Тема: “ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ”
(Занятие для учащихся 12 – 14 лет по изготовлению поролоновых масок для детской театральной студии)
Цель:
- Закрепление знаний и умений учащихся при создании объемных фигур из поролона.
- Научить изготавливать театральные маски из поролона к сказке “Кот и лиса”.
- Совершенствовать умение работать по технологическим картам, лекалам, эскизам.
- Развивать воображение, фантазию.
- Формировать эстетический вкус.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Посещение с детьми детско-юношеского центра с целью ознакомления с театральным реквизитом.
- Рисование детьми животных и разработка эскизов будущих масок, изображающих животных.
- Изготовление педагогом технологических карт и лекал для масок.
Материалы:
Полотно поролона толщиной 2 сантиметра, карандаш, скальпель или канцелярский нож, прозрачный клей “Момент”, эскизы, лекала, технологические карты, гуашь, аэрограф или разбрызгиватель воды.
Ход урока.
I. Организационная часть.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, вы уже научились делать из поролона букеты, игрушки. Молодцы! У вас все отлично получается. Посмотрите, как красивы цветы из этого материала. Они сказочные, нежные. А какие добрые, пушистые поролоновые игрушки животных, которые вы сделали. Поролон действительно добрый материал и сделать из него злого персонажа очень сложно. Поролон мягкий, послушный, гибкий. С ним приятно работать, и он хорошо смотрится в изделиях. Не зря сегодня на городских гуляньях можно встретить забавные, яркие, смешные маски из поролона, чьи образы переносят нас в добрый, сказочный мир. Мир, где всегда веселье и хорошее настроение.
Маскам много тысяч лет. Их использовали еще в доисторические времена, в ритуальных обрядах африканские и индейские племена, древнегреческом театре, китайских и индийских мистериях. Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты, рождественские и масленичные гулянья. Маски изготавливались из различных материалов – дерева, перьев, ткани, бумаги… Они были добрыми, злыми, хитрыми, загадочными, капризными, грустными и веселыми. А где вам приходилось видеть маски? (Ответы детей)
Я знаю, что многие из вас посещали детский сад “Дельфин” и вы помните как там красиво, какие интересные утренники и спектакли. Сейчас воспитанники подготовительной группы готовят к показу русскую народную сказку “Кот и лиса” и нам представилась возможность поучаствовать в этом творческом проекте. Предлагаю вам побывать в роли театрального художника и сделать маски для спектакля малышей. Согласны?
Прежде чем приступить к работе, вспомните, какие персонажи участвуют в сказке “Кот и лиса”? (Ответы детей.) Нам необходимо изготовить три маски – кота, лисы, петуха. Каждая группа выбирает себе для работы персонажа сказки. К каждому персонажу прилагаются эскизы, лекала, технологические карты.
2. Объяснение последовательности работы.
- Внимательно изучить технологическую карту и последовательность сборки будущей маски.
- Выложить лекала на поролоне, обвести карандашом и вырезать по контуру.
- Возможно использовать свои дополнения или изменения каких-то форм деталей, но не тех, которые могут изменить в маске уже заданный объем головы.
- Соблюдая последовательность, склеить все детали.
- Окрашивание маски.
Перед вами на столах находятся знакомые вам материалы.
- Поролон – должен быть толщиной 2 сантиметра. Старайтесь работать с ним экономно. Выкладывайте лекала рядом друг с другом.
- Скальпель или канцелярский нож для резки поролона. Будьте очень внимательны при работе с этими острыми предметами.
- Клей “Момент” для склеивания деталей. После нанесения клея, дайте ему время подсохнуть около одной минуты, а затем сильно прижмите склеиваемые детали. С клеем необходимо работать аккуратно, чтобы он не вытекал из тюбика и не попал в глаза.
- Простой карандаш для обводки лекал.
- Гуашь, разбавленная водой желтого, красного, оранжевого цвета.
- Кисть для краски.
- Аэрограф или разбрызгиватель воды для опрыскивания жидкой краски на поролон.
- Файл с технологическими картами, лекалами и эскизами.
III. Практическая часть.
Во время работы трех групп педагог оказывает помощь тем, кто в ней нуждается. По желанию учащихся можно включить аудиозаписи песен сказочных героев из мультфильмов и фильмов для детей.
IV. Подведение итогов работы.
Рассматривание и анализ изготовленных масок.
- Ребята, вы довольны результатом своего труда?
- Какие у вас возникали трудности во время работы?
- Вам понравилось работать с поролоном? Хотели бы вы продолжить работу с этим материалом?
- Как вы думаете, понравятся ваши маски артистам из детского сада? (Ответы детей.)
Сегодня мы с вами занимались не только интересным, но и полезным делом. А ведь это так важно, когда результат твоего труда кому-то нужен, приносит пользу и будет радовать сотни восторженных зрителей долгие годы. Благодарю всех за старание!