Воспитание и развитие интереса к математике в сельской школе

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Роль математики в жизни человека, его умственном развитии и становлении личности очень велика, и потому значительное место в школе занимает математическое образование учащихся. Глубокое усвоение программного материала во многом зависит от интереса учащихся к предмету. Поэтому большое внимание мы уделяем во внеклассной работе по математике. Ставим три основные задачи:

  • повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся;
  • способствовать возникновению и развитию интереса к математике у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды ее “любителей”;
  • организовать внеурочную деятельность учащихся.

Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям. Как известно, одной из эффективных форм повышения интереса изучения математики является олимпиада.

Олимпиады по математике способствуют:

  • знакомству учащихся с этой увлекательной формой внеклассного обучения;
  • расширению математических знаний учащихся;
  • знакомству их с интересными задачами и изящными, порой неожиданными методами их решений;
  • выявлению и развитию математических способностей учащихся;
  • поддержанию спортивного азарта во все последующие годы обучения.

На наш взгляд, школьные традиционные олимпиады по классам утратили свою значимость, так как в них обычно участвует только определенный контингент учащихся.

Начиная с 1995-96 учебного года, мы проводим более интересные, увлекательные формы олимпиад. Для учащихся среднего звена такой формой олимпиады является “Семейная олимпиада” с участием родителей. Цель этой олимпиады – зарождение интереса родителей к образованию своих детей, а также повышение интереса у учащихся к предмету. Ведь само присутствие и участие родителей в такой олимпиаде дает учащимся огромную моральную и психологическую поддержку.

Со стороны организаторов олимпиады проводится психолого-педагогическая подготовка и самих родителей. После успешного проведения первой олимпиады “Лучшая математическая семья – 96” число участников достигло с 15 до 22 команд.

Для организации такой олимпиады проводится большая подготовительная работа и с учащимися, и с родителями. Так, за две-три недели проводятся собрания родителей, индивидуальные беседы, ознакомление с занимательными задачами логического типа; раздаются материалы для выпуска визитных карточек для каждой команды. Это семейные стенные газеты, где сами команды придумывают математические ребусы, шарады, задачи, головоломки. Поэтому к началу олимпиады команды приходят более подготовленными и сплоченными.

Олимпиада проходит в торжественной обстановке в актовом зале школы, где перед началом с напутственными словами выступают организаторы олимпиады. В течение двух-трех часов упорной кропотливой работы решаются 12-14 задач занимательного, логического характера. После двух часов решения олимпиадных задач 7 лучших команд участвуют во втором туре олимпиады. Второй тур олимпиады проводится как конкурс из 5-7 этапов, где в присутствии всех участников выявляется команда “Лучшая математическая семья”. Организаторов таких олимпиад радует то, что число участников – отцов семьи увеличилось от 25 % до 45 %. Это показывает воспитательную роль данной олимпиады, повышения роли отцов в воспитании детей, повышении интереса самих детей к математике.

Мы придаем большое значение к подбору задач, в основном, логического характера. Кроме издательской литературы по математике широко пользуемся периодической печатью.

Многие родители, участвовавшие в таких олимпиадах, стали незаменимыми помощниками, единомышленниками в деле организации и проведения таких олимпиад. Первая семейная олимпиада дала толчок способным учащимся проявить себя на улусных, региональных, республиканских олимпиадах и поступить в ВУЗ по выбранной специальности.

Еще одной формой привлечения не только родителей, но и населения является олимпиада любителей математики. Если в семейных олимпиадах участвуют, в основном, команды учащихся 5-6 классов, то в этой олимпиаде участвуют учащиеся 8-11 классов, выпускники школы разных поколений, родители и вообще любители математики.

В январе 1996 года всего участников было 40 человек, из них 18 учащихся и 22 любителя математики. Среди них 6 студентов ЯГУ, выпускников нашей школы, что послужило стимулирующим фактором для старшеклассников. В олимпиаде также приняли участие жители села, люди самых разных профессий и занятий – это механизаторы, медицинские работники, бухгалтера, учителя, пожарные, плотники, технические работники, домохозяйки и пенсионеры.

В этом году участвовали 18 учащихся, 11 студентов вузов и 9 любителей из населения. Сразу после олимпиады организуется тщательный разбор и анализ олимпиадных задач до подведения итогов олимпиады. Участие родителей и студентов разных профилей наглядно показывает учащимся старших классов значение математического образования в жизни человека любой профессии.

Систематическое проведение семейных олимпиад и олимпиад любителей математики выступают как определенный отчет о состоянии математического образования в школе и создают весьма благоприятные условия для развития творческой фантазии учащихся, выявляют способных детей, дают психологический стимул.

На наш взгляд, именно такие формы внеклассного обучения подготовили и выявили способных к математике детей, способствовали также в профессиональном самоопределении выпускников. Отрадно то, что участники первой семейной олимпиады, выпускники 2001 года, избрали специальности, связанные с математикой. Из 17 выпускников 12 (70,5%) поступили в ВУЗ, выдержав конкурсные испытания.