Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства

Разделы: Технология, Начальная школа


Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек.
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник.
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.

Н. Майоров

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что “развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов”.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

В базисный план нашей школы введен ряд интегрированных курсов, способствующих образованию ребенка в различных аспектах. Один из них - основы народного декоративно-прикладного искусства. В данном интегрированном курсе впервые соединились такие составляющие, как ИЗО и художественный труд, искусство слова и пения (музыки). Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Интегрированный курс, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и воссоздания звука (слова, песня), движения как отражения окружающей действительности, созданных талантом человека, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, движения, вещи рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями. В этом курсе широко и многосторонне раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В основу положены творческие принципы народного искусства, общие для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации).

Данный курс я веду в течение шести лет, а работаю в МСОШ № 17 - 26 лет. Начинала с учащимися второго класса (шестилеток). Своего опыта в ведении интегрированного курса еще было недостаточно. Мне помогал журнал “Начальная школа”, использовала местный материал замечательных мастериц, добрых бабушек - Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых. Лепили они без устали на радость детворе игрушки. Веселое это искусство - глиняная росписная игрушка. Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства B.C. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому декоративное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Взяв за основу государственную программу, я откорректировала ее с учетом индивидуальных возможностей, личных особенностей и поэтому свой опыт, считаю репродуктивно-исследовательским.

В основу опыта я положила:

- тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;

- систему учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

- систему межпредметных связей;

- направленность содержания программы на развитие творческих способностей детей.

Педагогическая идея моего опыта — совершенствовать развитие творческих способностей детей на уроках декоративно-прикладного искусства.

Цель - развитие способности детей через творческие задания, посещение выставок, музеев.

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства “Лепки”, “Вышивки”, “Плетения”, “Аппликации” и др.;
  • развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

Обучение детей прикладному искусству провожу блоками:

1. “Роспись”:

а) хохломская;

б) городецкая;

в) жостовская;

г) гжель.

2.  “Лепка”

3. “Вышивка”

4. “Плетение” (кружевоплетение, бисероплетение)

5. “Аппликация ”

6. “Работа с различными материалами”

а) аппликация из цветной бумаги;

б) природный материал;

в) бросовый материал.

Т.е. каждый вид искусства рассматривается отдельно для более глубокого изучения, но в то же время в неразрывной связи с другими видами. Например, дети познакомились с нарядной декоративной росписью Хохломы, Городца, Гжели, Жостова и др. и им уже хочется вылепить или нарисовать какую-нибудь сказочную птицу или коня, посуду или барышню и расписать их красками, выразив свое восхищение.

Изучению темы предшествует демонстрация изделий народных умельцев и рассказ об особенностях элементов данной росписи в сравнении с элементами других видов росписей. Даю возможность, пустив изделие по рядам, рассмотреть его, потрогать руками, а может и погладить. На следующем уроке знакомлю детей с блоком “Роспись”. Стараюсь ненавязчиво акцентировать внимание детей на этом виде искусства. Дети восхищаются золотом Хохломы, необыкновенной синевой Гжели, чудесными конями и птицами Городца, затейливыми узорами Жостова. Когда я знакомлю детей с приемами росписи, они с радостью узнают их, так как видели уже на посуде, подносах. <Рисунок 1>

Рисовать учимся красками. Если ребенок затрудняется в нанесении какого-либо элемента, я показываю на листе бумаги, приколотом к доске. Когда дети овладевают некоторыми навыками росписи, то пробуют составлять свои орнаменты на вырезанных из картона предметах, разделочных досках.

Работы получаются удивительные. Запас зрительных впечатлений от рисунков орнамента, которые они видели на посуде, подносах и других предметах позволяет им без особого напряжения и длительной тренировки создавать собственные композиции росписи.

Орнаменты, используемые мастерами для росписи игрушек (деревянных и глиняных) и посуде включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке школы.

Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. <Рисунок 1>

Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев цветов купавки, шиповника, розы. <Рисунок 1>

Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. В орнаменты рисунка входят листья и цветки ромашки, колокольчика, василька, розы, тюльпана и ландыша <Рисунок 1>.

Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическими орнаментами: кольцами, полосками, кругами, которые всегда понятны детям. <Рисунок 2>.

Уроки по второму блоку “Лепка” начинаю со знакомства детей с народными игрушками глиняными и деревянными (старооскольской, дымковской, каргопольской и др.). Особо привлекательные и яркие выставляю на показ. Предлагаю взять их в руки, рассмотреть лучше узоры росписи. Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи:

  1. Родился город на Осколе
  2. Давно, в седую старину,
    Став крепостью по царской воле,
    Он грудью защищал страну.

  3. Здесь любили песни, пляски,
  4. Здесь рождались чудо-сказки,
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины
    Все игрушки не простые
    А волшебно-расписные:
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, точечки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор!

  5. Дымковская деревушка
  6. Синий лес, холмы, косогоры,
    Лепят там из глины игрушки
    И расписывают до сих пор...
    Да, из красной обычной глины
    Появляются вдруг на свет
    Зайцы, коники и павлины
    И солдатики - войска цвет...

  7. А в Каргополе есть игрушка
  8. Очень старая. Зверек небольшой
    На щечках мушки. Нет его короче ног
    Крашен ярко всюду белым
    Ножки, хвостик и спина
    Шея лентой черной смело
    мастером обведена.

  9. А голова желтым цветом
    Льва хотел он произвесть!
    Только что-то в лике этом
    Человеческое есть...
    И зверек у древней сказки
    Не пугаясь, не грозя
    С выраженьем теплой ласки
    Смотрит тихо нам в глаза.

Один из видных исследователей русского народного искусства B.C. Воронов называл игрушку “малой бытовой скульптурой”. С этим можно в полной мере согласиться.

Изучая блок “Лепка”, я меняю обстановку в классе. Вместо обычных привычных рядов ставлю по два стола в шахматном порядке. Круг общения сближается. И я немного меняю свой внешний вид: на плечи накидываю яркую шаль. Практическая часть урока всегда проходит под звуки народных мелодий (включаю магнитофон). Рассказываю об этих застывших фигурках живую сказку:

“В далекие времена и не столь уж отдаленные жили да были мастера-гончары. Делали они звонкие горшки да крынки, ребятам подарки-свистульки. Глиняные бабы да боярышни, Иваны-гармонисты жили вместе с петухами да кониками, медведями да уточками. Мастера-гончары передавали свое умение детям и внукам. Так и дошло это ремесло до наших дней”.

На последующих уроках мы лепим игрушки из пластилина, а потом расписываем их красками.

Встречи детей с народной игрушкой продолжаются во время изучения русских народных сказок на уроках чтения. Затем дети лепят иллюстрации к любимым сказкам, обыгрывают их своими игрушками. Образный и простой классический и орнаментальный язык народных игрушек вдохновляет ребят на создание сказки в красках. Мир детства хорош тем, что в нем живет неистребимая вера в чудо-сказку. Этой веры не лишены и наши дети.

В числе народных художественных промыслов рассматривается кружевоплетение и бисероплетение <Рисунок 2>. Я знакомила детей с мастерством вологодских кружевниц и учила изготавливать кружева. Каждый ребенок выполнял фрагмент коллективного панно “Снежинки, которые не тают” <Рисунок 3>.

В беседе я рассказывала детям об истории возникновения кружевоплетения, беседа сопровождалась показом рисунков и слайдов.

Плести мы начинали учиться с самой обычной “веревочки” и “столбиков”. Постепенно переходили к более сложным узорам. На таких занятиях у детей формируются умения в плетении декоративного мотива, совершенствуются навыки.

Работа по блоку “Плетение” продолжается на уроках декоративно-прикладного искусства по теме “Новые материалы и новые способы работы с ними. Плетение украшений из бисера”. Этой теме я отводила три урока. Знакомила детей с бисером и историей его происхождения, а также со способами (плетение) работы с ним. Фантазия детей была безгранична. На выставку мы изготовили красивое панно.

Уроки декоративно-прикладного искусства развивают эстетический вкус у детей, еще больше прививают любовь к народному творчеству и развивают их творческие способности, прививают интерес к красивым вещам и манере красиво одеваться.

Началу работы по теме “Вышивки” предшествовала выставка работ с вышивкой. Дети несли из дома или привозили из деревень все предметы с вышивкой: рушники, салфетки, наволочки, шторы и много-много других вещей. Были вещи, которые, наверное, годами лежали у бабушек в сундуках.

Выставка прошла великолепно. Самое интересное то, что дети сами рассказывали друг другу наперебой о “своих” работах и о тех, кто их изготавливал.

Я рассказывала детям о национальных особенностях вышивки нашего края. Основным в вышивке является многоцветный орнамент геометрического характера. Знакомила с основными швами. Над этим блоком работаем несколько уроков. Выразив возвышенные чувства к этому виду творчества, пытаемся самостоятельно вышивать салфетки “крестом” и “гладью” <Рисунок 3>.

Не последнюю роль в развитии детского творчества играют уроки декоративно-прикладного искусства при работе с так называемым “бросовым материалом”. Здесь детям предоставляется много возможности для творчества в классе и дома, развивается их фантазия и воображение. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что кажется ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например, из кусочков кожи можно сделать красивые цветы, из пластиковой бутылки - вазу, из яиц “киндер-сюрпризов” кого хотите: матрешку, рыбок, осьминога, инопланетянина, лягушонка и многое-многое другое, из опилок - красивый пейзаж или вазу с цветами. Перечислять можно бесконечно.

Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Все эти изделия используются мною не только для украшения интерьера классной комнаты, но и как образцы рисования и лепки народных изделий. Время от времени одни предметы заменяю другими. Это мне дает возможность украсить интерьер класса и демонстрировать детям во время бесед художественные изделия народных умельцев. У меня в классе находится достаточное количество предметов народного творчества. Все это оформлено в виде стены-стенда.

Многие работы моих учеников использовались в оформлении школьных выставок, при создании карнавальных костюмов, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Чтобы успешнее проходило обучение школьников, надо любить детей любить народное искусство, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками общения с искусством. Собственного творческого воображения, дополненного яркими зрительными впечатлениями от росписи изделий, оказывается достаточно, для того чтобы дети создавали свои оригинальные работы. Панно-коврование “Белка песенки поет да орешки все грызет...”, изготовленное нами к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, заняло призовое место в областном центре городе Белгороде.

Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что “самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия”.