Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности эстетического цикла на пути гуманизации школы.
Эстетическое образование в школе осуществляется с 1994 г. согласно Концепции и программе развития эстетического образования и строится на принципе целостности, комплексности разностороннего эстетического воспитания и обучения гуманитарных наук и искусства.
Цель - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и подростков.
На сегодняшний день в школе сложилась продуманная система по эстетическому образованию, которая позволяет решать задачи:
- творческое развитие личности на основе приоритета интересов, потребностей формирования общей культуры, миропонимания и мироощущения, эмоцио-нально-целостного отношения к миру и к самому себе;
- развитие способности к эстетическому воспитанию и переживанию;
- стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;
- развитие познавательных способностей детей и мотивационной направленности в использовании свободного времени.
На сегодняшний день в школе работает 10 учителей – специалистов по призванию. Первую квалификационную категорию имеют 4 учителя (Свободина Г. Н., Маковцова С. В., Биркая В. В., Кондракова Т. Г.), вторую квалификационную категорию имеют 4 учителя (Кравцова Е. В., Баскакова О. С., Плохова О. М., Митюхина Е. В.).
Предметно-практическая познавательная деятельность обучающихся осуществляется через предметы:
- МХК (история искусства).
- Культура общения.
- Музыка.
- Хореография.
- Изобразительное искусство.
- Трудовое обучение.
Студии:
- Художественную студию (ИЗО, керамика, декоративно-прикладное искусство, живопись, композиция).
- Музыкальную студию (хор, вокальные группы, уроки музыкального инструмента: фортепиано, баян, гармонь, аккордеон).
- Театральную студию (театр кукол, театр юного актера, театр художественного чтения).
- Хореографическую студию.
Кроме того, обучение носит профессионально-ориентированный характер. Предлагаемое обучение дает возможность учащимся продолжить дальнейшее образование в учебных заведениях художественно-эстетического цикла.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В МСПОШ №
15.
Все предметы художественно-эстетического цикла составляют целостную систему художественно-эстетического образования и ориентированы на глубокое понимание и переживание учащимися основных тенденций и закономерностей каждого вида искусства, его эмоционально-образного языка.
Концентрическая структура школьного художественно-эстетического образования предполагает, что на каждом возрастном этапе у учащихся складывается целостное представление обо всех видах искусства и явлениях культуры. К окончанию первой ступени обучения (1-3кл.) у учащихся формируется общее представление обо всех видах искусства. Вторая ступень (5-9 кл.) формирует целостное представление о культуре и искусстве в отношении национальной и мировой культуры. Причем, чем старше класс, тем шире спектр знаний, т.е. учащиеся, обучаясь по общей эстетической программе, с возрастом возвращаются несколько раз к одним и тем же проблемам и темам, но на более глубоком высоком и качественно измененном и усложненном уровне. Таким образом, у учащихся увеличивается круг интересов, глубже становится понимание насущных проблем искусства и жизни, возрастают практические умения и навыки, дающие возможность выразить себя в искусстве.
Предмет ИЗО изучается в 1-7 классах по программам: “Изобразительное искусство и художественный труд” (авт.колл,под.рук. Б.М.Неменского), “Изобразительное искусство” (авт.колл.под.рук. В.С. Кузина).
Интегрированный курс Мировая Художественная Культура изучается в 8-х классах по программе: “Художественная культура Древнего мира, Средних веков и Возрождения. 6 -8 кл.”. (Ю.А. Солодовников).
Обучение по предмету “Музыка” осуществляется с 1 по 8 классы по программе: “Музыка” (под рук. Д.Б. Кабалевского).
В классах обучающихся по общей эстетической программе (2-а, 2-б, 3-а, 3-б, 5-а,5-б,6-а,6-в,7-а,7-б,8-в,9-а,9-б,9-д), введены дополнительные часы из вариативной части учебного плана на предметы культура общения и хореография по 1 часу.
Интегрированный курс “Культура общения изучается по программе: “Культура общения. 1-11 кл.” (И.А. Стернин).
Общее хореографическое образование осуществляется по программе: “Ритмика и танец” (С.Е. Бахто).
Обучение художественному творчеству и декоративно-прикладному искусству изучается по программам: “Технология. 1-11 кл.” (Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко); “Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов” (О.А. Кожиной).
Область “Технология” в профильных классах(11-а,11-б) изучается первый год и представлена курсом “Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение”.
Ежегодно отслеживается качество усвоения программного материала через срезовые работы, тестирования по предметам: ИЗО, музыка, культура общения, трудовое обучение, хореография, МХК.
Активно идет поиск новых подходов к преподаванию искусства в школе, основанных на принципах самоопределения и самореализации внутри различных видов культур (музыка, театр и т.д). В дальнейшем планируем на всех ступенях обучения продолжать возрождение фольклорных традиций. Совершенствовать, развивать и активизировать работу художественно-эстетических студий.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В МСПОШ № 15.
Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
Воспитательное значение, особенно в период формирования личности, имеет любая деятельность и, разумеется, всякая совместная деятельность учащегося и педагога. Во время общения с преподавателем усваивается не только определенный материал и происходит обучение школьников, но при правильно построенной работе формируются отношения коллег, которые вместе делают одно дело - занимаются научными исследованиями и т.д. Для развития и реализации творческих потребностей учащихся во внеурочное время в школе создана система дополнительного образования. В нее вошли студии: музыкальная, художественная, хореографическая и театральная..
Основная цель музыкальной студии – привить любовь к музыке, научить понимать ее, расширить музыкальный кругозор учащихся, способствовать формированию эстетических вкусов и идеалов.
Музыкальная студия представляет собой комплексную образовательную услугу, направленную на музыкальное развитие школьников (от 7 до 14 лет) и приобретение профессиональных навыков. Содержание образовательного процесса в музыкальной студии определяется учебными календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогическими работниками музыкальной студии, с использованием единой направленности в работе всего педагогического коллектива, с целью достижения более эффективных результатов обучения. Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах и т.д.
Основная цель художественной студии – формирование высоких эстетических вкусов школьников, целостного представления о роли изобразительного искусства в синтезе искусств, выявление способных и одаренных детей, оказание всяческого содействия в развитии их способностей, профориентация школьников. Художественная студия представляет учащимся возможность получить знания в области: живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, бумагопластика, народные промыслы.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков студийцев выявляется путем анализа и самоанализа работ на школьных, городских и областных выставках, вернисажах, проводимых два-три раза в год.
Основная цель хореографической студии – формирование танцевального вкуса учащихся, исполнительских навыков, танцевальной грамотности, расширение танцевальных возможностей, привитие любви к различным видам хореографии, жанрам, оздоровление организма студийца.
В хореографической студии предусмотрено обучение следующим видам хореографического искусства: классическому, народно-сценическому, ритмо-пластическому танцев, элементам бального, эстрадного танцев, а также основных положений композиции и постановки танца, истории, теории хореографии. Занятия в хореографической студии проводятся в специально оборудованном классе школы, соответствующем действующим санитарным нормам и правилам. Уровень приобретенных знаний, умений и навыков студийцев выявляется путем показа: контрольных уроков, класс – концертов, концертной деятельности как в стенах школы, так и за ее пределами (шефские концерты, участие в городских мероприятиях).
Обучение в театральной студии способствует формированию эстетического вкуса, развитию исполнительского театрального творчества, выразительности и содержательности “языка” действий, активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще.
Основной целью театра является не постоянный показ готовых представлений, а процесс создания нового спектакля. Это позволяет каждому ученику найти себе применение, независимо от того, какими способностями он обладает. Принцип создания нового творческого коллектива при постановке нового спектакля позволяет любому ученику школы поучаствовать в работе театра, попробовать себя в разнообразной среде деятельности и побывать в качественно новой для себя роли.
Система дополнительного образования дает возможности вариативности и свободы выбора учащимися сферы творческой деятельности, а также каждому ученику одинаково высокие шансы для реализации творческих возможностей и максимального развития детей с разными способностями.
|
|
|
|
|
Наблюдается постепенный переход на интеграцию учебных дисциплин в образовательном и воспитательном процессе. Уже опробована интеграция 2-х предметов: вокала и хореографии, музыки и ИЗО, вокал и театрализация и др. В перспективе планируется расширение интегрированного обучения.
Отслеживается уровень приобретенных умений, навыков учащихся студий через выставки, академические концерты, спектакли, конкурсы, отчетные концерты.
Благодаря плодотворной, высоко профессиональной работе учителей эстетического цикла школа ежегодно принимает участие во всех городских и областных конкурсах и получает призовые места. В 2003\04 уч.г. по результатам областного конкурса “Царство Берендея”, грамотой за II место награждена Сергомасова Ольга – 7-А класс, преподаватель Азимова И. Ю.
В этом городском Слете юных мастеров в номинации “Выставка работ учащихся” заняла I место Корнилова Мария – 11-Б класс, преподаватель Азимова И. Ю.; II место заняла Кондракова Юлия – 8-Б класс, преподаватель Кондракова Т. Г.
В учебном году приняли активное участие в городских и областных конкурсах -
“Дорога с улыбкой”, “Мой любимый город”, “Новогодняя игрушка”, “Пожарам заслон” и др.
Учителями эстетического цикла на высоком профессиональном уровне ежегодно проводятся концерты, посвященные “Дню учителя”, “Восьмому Марта”, новогодние представления, выставки рисунков. (рис 1.)
Стало хорошей традицией проведение Недели Искусства. (рис 2.)
В этом учебном году в Неделю Искусства учителями–предметниками были проведены следующие мероприятия:
- конкурс юных исполнителей “Исполнение пьес
русских и зарубежных авторов” - Биркая В. В.;
- конкурс веселых стихотворений – Свободина Г. Н.;
- КВН “Забавный винегрет” - Кравцова Е. В.;
- “Музыкальный КВН” - Митюхина Е. В.;
- фестиваль детской песни – Биркая В. В.;
- выставки “Наследство старины далекой”,
“Вернисаж”, “Мой учитель” - Баскакова О. С.,
Плохова О. М., Кондракова Т. Г., Кравцова Е. В.,
Азимова И. Ю.;
- деловая игра “Колесо истории”, “Счастливый
случай” - Кондракова Т. Г.;
- академический концерт пианистов – Биркая В. В. .
9 мая на высоком профессиональном уровне в ДНТИ была представлена литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, (рис. 3, 4, 5)в подготовке, и проведении которой, были задействованы все учителя эстетического цикла и учащиеся студий, а также более 70% учащихся школы. Данное мероприятие получило хорошие отзывы.
За текущий период значительно повысился и расширился уровень концертной деятельности хореографической студии – руководитель Маковцова С. В. Студийцы ежегодно принимают активное участие не только в школьных, но и в городских концертных программах - “День города”, “День шахтера”, “День защиты детей”, “Мама, папа и я – спортивная семья”, “День пограничника”, “8 Марта” и других.
В школе созданы и продолжают совершенствоваться необходимые условия для осуществления эстетического обучения и воспитания. Почти у каждого педагога имеется отдельный учебный кабинет, который оборудован и оснащен учебно-дидактическим и наглядным материалом. Имеется музыкальная звукоусилительная аппаратура, микрофон, аудиоаппаратура, светоэффекты, фонотека, фортепиано, синтезатор. Слабо, но все же обновляется и настраивается данная аппаратура по мере появления финансовых возможностей. За прошедший период значительно пополнился реквизит хореографической и театральной студий сценическими, танцевальными костюмами, за счет средств, полученных от городской администрации, концертной деятельности и благотворительной помощи родителей и других заинтересованных лиц.
В дальнейшем планируется направлять работу на:
- совершенствование имеющегося опыта
художественно-эстетического образования;
- освоение внешнего опыта деятельности других
педагогов и учреждений;
- применение и внедрение новых инновационных
технологий и готовых научно-методических
разработок полностью или выборочно;
- расширение деятельности театральной студии т.е
изучение и апробирование программы курса
“Театрально–декорационное искусство и техника
сцены”;
- систематизирование и расширение работы по
проведению персональных выставок учащихся
художественной студии;
- организация и проведение сольных выступлений
учащихся музыкальной студии, которые будут
способствовать повышению профессиональных
навыков учащихся;
- укрепление творческих контактов с областным
училищем культуры, педагогическим колледжем,
Амурским Государственным Университетом.