Урок- лабораторно-практическое занятие.
Цель урока:
- показать монголо-татарское иго как время длительного
- господства Золотой Орды над русскими землями; на
- основе работы с историческими источниками выявить
- последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать
- у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Учебное оборудование:
- н/карта “Борьба русского народа против иноземных захватчиков в 13 в.”;
- учебник “История России 6/7 класс”- автор Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.;
- хрестоматия по Истории СССР, 1987г.
- Использование новых информационных технологий (слайд-шоу)”.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний обучающихся по теме: “Нашествие иноплеменников” № 10 проводится в форме самостоятельной работы на 2 варианта. На экране отображаются вопросы.
1 вариант | 2 вариант |
А). их числом; Б). хорошей военной организацией; В).периодом феодальной раздробленности у тех, на кого напали; Г). Верно 1, 2, 3. |
1. Завоевательный поход в Среднюю Азию
Чингизхан предпринял в … году: А). 1209; Б). 1213; В). 1217; Г). 1219. |
А). 1219; Б). 1223; В). 1224; Г). 1225. |
2. Хан Батый во главе огромного войска
вторгся на Русь в … году: А). 1227; Б). 1228; В). 1230; Г). 1237. |
А). Углич; Б). Юрьев; В). Козельск; Г). Торжок. |
3. Киев был захвачен Батыем в … году: А). 1237; Б). 1238; В). 1239; Г). 1240. |
А). Полоцко-Минская земля; Б). Новгородская земля; В). Смоленская земля; Г). Верно 1, 2, 3. |
4. Войска Батыя, двигаясь на Запад,
вторглись в …: А). Чехию; Б). Венгрию; В). Германию; Г). Верно 1 и 2. |
А). у о.Селигер; Б). на месте разоренной Рязани; В). Недалеко от нынешней Астрахани; Г). Теперь это г.Волгоград. |
5. Первые владыки Золотой Орды по
религиозным воззрениям были: А). язычники; Б). буддисты; В).исламисты; Г). Христиане. |
(После окончания работы учитель предлагает
обучающимся поменяться работами и самим
проверить, выставив оценки по схеме:
5 ответов правильных – “5”
4 ответа правильных – “4” и т.д.)
Учитель объясняет цель урока и связь новой темы с предшествующей, принцип изучения нового материала на уроке (продолжение формирования исследовательских навыков при работе с отрывками из исторических документов). По ходу вопросов учителя для выполнения плана урока, обучающиеся заполняют таблицу, находя ответы в исторических текстах.
Таблица, которую предстоит заполнить на экране.
Последствия Монгольского вторжения на Русь.
Экономические | Политические | Социальные | Культурно-бытовые |
Учитель: Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.
(У каждого учащегося на парте ксерокопии документа. Подход к документам разноуровневый - у одних тексты сложнее,у других легче..
Лаврентьевская летопись
“В лето 1239. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества, ушли…Того же лета взяли татары Чернигов…и город сожгли, и людей перебили, и монастыри пограбили…Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город…Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…”.
Ипатьевская летопись
“…В лето 1240.Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.
Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их…
…Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены ,и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных…
…Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.”
Слово о погибели Русской земли,13 в.(30-40гг.)
“…О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о праверная вера христианская!....”
Обучающиеся знакомятся и делают свои выводы.
Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла.
Вопрос классу:
- Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?
(Учащиеся высказывают различные точки зрения. Учитель систематизирует, предлагает внести выводы в таблицу (отображается на экране).Один ученик отвечает, остальные записывают.)
экономические |
|
Учитель: Переходим ко второму вопросу: “Политические последствия.”
Вопрос:
- Что вы подразумеваете под политическими последствиями?
Учитель уточняет и обращает внимание обучающихся к историческому источнику о политических последствиях. (Ознакомившись с ним, учащиеся делают выводы самостоятельно). Текст “Михаил Черниговский” и отрывок из материала историка Борисова Н.С. “Отношение к Монголо-татарскому игу на Руси”. (Ксерокопии этих текстов у каждого на парте).
Один из обучающихся читает вслух записи, выслушав его, и дополнение еще 2-3 ребят, учитель уточняет, что записано в таблице (Отображается на экране).
политические |
|
Учитель: Переходим к третьему вопросу: “Социальные последствия”.
Вопрос:
- Что вы под этим понимаете?
Опять учитель обращает внимание на документы и работу с ними.
Учитель: Возвращаемся к Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Вопросы по документу:
- Что происходило с народом, заселявшим
завоеванные земли; княжеской дружиной?
- В чем проявлялась зависимость от Орды?
Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют.
На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар, в последние дни декабря 1237 г. Люди лежали тесными рядами, местами в два-три яруса. Завоеватели не пощадили никого – вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел.
Учитель: А теперь запишем выводы в таблицу(отображается на экране).
социальные |
|
Учитель: И последний вопрос “Культурно-бытовые последствия”. Когда вы читали тексты, отвечая на предыдущие вопросы, обратили внимание и на эти последствия. Давайте, зачитаем их из текстов, имеющихся у вас.
(Обучающиеся ищут, отвечают. Учитель обобщает и систематизирует для записи в таблице. Дополняет сам из дополнительной литературы.)
Культурно-бытовые |
1. Упадок ремесла (утеряны секреты
ремесленного производства(стеклянная посуда,
многоцветная керамика, перегородчатая эмаль). 2.Уничтожение храмов, книг, летописей. 3. Утрата политических традиций, древнерусской цивилизации. |
4. Закрепление и выводы по уроку.
Учитель: Для того, чтобы закончить нашу работу, давайте, подведем итоги наших исследований. Для этого ответим на несколько вопросов:
- На основе заполненной таблицы, сделайте
выводы о последствиях завоевания.
- Как вы считаете, монголо-татарское иго
задержало развитие Руси или остановило его
совсем?
Учитель, обобщая ответы обучающихся, делает
вывод, обращаясь к целям урока и тому, что
добились на нем.
(Т.е., на основе исследовательской работы на уроке, обучающиеся, работая с историческими документами, доказали, что клады, общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе, обрушившейся на Русь. И все-таки несмотря на все это, Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.)