождя, ни тепла конюшен в свирепые шестидесяти градусные породы и добывает себе корм из-под снега.
Использованная литература:
Алексеев Н.Д., Андреев Н.П., Тихонов В.Г. и др. лошадь якутской породы. – Якутск: Кн.изд-во, 1992.
Алексеев Н.Д. советы коневладельцам. - Якутск, ЯНИИСХ, 2000.
Гурьев К.Н., Лазарев П.А., Колосов П.Н. исполины ледникового периода. – Якутск: кн. Изд-во, 1986.
Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.Н. География Якутии: учебник для 9 класса средней общеобразовательной школы. - Якутск, Бичик, 2002.
Колесов А.Н., Мостахов С.Е. По реке Лене, - Якутск: Кн.изд-во, 1985.
Лыхин Е.П. Край суровый и нежный. – Якутск: кн.изд-во, 1988.
Максимов Г.Н. родная Якутия: природа, люди, природопользование. – Якутск: Бичик, 2003.
Ядрихинский В.В. Как увеличить производство конины: - Якутск, 1999.