Министерством образования РФ начат процесс по компьютеризации школьной образовательной среды. Ожидается, что в ближайшее время в российских школах компьютеры будут использоваться при изучении различных учебных дисциплин, в том числе и предметов технологического цикла. Кроме поддержки собственно образовательного процесса, повышения его эффективности, использование компьютера на уроках позволяет научить школьников применять его для решения учебных задач, формирует навыки “компьютерной грамотности”.
В информационных технологиях обучения выделяют два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из названных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.
Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства.
Современные компьютерные программы как учебного назначения, так и адаптированные, зачастую сочетают в себе комплекс моделирующих и демонстрационных возможностей с разветвленной гипертекстовой поисковой системой.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Использование компакт диска в учебном процессе
Компьютерный сборник “Черчение. Учебно-методический комплекс для учителя. V.1.0.” (рис. 1 и 2, Приложение 1) предоставляет пользователю (учителю) непривычные пока возможности, которые еще не вошли в педагогическую практику; однако эти возможности применения материалов на уроках черчения представляются весьма перспективными. Объем и структура материалов диска соответствует минимуму обязательного содержания, они могут использоваться с любым учебно-методическим комплектом и практически при любом оснащении класса компьютерами. Слайды презентаций можно компоновать в сценарии – своеобразные слайд-фильмы. Материалы к урокам обеспечивают деятельность учащихся в области анализа, исследований, решений задач. Рекомендуется для использования на уроках черчения в 7-9 классах и различных форм внеклассной и внешкольной работы. Материалы презентаций и тестов можно применять при подготовке учащихся к итоговой аттестации по черчению. В составлении презентаций были использованы материалы из учебной, методической, справочной и другой литературы различных авторов.
Рисунок 1
Компьютерный сборник
Рисунок 2
Компьютерный сборник
Для того, чтобы работать с материалом, размещенным на этом компакт-диске, особых знаний, кроме умения работать на персональном компьютере и знания программ, входящих в пакет Microsoft Office 2000, и умения с ними работать на уровне пользователя, не нужно. Если у вас есть небольшой опыт общения с компьютером, вам не составит труда дополнить и изменить планы уроков, слайды презентаций к ним.
На этом диске вы сможете найти:
- лекцию о применении компьютерных технологий обучения на уроках черчения и презентация к ней;
- основные требования к знаниям и умениям учащихся по черчению 8, 9 классы;
- примерные критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению при выполнении графических и практических работ, при устной проверки знаний;
- краткие тематические планы для 8-9 классов, 9 класса (один год обучения);
- планы к 66 урокам;
- 26 презентаций к урокам черчения: для 8 класса выполнено 11 презентаций, для 9 класса – 15 (Приложение 2);
- рейтинговый контроль и задания для него (тема: “Сечения и разрезы”);
- тесты (Приложение 2);
- олимпиада по черчению и задания к ней;
- материалы для подготовки и проведения экзамена по черчению в 9 классе, в двух вариантах и ответы на графические задания билетов.
Вариант 1. Сборник приказов № 2, 2001 г.
Вариант 2. Материалы для подготовки и проведения экзамена: Черчение: 9 кл. / В.В.Степакова; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2002
Лекция о применении компьютерных технологий обучения на уроках черчения и презентация к ней включает в себя следующие разделы:
1. Обучение с участием компьютеров.
2. Компьютерные технологии обучения.
3. Использование в учебном процессе системы
КОМПАС 3D LT.
4. Общие вопросы организации уроков черчения с
применением компьютерных технологий обучения и
дидактических игр.
Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
Эти программные средства применяют в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других – важен анализ знаний в предметной области; в третьих – основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Рейтинговый контроль проводится два раза в год по итогам полугодий. Задания составляются с учетом требований стандартов и рассчитаны на разный уровень знаний учащихся с учетом пройденного материала различной сложности или критерии оценивания подобраны таким образом, что каждый приступивший к выполнению задания, имел некоторое количество баллов, и оцениваются соответствующими баллами. Каждому баллу соответствует своя отметка. Полученные оценки не должны быть решающими в подведении итогов за полугодие.
Баллы начисляются в зависимости от верности, неверности решения и разбиваются на большое количество критериев оценивания, каждому из которых соответствует определенное количество баллов.
Балльная система аттестации объективна и интересна ученикам, т.к. по баллам идет градация, в том числе и “отличников” и “двоечников”. Гласность итогов активизирует пассивных, можно увидеть результаты рейтинга знакомых из других классов. Это же относится и к оценке успехов каждым учителем в ряду своих коллег.
Тестирование и рейтинговый контроль по основным темам курса черчения дают возможность учителю проводить мониторинг образовательных достижений учащихся по предмету.
Олимпиада по черчению. Здесь даны краткие рекомендации по подготовке и проведению олимпиады, задания к ней. Задания для школьной олимпиады по черчению составлены на основе заданий школьных (составленных и проводимых автором в школе), городских и региональных олимпиад, проводимых в г. Бийске в период с 1999 по 2004 г. Карточки-задания, расположенные на компакт-диске, дают возможность учителю подготовить и провести олимпиаду без особых затрат времени на составление заданий, распечатать уже готовые карточки-задания, составить из готовых заданий свой вариант карточки-задания. В олимпиадах участвуют (принимают участие) те учащиеся, которые имеют наиболее пространственные представления и лучше знают учебный материал. Цели: выявить наиболее одаренных и способных учащихся; проверить техническое и образное мышление, умение анализировать форму и конструкцию предметов; проанализировать уровень классной и внеклассной работы в школе по предмету.
Материалы для подготовки и проведения экзамена по черчению за курс неполной средней школы дают возможность учителю выбрать один из вариантов экзаменационных билетов, распечатать и, разрезав их, иметь комплект билетов к экзамену. Приведенные после билетов ответы на графические задания (в двух вариантах) помогут учителю при подготовке учащихся к экзаменационным испытаниям.
Работа с диском. Вставьте компакт-диск в CD-привод, на экране появится, поверх всех окон, окно Запуск (если в системе включен режим autoplay). Нажмите на Старт!!! два раза. Затем запустите презентацию с помощью клавиши F5. Дальнейшая работа осуществляется по гиперссылкам и при помощи управляющих кнопок. Для возврата на главную страницу из презентаций уроков необходимо нажать клавишу Esc.
Планы на будущее. В следующей версии компакт-диска планируется доработать планы уроков, выполнить слайды презентаций к тем темам уроков, которые не вошли в данный диск, доработать уже существующие презентации, включив в них анимацию, наложить звуковое сопровождение на слайды презентаций. Планируется дополнить заданиями рейтинговый контроль, олимпиады, разработать тестовые задания, усложнить программу для тестового контроля.
Дата разработки: февраль, 2004 г.
Автор, составитель: Арепьев Олег Вячеславович.
Предложения присылайте на E-mail: pasport@mail.biysk.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРЕЗЕНТАЦИИ И ТЕСТЫ К УРОКАМ ЧЕРЧЕНИЯ
Презентации к урокам черчения
Таблица 1
№ |
Тема |
Класс |
1 |
Учебный предмет черчение | 8 |
2 |
Правила оформления чертежей | 8 |
3 |
Сведения о чертежном шрифте | 8 |
4 |
Как наносятся размеры. Масштабы | 8 |
5 |
Проецирование | 8 |
6 |
Расположение видов на чертеже | 8 |
7 |
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов | 8 |
8 |
Технический рисунок | 8 |
9 |
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | 8 |
10 |
Порядок чтения чертежей, деталей | 8 |
11 |
Выполнение эскизов деталей | 8 |
12 |
Общие сведения о способах проецирования | 9 |
13 |
Сечения | 9 |
14 |
Разрезы (простые, сложные) | 9 |
15 |
Соединение части вида с частью разреза | 9 |
16 |
Особые случаи разрезов | 9 |
17 |
Сборочные чертежи. Общие сведения о соединения деталей |
9 |
18 |
Сборочные чертежи. Резьбовые соединения | 9 |
19 |
Сборочные чертежи. Шпоночные и штифтовые соединения | 9 |
20 |
Сборочные чертежи. Общие сведения о сборочных чертежах |
9 |
21 |
Чтение сборочных чертежей | 9 |
22 |
Понятие о деталировании | 9 |
23 |
Основные особенности строительных чертежей | 9 |
24 |
Условные изображения на строительных чертежах | 9 |
25 |
Порядок чтения строительных чертежей | 9 |
26 |
Разновидности графических изображений | 9 |
Таблица 2
№ |
Тема |
Класс |
1 |
Правила оформления чертежей | 8 |
2 |
Проецирование | 8 |
3 |
Сечения | 9 |
4 |
Разрезы | 9 |
5 |
Сборочный чертеж | 9 |
6 |
Деталирование | 9 |