Тема урока: "Последствия монгольского завоевания Руси"

Разделы: История и обществознание


Урок- лабораторно-практическое занятие.

Цель урока:

  • показать монголо-татарское иго как время длительного
  • господства Золотой Орды над русскими землями; на
  • основе работы с историческими источниками выявить
  • последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать
  • у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебное оборудование:

  • н/карта “Борьба русского народа против иноземных захватчиков в 13 в.”;
  • учебник “История России 6/7 класс”- автор Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.;
  • хрестоматия по Истории СССР, 1987г.
  • Использование новых информационных технологий (слайд-шоу)”.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме: “Нашествие иноплеменников” № 10 проводится в форме самостоятельной работы на 2 варианта. На экране отображаются вопросы.
1 вариант 2 вариант
  1. Успехи монгольских войск объясняются:
  2. А). их числом;

    Б). хорошей военной

    организацией;

    В).периодом феодальной раздробленности у тех, на кого напали;

    Г). Верно 1, 2, 3.

1. Завоевательный поход в Среднюю Азию Чингизхан предпринял в … году:

А). 1209;

Б). 1213;

В). 1217;

Г). 1219.

  • Битва на р.Калке русских дружин с Монгольскими воинами произошла в … году:
  • А). 1219;

    Б). 1223;

    В). 1224;

    Г). 1225.

2. Хан Батый во главе огромного войска вторгся на Русь в … году:

А). 1227;

Б). 1228;

В). 1230;

Г). 1237.

  • Семь недель оборонялся от войск Батыя городок:
  • А). Углич;

    Б). Юрьев;

    В). Козельск;

    Г). Торжок.

3. Киев был захвачен Батыем в … году:

А). 1237;

Б). 1238;

В). 1239;

Г). 1240.

  • Избежали Батыево разорения только:
  • А). Полоцко-Минская земля;

    Б). Новгородская земля;

    В). Смоленская земля;

    Г). Верно 1, 2, 3.

4. Войска Батыя, двигаясь на Запад, вторглись в …:

А). Чехию;

Б). Венгрию;

В). Германию;

Г). Верно 1 и 2.

  • Столица Золотой Орды г.Сарай находилась :
  • А). у о.Селигер;

    Б). на месте разоренной Рязани;

    В). Недалеко от нынешней Астрахани;

    Г). Теперь это г.Волгоград.

5. Первые владыки Золотой Орды по религиозным воззрениям были:

А). язычники;

Б). буддисты;

В).исламисты;

Г). Христиане.

(После окончания работы учитель предлагает обучающимся поменяться работами и самим проверить, выставив оценки по схеме:
5 ответов правильных – “5”
4 ответа правильных – “4” и т.д.)

  1. Изучение новой темы.

Учитель объясняет цель урока и связь новой темы с предшествующей, принцип изучения нового материала на уроке (продолжение формирования исследовательских навыков при работе с отрывками из исторических документов). По ходу вопросов учителя для выполнения плана урока, обучающиеся заполняют таблицу, находя ответы в исторических текстах.

Таблица, которую предстоит заполнить на экране.

Последствия Монгольского вторжения на Русь.

Экономические Политические Социальные Культурно-бытовые
       

Учитель: Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

(У каждого учащегося на парте ксерокопии документа. Подход к документам разноуровневый - у одних тексты сложнее,у других легче..

Лаврентьевская летопись

“В лето 1239. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества, ушли…Того же лета взяли татары Чернигов…и город сожгли, и людей перебили, и монастыри пограбили…Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город…Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…”.

Ипатьевская летопись

“…В лето 1240.Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их…

…Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены ,и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных…

…Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.”

Слово о погибели Русской земли,13 в.(30-40гг.)

…О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о праверная вера христианская!....”

Обучающиеся знакомятся и делают свои выводы.

Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла.

Вопрос классу:

- Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

(Учащиеся высказывают различные точки зрения. Учитель систематизирует, предлагает внести выводы в таблицу (отображается на экране).Один ученик отвечает, остальные записывают.)

экономические
  1. Разрушение городов, сел.
  2. Упадок ремесла.
  3. Нарушение торговых связей.
  4. Упадок сельского хозяйства.

Учитель: Переходим ко второму вопросу: “Политические последствия.”

Вопрос:

- Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Учитель уточняет и обращает внимание обучающихся к историческому источнику о политических последствиях. (Ознакомившись с ним, учащиеся делают выводы самостоятельно). Текст “Михаил Черниговский” и отрывок из материала историка Борисова Н.С. “Отношение к Монголо-татарскому игу на Руси”. (Ксерокопии этих текстов у каждого на парте).

Один из обучающихся читает вслух записи, выслушав его, и дополнение еще 2-3 ребят, учитель уточняет, что записано в таблице (Отображается на экране).

политические
  1. Изменение роли и значения князя в государстве.
  2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.

Учитель: Переходим к третьему вопросу: “Социальные последствия”.

Вопрос:

- Что вы под этим понимаете?

Опять учитель обращает внимание на документы и работу с ними.

Учитель: Возвращаемся к Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

Вопросы по документу:

- Что происходило с народом, заселявшим завоеванные земли; княжеской дружиной?
- В чем проявлялась зависимость от Орды?

Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют.

На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар, в последние дни декабря 1237 г. Люди лежали тесными рядами, местами в два-три яруса. Завоеватели не пощадили никого – вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел.

Учитель: А теперь запишем выводы в таблицу(отображается на экране).

социальные
  1. Резкое сокращение численности населения.
  2. Изменение социального состава княжеской дружины, боярства.
  3. Продолжение формирования зависимого населения.
  4. Обезлюдение.

Учитель: И последний вопрос “Культурно-бытовые последствия”. Когда вы читали тексты, отвечая на предыдущие вопросы, обратили внимание и на эти последствия. Давайте, зачитаем их из текстов, имеющихся у вас.

(Обучающиеся ищут, отвечают. Учитель обобщает и систематизирует для записи в таблице. Дополняет сам из дополнительной литературы.)

Культурно-бытовые
1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства(стеклянная посуда, многоцветная керамика, перегородчатая эмаль).
2.Уничтожение храмов, книг, летописей.
3. Утрата политических традиций, древнерусской цивилизации.

4. Закрепление и выводы по уроку.

Учитель: Для того, чтобы закончить нашу работу, давайте, подведем итоги наших исследований. Для этого ответим на несколько вопросов:

- На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.
- Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси или остановило его совсем?
Учитель, обобщая ответы обучающихся, делает вывод, обращаясь к целям урока и тому, что добились на нем.

(Т.е., на основе исследовательской работы на уроке, обучающиеся, работая с историческими документами, доказали, что клады, общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе, обрушившейся на Русь. И все-таки несмотря на все это, Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.)