“Внимание!” Как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они и их учитель меньше.
Внимание имеет огромное значение в жизни, в частности, в трудовой деятельности человека.
Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем перестаем замечать. Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком – то предмете или явлении.
В раннем детстве у детей преобладает непроизвольное внимание. Его вызывает прежде всего сильные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и т.д. Позднее у ребенка начинает развиваться и произвольное внимание. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.
Вот дети, ученики 1 класса, работают над решением математических задач, примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто – то бежит и хохочет. Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена, дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывает возбуждения, не воспринимается ими. Это носит название - “непроизвольное”.
Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, я говорю, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, т.к. не осознает, зачем это нужно. Тогда я ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибку, будешь исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным. Такое внимание называется произвольным.
Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать их сосредоточенность полностью в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к учению, стремления к лучшему выполнению всех учебных заданий способствуют развитию у них более устойчивой сосредоточенности.
Важнейшим условием успеха учебной и воспитательной работы учителя является внимание учащихся к тому, что происходит в классе, что выполняет сам ученик, работая под руководством учителя или самостоятельно. Без внимания невозможно ни восприятие нового учебного материала, ни его понимания, ни его усвоения. Поэтому проблема воспитания внимания учащихся вызывает особый интерес учителей.
От собранности внимания учащихся зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, быстрое усвоение знаний и, наконец, дисциплина во время учебных занятий. Организованность внимания школьников на уроке значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. Например, обучая учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества.
Организующие указания заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.
Состояние учащихся в начале урока сильно влияет на их внимание в течение всего урока. Особенно важны первые минуты урока, когда определяется перестройка психического состояния учеников, переход от подчас довольно большой возбужденности во время перемены к спокойной сосредоточенности, необходимой для работы на уроке.
Я стремлюсь максимально использовать время на уроке, чтобы ничто не отвлекало детей от дела. Важно начать урок, сразу овладев вниманием детей. Стоит на минуту замедлять с началом, что – то поискать в сумке, заглянуть в журнал, кого – либо спросить – и деловое настроение гаснет.
Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что люди плохо трудятся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.
Большое значение для воспитания внимания имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно – воспитательной работы. Сюда входят правильно составленное расписание, гигиенические условия проведения уроков и перемен, здоровый психологический климат классных коллективов и др.
Конечно правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко. Поэтому нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, также как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения, также подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и с каждым отдельно.
Внимание учащихся в большой степени зависит от самого учителя: его настойчивости, глубокой заинтересованности в своем деле и умения самому быть целеустремленным, организованным, учителю необходимо обладать высоко развитой способностью: быть внимательным ко всему, что происходит на уроке.
Внимательность учителя является своеобразным педагогическим умением.
Особенно необходимо следить учителю за тем, насколько внимательны ученики к учебной работе на уроках, верно ли направлено их внимание, достаточно ли сосредоточены для понимания учебного материала и выполнения самостоятельной работы.
Своевременное воздействие учителя предупреждает начинающегося ослабления сосредоточенности в работе учеников. Если же учитель, видя ослабление внимания учащихся, не принимает нужных мер, это приводит к дальнейшему ухудшению внимания учеников на уроке.
Огромное значение в работе учителя имеет распределенность внимания. Работая с учениками в классе, учитель находится в непрестанно меняющейся обстановке: каждый ученик требует к себе особого внимания.
Главное условие воспитания внимания учащихся – разнообразие их работы на уроке.
В целях активизации урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организационный период начала урока. Должна быть проведена предварительно большая подготовка учителя, чтобы приучить учащихся быстро переключать свое внимание от перемены к уроку.
Важно начать урок, овладев вниманием детей. А самое главное – каждом уроке нужно не только обучать: но и воспитывать: без хороших навыков трудолюбия, настойчивости, дисциплины, аккуратности при выполнении работы не может быть хорошей успеваемости.
Для возбуждения и поддержки внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися.
Нужно организовывать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами товарищей, вовремя поправляли их. Когда к исправлению неправильного ответа привлекается весь класс, то этим проверяются знания и умения многих учеников.
Необходимость давать правильное и доступное объяснение нового материала, поддерживать внимание всех учеников обязывает учителя быть сосредоточенным в течении всего урока. Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
При закреплении материала, также как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными учащимися. Закрепление нового материала – важнейший этап урока, облегчающий подготовку к следующим урокам. Важно, чтобы и на этом этапе урока внимание учеников были организовано.
Задание на дом – отдельный этап урока, который занимает различное место: в конце урока, в зависимости от сложности задания и от связи его с изучаемым материалом. Необходимо и на этом этапе урока организовать внимание учащихся.
Волевую сосредоточенность следует поддерживать разнообразными видами учебных занятий, внеклассной и домашней работой. Младшие школьники быстро утомляются от напряжения, здесь надо дать детям минуту отдыха. Лучший отдых от умственной работы дают физкультминутки. Например – Основная стойка за партой.
1. Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт слова.
2. Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали повертели –
И работать захотели.
Руки вперед вверх, вперед в стороны, вперед.
Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи
развернуть.
Три хлопка в ладоши, три круговых движений кистью
рук.
3. Поработают немножко
Мы даем им отдохнуть
Постучали, повертели
И обратно в путь.
Четыре раза встать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистью рук. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Сесть, руки положить на парту.
В классе проводим соревнование по рядам “Чей ряд лучше?” Когда замечаю, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются маленькие шалости, то заставляю пропеть какую-нибудь песенку, и все придет опять в порядок.
Большое значение в воспитании внимания имеет наглядность. Наглядность дает ясность восприятия, вызывает и поддерживает внимание, облегчает учащимся понимание изучаемого материала и поэтому содействует прочному и глубокому усвоению знаний. Использую наборы разных предметных и сюжетных картинок в работе по развитию речи. Дети показывают картинку и по слогам произносят: ко-зы.
Теперь назовите слова из трех слогов. И вот названия найдены: ко-ро-ва, со-ба-ка. То же проделали с птицами, рыбами. Молчаливая игра. Показываю картинки: барабан, дом, машина, огурец, лук. Дети должны поднять карточки с одной, двумя, тремя полосками.
Хорошо помогает воспитанию внимания игра в предложениях – приказания.
- Напиши на доске свою фамилию и имя.
- Напиши на доске фамилию и имя товарища.
- Нарисуйте на доске домик.
- Спойте песню.
Игра: “Будь внимательным”. Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Р. Крыша, рябина, береза, крыло, кричит, грач, тряпка, порядок, лагерь.
Поднять руку , когда в слове слышится мягкое Т. Тетрадь, дети, газета, работа, ветер, телефон, утюг, петь, учить, рисовать, плита.
С целью воспитания внимания и развития памяти практикую заучивание загадок.
- Один говорит,
Двое глядят
Да двое слушают, (язык, глаза, уши). - Пять братьев:
Годами разные,
Ростом разные, (пальцы). - Набито пухом, лежит под ухом, (подушка).
- Кто в дом не идет, меня за ручкой берет, (дверь).
- Тик-так, а с места ни как, (часы).
- Какой конь землю пашет, а сена не ест, (трактор).
- Бегут по дорожке доски на ножки, (лыжи).
- Как снег бел, писать умеет, (мел).
- Семьдесят одежек, а все без застежек, (капуста).
Заучивание стихотворения.
Мы ученики
Зазвенел звонок веселый
Наш учитель у доски,
Мы пришли сегодня в школе,
Мы теперь ученики!Числительные один – четыре
Раз, два, три, четыре,
Меня в школе научили
И читать, и писать,
И считать, и рисовать.Птичка
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет,
Птичка улетела.Звездочка
Звездочку мне дали
Нет её милей
Звездочку ношу я
На груди своей…
Яркими лучами
Звездочка горит.
И со мной как будто
Ленин говорит.Песенку поем
Как весело живется
Мы весело живем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.Весной
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружится.
Существенное условие успешного обучения – это воспитание у детей привычки быть внимательным ко всему тому, что говорит и что делает учитель в классе, а также к ответам своих товарищей. Внимание – необходимое условие для приобщения ребенка к знаниям и в особенности знаний по математике. Многие ошибки ученика в математических работах не только в первом, но и в последующих классах, объясняются недостатком внимания при выполнении работы.
В класс приходят дети с неустойчивым вниманием, не умеющие слушать учителя. Учитель должен уже на первых уроках математики начать работу над воспитанием у детей привычки внимательно слушать его речь и точно выполнять его задания.
На уроках математики для воспитания внимания использую предметных картинных наглядных пособий, карточки для развития внимания детей и занятия устным счетом.
Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно.