Проблемы становления гражданина - ученика средней школы - путем дополнительного образования.
Воспитание гражданских качеств – это прежде всего воспитание морально – нравственных качеств. Нравственная основа – тот стержень , на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.
Необходимость решения данной проблемы вызвана тем , что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения , отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные . Престижными становятся невысокие образцы “ легкой культуры” , освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы , проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников , низкая культура чувств , незначительный интерес к истории , непонимание ее закономерностей , преобладание абстрактных , схематических представлений о прошлом , идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколением .
Задачи гражданско – правового содержания:
- Развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой , нравственной и экономической культуры.
- Обогащать социальный опыт личности.
- Помогать личности в самопознании , самоопределении и самосовершенствовании.
Главное для преподавателя : передать знания о правах и свободах, демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую свободной дискуссии , на личном примере показать открытость и терпимость к противоположному мнению .
Сегодня меняются отношения гражданина России с государством и обществом . Человек в демократическом обществе получил больше возможности реализовать себя как самостоятельная личность , в то же время выросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей.
Воспитать такого человека , используя все новые подходы , на уроках обществознания и граждановедения невозможно. Необходим личный пример , поддержка ребенка , практика внеурочная и неформальная.
Именно через правовой клуб можно решить такие проблемы. Мы можем воспитать активных граждан в том случае , если в начале жизни они почувствуют , что свободны в организации своего бытия . Такие неформальные объединения , создающиеся по желанию самих ребят , дают возможность подросткам прожить школьные годы в правовой безопасности и уважении достоинства.
Идея создания правового клуба для подростков была оформлена в 2000 году. В городе проводилась радиовикторина “ Защити свои права” . Желающих участвовать было много. Сначала ребята собирались на консультации , затем возникла необходимость решить другие насущные проблемы. Касающиеся собственных прав , жизненных ситуаций или просто пообщаться . Ребята сами придумали название “Я и закон” , девиз : “Мы должны быть рабами законов , чтобы быть свободными .” Цицерон. Написан гимн клуба :
Чтоб права наши знать и
Законы защищать повсюду .
Чтоб в жизни нелегкой
Никогда не попасть в беду!
Приходите в наш клуб
И тогда можешь быть спокоен ,
Мы поможем тебе
Мы найдем любую статью !
Послушай !
Изучай права ,
Изучай вместе с нами.
Изучай права, чтоб их применить.
Защищай закон , он всегда нам поможет.
Защищай закон , чтоб права свои состоять !
А попасть в этот клуб , поверь нам , не так уж сложно ,
Нужно только к нам заглянуть на наш огонек
И потом мы проверим тебя и твои убежденья ,
И получишь ты нашего клуба значок!СТРУКТУРА КЛУБА
ПРЕЗИДЕНТ ( 1 ГОД )
Совет клуба: активисты
1 , 2 и 3 поколения
Мастера
1 поколение
9-11 классы
Проводники
2 поколение
5-8 классы
студенты
Искатели
3 поколение
Новички
ШКОЛА
КДТ
1,2,3 поколения
- Традиции встречи
- юр. консультации
- Символика конкурсы
- атрибуты викторины обучение
- лекции , беседы
- конференции
Каждое КДТ готовит творческая группа по интересам /обязательно из трех поколений/
Формы работы :
- интеллектуальные игры “Дебаты”;
- “Открытые микрофоны ”;
- деловые игры;
- правовые лектории и гражданские форумы по обсуждению острых вопросов современности;
- беседы с юристами , членами правоохранительных органов;
- правовые викторины;
- сюжетно-ролевые игры;
- конференции.
За 4 года работы клуба привлечено около 180 ребят (из них 32- уже студенты 1-3 курсов гуманитарных факультетов ). Кроме своей собственной программы ребята участвовали 3 года в городской радио викторине “защити свои права ” , где подавляющегося большинством призовых мест было у ребят клуба . В 2001 году ребята- старшеклассники приняли участие в российской викторине “оставь свой след” 2 старшеклассников были приглашены на обучение в московские институты на правоведческий факультет .
В 2001 году – ребята участвовали в Российском конкурсе “Россия в XXI веке”; 7 старшеклассников стали лауреатами и получили дипломы .
В 2002 году 3 ребят участвовали в российском конкурсе “Права человека в 21 веке ” – проводившийся в Новосибирске .Работы ребят были награждены дипломами .
С каждым годом ребята становились дружнее . Важен сам принцип, что ребята общаются по предмету правовой и гражданской культуры , вместе общаются разные возраста , у одних есть возможность научиться , у других есть возможность передать свой опыт , почувствовать себя взрослым , стать ответственнее , есть возможность найти выход из создавшейся ситуации ; ребята собираются сами , по собственному желанию , без напора извне , подростки могут свободно поделиться своей проблемой и попытаться найти выход из нее.
В 2004 году в мае ребята вместе со своими семьями участвовали в олимпиаде семейной городской и заняли 2 место (Семья Карповых).
Сценарий открытого заседания городского правового клуба “Я и Закон ”
Звучит музыка
Вед. : “Добрый день, уважаемые гости , преподаватели , участники городской радио-векторины “Защити свои права”, а также члены городского клуба “Я и Закон” . Мы рады приветствовать вас на открытом заседании клуба “Я и Закон”.
Сегодня мы собрались ,чтоб принять новичков в наш клуб,
Подвести итоги нашей работы за этот год,
Познакомить тех , кто не знает наш клуб с принципами его работы
Наметить новый план на будущие.
Наш клуб совсем молодой , но у нас есть уже трое ребят , которым присвоено звание “МАСТЕР”.
Те ребята , которые проработали в клубе почти целый год , им присвоено звание “ПРОВОДНИК” . А те ребята , которые вступают сегодня в клуб , получают звание “ИСКАТЕЛЬ”.
И сегодня мы принимаем в свои ряды самых молодых участников нашего клуба . На эту сцену приглашаются для принятия торжественной присяги : (Фамилии подростков)
Для посвящения на сцену приглашаются “ПРОВОДНИКИ” клуба:
Клятву произнести.(зачитывают клятву)
Я,…….,Торжественно клянусь изучать историю своего государства,
Изучать свои права ,
Нести эти знания другим,
Помогать товарищу
Уважать старших , не обижать младших
Чтить и уважать традиции клуба
Участвовать в общих делах
Не нарушать законы клуба
(Все вмести говорят : “Клянемся, Клянемся, Клянемся!”
Звучит гимн России
Ребята-проводники вручают удостоверения. (Фанфары)
Вед.: Сегодня мы хотим познакомить тех, кто не знает наш клуб с некоторыми принципами его работы :
- Принцип отдачи : умеешь сам , научи другого.
- Принцип коллективизма : коллектив сила.
- Принцип человеколюбия : помогай нуждающимся.
- Принцип самостоятельности : учись делать все сам.
- Принцип самооценки : изучай самого себя ,знай свои сильные и слабые стороны.
- Принцип познания : век живи - век учись.
Мы предлагаем вашему вниманию мини-игру “Имею право”.
В игре принимают участие три команды, состоящие из ребят второго и третьего поколения , т.е. ребята – проводники и ребята – искатели . (Знакомство с жюри )
Вед.: Игра состоит из трех туров. Первый тур – представление команды . Второй тур – “ заморочки” (каждой команде представляться несколько одинаковых вопросов. За одну минуту должны быть даны ответы.) Третий тур – “Юридическая консультация” (каждой команде показывается ситуация которую они должны обсудить и ответить ):
Все туры будут оцениваться по 5- бальной шкалы.
1 балл - спасибо за участие
2 балла – есть первые шаги к познанию
3 балла – понимание проблемы в наличии
4 балла – хорошо , но без изюминки
5 баллов – молодцы!
-ФАНФАРЫ-
Объявляется первый тур (представление команд)
(Итоги первого тура)
Вед.: Объявляется второй тур “Заморочки”
Раздаются вопросы:
““Заморочки””
- В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?
- Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?
- Какова самая строгая мера наказания для несовершеннолетних?
- Если подросток совершил преступление , а сам не достиг возраста уголовной ответственности куда его отправляют?
- С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления , предусмотренные УК РФ?
Вед.: время второго тура истекло . (помощники собирают ответы и отдают жюри)
Вед.: Объявляется третий заключительный тур “Юридические консультации” Каждой команде предлагаются одна и та же ситуации . Команды должны ответить :
1. Как выйти из ситуации .
2. На какие статьи закона опереться
3. Какова мера наказания нарушившему закон
Вед.: Слово для поведения итого объявляется многоуважаемому жюри (выступление жюри).
Вед.: На этом наша работа не заканчивается , каждому присутствующему предлагается небольшая анкета , где вы должны отметить , что вам сегодня понравилось , что можно еще интересного провести , и желаете ли вы вступить в члены нашего клуба . Не забудьте оставить свой адрес и контактный телефон , чтоб в случаи вашего пожелания вступления в клуб мы могли с вами связаться . Все анкеты вы оставите на столе при выход из зала .Итак , мы вам рассказали короткую историю из жизни нашего клуба и надеемся на совместную деятельность.
Юридическая консультация
- Катаясь по льду на реке , девочка упала в прорубь . Недалеко от места происшествия проходили люди , среди которых были и вы. Каковы ваши действия.
- Учащиеся очень боялись к\р. Один ученик сказал , что знает верный способ отменить ее. Утром он позвонил директору школы , и изменив голос ,сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба. Занятия в школе были отменены . Является ли данная ситуация преступлением? Если да, то какое наказание может последовать?
- Петров просил Иванова дать взаймы 1тыс. руб. Мальчикам было по 14 лет. Иванов взял деньги у родителей и отдал их Петрову , обговорив что Петров через месяц деньги отдаст .Через 1,5 мес. Иванов потребовал вернуть деньги , но Петров деньги не возвратил. Кто прав ? Как поступить Иванову.
Предлагаемый сценарий основа для проведения открытого заседания клуба. Формы проведения могут изменяться .