Цели:
- Совершенствовать технику чтения, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- Учить детей ориентироваться в тексте, пользоваться закладками, пометками в отрывках сказки;
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, дружбы.
Оборудование:
- Книга “Волшебник Изумрудного города” у каждого учащегося;
- Игровое поле в виде карты путешествия по сказке А.М.Волкова “Волшебник Изумрудного города”, кубик с указанием количества ходов, фишка на магните;
- Перекладина с занавесом для настольного театра, макет трона, маски из папье-маше Говорящей головы, Морской девы, Чудовища, Огненного шара;
- Эпиграф: “Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба, и взаимная выручка”. (А.М.Волков)
- Выставка рисунков учащихся к сказке.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки А.М.Волкова “Волшебник Изумрудного города”. Мы будем говорить о маленькой девочке Элли, о её огромной щедрой душе и о её друзьях, которых она приобрела, путешествуя по волшебной стране. Мы ещё раз убедимся, что: “Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба, и взаимная выручка”.
А. Волков написал в продолжении этой сказки ещё несколько книг. В одной из них, “Огненный бог Марранов”, он говорит своему читателю: “Юный друг, дай мне руку…” (и далее чтение по цепочке учащимися 4-х абзацев книги).
2. Постановка учебной задачи.
– Мы знаем, чем закончилась эта сказка, потому что летом все прочитали её. Но сегодня мы ещё раз вспомним этих героев, а поможет нам игра и карта путешествий. Давайте, рассмотрим её.
Это голубая страна, в которой жили Жевуны, а управляла ими злая колдунья Гингема. Это фиолетовая страна Мигунов, во главе которой была сестра Гингемы, злая колдунья Бастинда. А какие добрые волшебники жили в этой стране?
(Виллина, повелительница Жёлтой страны и вечно юная Стела, повелительница юной страны Болтунов).
(Проговаривание 4-6 скороговорок по желанию).
-А вот в центре располагается зеленый Изумрудный город мудреца и волшебника Гудвина, куда ведет дорога, вымощенная, желтым кирпичом.
– Итак, мы двигаемся по карте с помощью магнита, кубик бросаем по очереди (по цепочке), а один ученик будет передвигать фишку по игровому полю.
КУБИК
3. Игра.
– Элли встретила соломенного человечка Страшилу. Найдите в книге и зачитайте его описание.
(Обратить внимание на выставку рисунков учащихся).
– Во время путешествия много раз приходилось оживлять Страшилу. Как это происходило? Когда?
(Элли часто приходилось оживлять Страшилу, подрисовывая смытые глаза и рот, набивать его тело соломой и зашивать разорванную одежду. Например, во время наводнения, во время сражения с Летучими Обезьянами).
– Какое заветное желание было у Страшилы?
КУБИК
– Зачитайте описание второго друга Элли, Железного Дровосека (работа с книгой).
– Как выручали Железного Дровосека?
(Главный враг для него – вода, которая, попадая на металлические части тела, покрывала их ржавчиной. Друзья смазывали части тела машинным маслом, а когда он сильно повредился о скалы во время сражения с летучими обезьянами, его отремонтировали, сделали заплатку и отшлифовали).
– Какое заветное желание у Железного Дровосека?
КУБИК
– Как произошла встреча с Трусливым Львом? (работа с книгой)
– Заветное желание Трусливого Льва?
КУБИК
– Какие препятствия встречались на пути отважных путешественников?
а ) водные преграды, а однажды они пережили наводнение;
Физкультпауза. Коллективный этюд (волна).
– Положить руки на плечи впереди стоящему, и по очереди приседаем и встаем.
б) Элли в плену у Людоеда
– Как друзья спасли Элли? (чтение отрывка со слов: “Страшила открыл тяжелые засовы ворот…”, до слов “… пополам вместе с кастрюлей”).
-Какое новое слово узнал Страшила?
– Как объяснилиСтрашиле, что такое самоотверженность? (работа с книгой, зачитать).
в) маковое поле
– Как случилось, что маленькие мышки оказались сильнее Трусливого Льва?
– (Вывод). Когда вместе с тобой друзья и действуют они сообща, можно победить самого сильного врага, и преодолеть самые невероятные препятствия.
Музыка из мультфильма “Волшебник Изумрудного города”
Физкультминутка с танцевальными движениями, проводится перед последним ходом к изумрудному городу
– Наконец дорога из желтого кирпича закончилась, перед нами Изумрудный город.
Что такое изумруд? (Прозрачный драгоценный камень ярко – зеленого цвета).
– Всё в городе было зеленым. Почему?
– В каких образах предстал Гудвин перед путешественниками, и одинаково ли они вели себя в тронном зале?
4. Проигрывание этюдов с предварительным уточнением действий.
Элли онемела от страха, даже забыла поклониться Голове.
Страшила, увидев Морскую Деву, растерялся, но потом собрался с духом и почтительно поклонился. Ведет себя просто, может почесать затылок.
Дровосек был разочарован, так как ожидал увидеть прекрасную Морскую Деву.
У любого человека при виде чудовища сердце забилось бы от страха, но у Дровосека не было сердца, поэтому он не испугался и вежливо поприветствовал чудовище. На предложение Гудвина убить колдунью – замахнулся топором, но, узнав, что погубит этим своих друзей, печально удалился (учесть, что двигается как механический робот).
Лев отпрыгнул в изумлении, увидев Огненный Шар, а когда рассерженный Лев начал подкрадываться к Шару, на него повеяло таким жаром, что Лев взвыл, и поджав хвост, выбежал из зала.
Во время проигрывания этюдов из-за занавеси появляется трон, с находящейся на нем очередной маской куклой. Идет свободный диалог с Гудвином, которого озвучивает учитель.
КУБИК
– Гудвин дал новое задание избавить народ Фиолетовой страны от Бастинды. О сражении с Летучими Обезьянами мы уже говорили, а как же удалось справиться с могущественной колдуньей?
– Почему Элли сказала: “И хорошо, что я не знала, от чего погибнет Бастинда?
(Она никогда не решилась бы облить её водой, зная, что она от этого умрет).
– Таких люде называют великодушными, то есть у этого человека “великая” душа, он не может причинить никому вреда, даже своему врагу.
КУБИК
5. Коллективно-групповая работа (3 группы).
Группам учащимся раздаются карточки с одинаковыми словами: справедливый, мечтательный, бесстрашный, глупый, заботливый, мудрый, трусливый, решительный, вредный, самоотверженный, эгоистичный, щедрый.
– Сейчас я вам раздам карточки, на них нужно найти точные определения, характеризующие:
- 1-я группа – Страшилу;
- 2-я группа – Железного Дровосека;
- 3-я группа – Трусливого Льва
Лишнее слова нужно вычеркнуть карандашом.
После выполнения задания, любой ученик из каждой группы зачитывает свои слова, а все остальные учащиеся проверяют их правильность.
– (Вывод). И Железный Дровосек, и Страшила, и Лев обладают этими положительными качествами и их всех можно назвать хорошими друзьями. Но они были строги и требовательны к себе. Мы заметили, что Страшила обладал умом, наблюдательностью, а он считал, что ему нужна мудрость. Железный Дровосек считал, что он не может быть нежным и добрым, оттого, что у него металлическое сердце. А был ли Трусливый Лев трусом? А что такое смелость? (умение преодолеть страх).
– Сдержал ли Гудвин своё обещание?
– Были ли настоящими эти приобретения?
– А почему же друзья так радовались?
– (Вывод). Гудвин вселил героям сказки уверенность в своих силах. А если кто-то верит в себя, в свои силы – это человек свободный, независимый, решительный и счастливый.
КУБИК
6. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие, а как же Элли вернется на родину?
– Чему учит эта сказка?
– (Вывод). Сказка учит нас дружить, стремиться помогать друзьям, ценить тех, кто находится рядом.
– Дальнейшую судьбу героев можно узнать в продолжении (перечислить книги). А сегодняшнее путешествие завершено. Все вы очень хорошо работали, читали, отвечали на вопросы, показали, что вам не безразлична судьба героев сказки.
Выставление оценок с комментарием.
Примечания.
- Урок проводит один учитель начальных классов, так как ведет в параллели уроки театра.
- На уроке возможна импровизация, так как количество ходов в игре непредсказуемо, но все таки, необходимо придерживаться основной канвы урока. Например, после 6-го хода миновали замок Людоеда, оказались у реки. Можно спросить: “Какое серьёзное испытание осталось позади? Как удалось друзьям освободить Элли? Какое новое слово узнал Страшила? И т.д.
- Необходимо подготовить дополнительные вопросы там, где имеются стрелки возврата или перемещения хода.
а) если первый ход в начале будет повторяться, сказать, что Веллина, которая следит за путешественниками по своей волшебной книге, решила помочь и перенесла из на … ходов вперед. Какое условие было написано в волшебной книге Виллины? Мы очутились в волшебном лесу Железного Дровосека, а кого, встретила Элли раньше на пшеничном поле?
б) если по времени игра не закончилась, можно сказать волшебные слова и очутиться на последнем ходе.
“Бамбара, чуфара, скорики, морики, пикапу, трикапу, лорики, ёрики”.
в) если времени не хватает, выяснить, что задержало путешественников в пути к Фиолетовой стране. Затем сказать, что Летучие обезьяны стали помогать Элли и её друзьям. Выяснить, почему и перейти на нужный ход игры.