“Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного конроля”. Задачей учителя в начальной школе становится формирование действия самоконтроля и самооценки в процессе безотметочного обучения. Основой самоконтроля и самооценки является знание учащихся о собственных возможностях и ограничениях: способности видеть себя со стороны, способность анализировать собственные действия.
Для самооценки требуются определенные критерии в баллах. Эти баллы ученик ставит совместно с учителем или учеником, контролируя ход выполнения учебных действий. Во время проверки обнаруживаются ошибки и корректируются. Таким образом, ученик совершает пооперационный контроль по алгоритму.
Какие же формы и приемы можно использовать для самоконтроля и самооценки?
- Контроль и оценка по алгоритму способа действия. Оформляется в виде таблицы.
- Контроль и оценка по тесту и заданиям:
- задания по способам действий;
- задания с ловушками;
- составление плана для самопроверки;
- составление заданий по способам действий.
Специальные тесты-задания составляет сам учитель.
Далее хочу привести некоторые алгоритмы для самооценки, разработанные совместно с учащимися.
Тема: Сложение многозначных чисел.
Алгоритм (план):
№ | Модель | Действия | Договорная оценка | Самооценка | Оценка учителя |
1. | .... +.... |
Запись многозначных чисел столбиком | 1 б | ||
2. | <— <— .... |
Пополнение разрядов | 1 б | ||
3. | Определение знаков в ответе | 1 б | |||
4. | <— | Сложение чисел | 1 б | ||
5. | П. | Проверка | 1 б | ||
Всего: | 5 б |
Тема: Деление многозначных чисел.
№ | Модель | Действия | Договорной балл | Самооценка | Оценка учителя |
1. | ....| .. – | |
Нахождение неполного делителя | 1 б | ||
2. | ....| .... |.?. |
Определение знаков в ответе | 1 б | ||
3. | Прикидка | 1 б | |||
4. | Ост.< Д. | Правильно ли найден остаток | 1 б | ||
5. | П. | Проверка | 1 б | ||
Всего: | 5 б |
Тема: Решение составных задач.
№ | Модель | Контроль операции | Договорной балл | Самооценка | Оценка учителя |
1. | У. | Условие задачи. Сколько частей, целое известно или неизвестно? | 1 б | ||
2. | ? | Вопрос задачи | 1 б | ||
3. | Сх. | Составление схемы | 1 б | ||
4. | (х : + -) | Определение действий вычисления | 6 б | ||
5. | Р. | Решение задачи/. Вычисления |
4 б | ||
6. | П. | Проверка | 1 б | ||
7. | О. | Запись ответа | 1 б | ||
Всего: | 15 б |
Критерии баллов контрольной работы по математике.
№ | Вид работы | Договорная оценка | Самооценка | Оценка учителя |
1. | Решение составной задачи | 10-15 б | ||
2. | Сложение многозначных чисел | 5 б | ||
3. | Вычитание многозначных чисел | 5 б | ||
4. | Умножение многозначных чисел | 12 б | ||
5. | Деление многозначных чисел | 12 б | ||
6. | Уравнение | |||
Всего баллов: Высокий уровень: выше 48 б. Выше среднего: 40-47 б. Средний уровень: 25-39 б. Низкий уровень: ниже 24 б. |