Как работают руки, так думает гол
Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. У подавляющего большинства детей ведущим остаётся аудимоторный образ мышления, и лишьу малой части - зрительный.
Познание - это творческая деятельность ребёнка, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание позволяет расширить горизонты понимания самого себя через ощущение, восприятие, представление. Чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно, природосообразно (так ещё говорили Коменский, Локк, Песталоцци, Ушинский, Макаренко), отдав первое место не только играм, но и труду, ручному в первую очередь. Любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка. Один из видов ручного труда - это ОРИГАМИ (искусство складывания из бумаги). Древнее японское изобретение, при котором, голова работает руками ", и очень успешно. Идея оригами настолько проста, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. При этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь квадратный лист бумаги - и процесс пошёл.
Во время занятий “Оригами” дети играют и трудятся. На протяжении нескольких лет работы с детьми сложился определённый алгоритм:
- знакомство с условными знаками, со схемами;
- знакомство с базовыми формами;
- рисование эскизов;
- поэтапное изготовление игрушки;
- выполнение работы.
Знакомство с условными знаками, со схемами происходит на первых занятиях.
Все эти условные обозначения обязательно пригодятся им для дальнейшей работы. Подбирается материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают элементы геометрии, черчения. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Ручной труд способствует развитию мыслительной деятельности. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесконечных множеств моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой,но и с математикой. Таким образом, оригами развивает абстрактное мышление, способность видеть зрительную схему задачи, и длинную цепочку достижения результата, развивает память, речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга), а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений. Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления). В реабилитационных центрах оригами просто незаменимо: после переломов рук оно восстанавливает мелкую моторику пальцев, повышает жизненный тонус. Слепые дети, складывая фигурки животных, познают мир. Больным ДЦП оригами помогает бороться с болезнью. Отмечена также психотерапевтическая роль складывания. В этом увлекательном занятии сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы. Это моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Например, сложив фигурку бабочки, ребёнок переходит к игре в готовую фигурку. Рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы. Объединившись, дети компонуют бабочек в панно. Получается картина. В дальнейшем дети составляют рассказы, сказки, дополняют картину различными элементами (красками, пластилином ). Например, создавая из бумаги самолёты, дети устраивают соревнования на дальность полёта и совершенствуют свои модельки. Изготовив фигурки животных, устраивают игру в зоопарк. Изучив несколько способов складывания конверта, дети могут красиво оформить и подать, как любовное письмо ко Дню святого Валентина (“валентинку”), так и служебную записку. Научившись складывать различные варианты салфеток, ребята помогают дома оригинально украсить праздничный стол. В обычном листке бумаги прячутся бесчисленные фигурки цветов, зверей, насекомых, маски, звёзды, шкатулки... Надо только извлечь их из небытия, вдохнуть в них живую душу. Тогда листок оживёт, превратится во всевозможные конструкции, начнёт удивлять и радовать, будить фантазию. Такая смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ученика при насыщенной разнообразной моторной и мысленной работе.
Родители и учителя заметили, что изменяется отношение к учёбе среди занимающихся оригами. У них повышается внимательность, собранность, укрепляется дисциплина, быстрее работает ум. Ребёнок становится уверенным в своих силах и способностях, снижается уровень тревожности. Совместное творчество надолго остаётся в памяти и помогает найти контакт со сверстниками. У детей есть возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал. Вовремя выявленный интерес к творчеству (не только в оригами) отнимает место у лени и скуки. Ещё в далёком 1918году А.В. Луначарский написал : “Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно весёлая и напряжённая работа буквально истребляет в классе все те инцинденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. Умейте занять детей - вот единственное правило школьной дисциплины.”