В данном методическом пособии предлагаются варианты модульного изучения отдельных тем по истории России с древнейших времён до конца XX века. Урок-семинар позволяет развить интерес учащихся к предмету, овладеть навыками самостоятельной работы с источниками, составления конспектов, получить информацию по теме выходящую за пределы школьного учебника, развить культуру речи и дискуссий. Данная форма урока позволяет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении.
План работы.
1. Подготовительный этап – Тема семинара оповещается не позднее чем за 7-10 дней.
Лекция учителя по изучаемой теме (1-2 урока) или чтение соответствующего материала в учебнике и дополнительной литературе.
2. Учащиеся составляют конспект или тезисный план изучаемых вопросов. Учитель помогает в подборе литературы, вносит поправки и др.
3. Ход семинара:
- вводное слово учителя;
-выступления учащихся по вопросам темы;
- обсуждение сообщений, ответы на вопросы учителя
и учеников;
-подведение итогов семинара;
- выставление оценок.
Семинар. 2часа
Тема: Древняя Русь (V–IX вв.)
1. Русь изначальная:
- природные условия,
- географическое пространство и соседи славян,
- расселение славянских племён.
2. Экономическое развитие, основные занятия.
3. Общественный строй, традиции родоплеменных отношений.
4. Обычаи, нравы и верования.
Комментарии.
1. Определить роль природно-географического фактора в развитии восточных славян. Особенности климата. Расселение восточных славянских племён: поляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи и другие. Происхождение названия “Русь”. Соседи славян на западе, востоке, юге.
2. Определить основные занятия, систему землепользования, промыслы, ремесло.
3. Понятия род, старейшины, племя, вождь, мир, вервь. Формирование княжеской власти. Военная демократия. Создание предпосылок образования государства.
4. Быт, языческие праздники, верования восточных славян. Свадебные и погребальные обряды. Языческие боги. Нравы.
Литература.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М., 1989.
Вернадский В. Г. Древняя Русь. Тверь. 1996.
Павленко Н. И. Россия с древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1996.
Сахаров А. Н, Россия с древнейших времён до конца XVII века. М., 1997.
Ключевский В. О. Курс русской истории. Т.1 М., 1987.
Семинар. 2 часа
Тема: Русские земли и княжества в XI–XIV веках.Феодальная раздробленность
1. Предпосылки и причины раздробленности на Руси.
2. Образование новых государственных центров. Русь удельная:
- Владимиро-Суздальская земля,
- Новгород Великий,
- Галицко-Волынское княжество.
3. Личности и деяния князей Руси удельной.
4. Значение периода раздробленности в русской истории.
Комментарии.
1. Отметить роль географического, политического и др. факторов в складывании раздробленности. Раздел Ярославом Мудрым земель между сыновьями. Понятие политической раздробленности (1054). Понятие феодальной раздробленности (1097).
2. Охарактеризовать крупнейшие политические центры Руси: географическое положение, природные условия, этнический состав, особенности хозяйственной жизни. Особо обратить внимание на политическую организацию княжеств - демократия, монархический и аристократический элементы.
3. Правители Руси удельной: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий и другие в оценках летописцев, современников и историков.
4. Оценка раздробленности. Положительные и отрицательные последствия.
Литература.
Вернадский В. Г. Киевская Русь. Тверь. 1996.
Зуев М. Н. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы. М., 1997.
История России IX-XX вв.: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. СПб.,1997.
Бушуев С. В. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 1: IX-XVI вв. М., 1991.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995.
Семинар. 3 часа
Тема: Россия на рубеже XVI-XVII вв.Смутное время
1. Понятие “Смутное время” и его трактовка в исторической науке.
2. Основные события Смутного времени:
- конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии,
- правление Бориса Годунова,
- обострение социальных противоречий в нач. XVII века,
- Лжедмитрий I,
- интервенция и освободительная борьба русского народа. Лжедмитрий II.
3. Земский собор 1613 г. Начало правления династии Романовых.
4. Последствия и значение Смутного времени в истории русского государства.
Литература.
Заичкин И. А. Русская история IX- сер. XVIII в.: Популярный очерк. М., 1992.
Павленко Н. И. История России с древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1996.
Бушуев С. В. История государства Российского. XVII-XVIII вв. М., 1994.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб, 1997.
Семинар. 3 часа
Тема: Эпоха Петровских преобразований1. Особенности социально-экономического развития России в конце XVII- нач. XVIII вв. Истоки и сущность преобразований Петра I.
2. Реформы Петра I:
- экономические преобразования,
- государственные и административные реформы,
- военная реформа,
- социальная политика,
- реформы в области образования и культуры.
3. Реформы и российское общество в эпоху Петра Великого:
- народные движения: стрелецкий бунт, восстание под предводительством К. Булавина,
- дело царевича Алексея,
- сподвижники царя - “птенцы гнезда Петрова”.
4. Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.
Комментарии.
1. Дать характеристику состояния развития России накануне преобразований. Определить причину необходимости реформ. По какому образцу и в чьих интересах они проводились.
2. Возникновение мануфактур. Протекционизм и меркантилизм. Всероссийский рынок.. Особенности государственного устройства. Петровская модель идеального государства. Создание новых органов власти: Сенат, Коллегии, Синод. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Рост сословных привилегии.
3. Отношение к преобразовательской деятельности Петра различных социальных групп.
Литература.
Павленко Н. И. Пётр Великий М., 1994.
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.
Семинар. 2 часа
Тема: Российский парламентаризм в 1906–1917 гг.1. Общая характеристика политической системы России.
2. Возникновение российского парламентаризма:
- изменения в государственном устройстве и управлении в Российской империи,
- общая характеристика работы Государственных дум – I, II, III, IV думы:
- время действия;
- состав;
- рассматриваемые вопросы;
- принятые решения;
- причины роспуска.
3. Роль Государственной думы в истории страны.
Литература.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.
Мунчаев М. М., Устинов В. М. Политическая история российского государства .М, 1998.
Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 1997.
История России 20 век / Боханов А. Н., Дмитриенко В. П.. М., 1996.
Семинар. 3 часа
Тема: Гражданская война и военная интервенция
1. Причины Гражданской войны. Периодизация войны.
2. Основные события на фронтах войны:
- май–ноябрь 1918 г.,
- ноябрь 1918– март 1919 г.,
- март 1919– март 1920 г.,
- весна–осень 1920 г.,
- 1920–1922 гг.
3. Праведники и мученики Гражданской войны:
- Белые в Гражданской войне,
- Красные в Гражданской войне,
- Зелёные в Гражданской войне.
4. Победа в Гражданской войне: непомерность цены. Причины побед и поражений основных участников войны.
Комментарии.
1. Изложить теоретический материал. Обстановка в стране, взаимоотношения с бывшими союзниками по Антанте, последствия Брестского мира. Дать определение гражданской войны и интервенции. Осветить дискуссионные вопросы относительно периодизации войны.
2. Назвать основные фронты, участников, командующих. Определить суть каждого из этапов. Осветить важнейшие сражения: место проведения, участники, результаты.
3. Охарактеризовать ярких представителей движений войны - Будённый, Чапаев, Корнилов, Колчак, Деникин, Махно, Петлюра и другие (по выбору). Высказать собственное отношение к персоне, определиться в вопросе: “Кто он – праведник или мученик?”.
4. Причины победы Красных, причины поражения Белых. Итоги войны, её результаты.
Литература.
Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983.
Поцелуев В. А. История России 20 столетия (Основные проблемы). М., 1997.
Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.
Захарова Е. История Отечества 1917–1939. М., 1996.
Лехович Д. В. Белые против Красных. М., 1992.
Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 17 19-1921 годах.// Энциклопедия. Т. 3. М., 1995
Семинар. 3 часа
Тема: СССР в период правления Н. С. Хрущёва
1. Альтернативы политического развития в 50-е годы. Причины победы Хрущёва в борьбе за власть.
2. Реформы Н. С. Хрущёва:
- развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли,
- реорганизация системы управления,
- реформирование сельского хозяйства,
- социальная политика,
- реформирование системы образования.
3. “ Оттепель” в духовной жизни советского народа.
4. Общие итоги и значение хрущёвского десятилетия.
Литература.
Барсуков Н. Как был смещён Н. С. Хрущёв. М, 1991.
Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992.
Опенкин Л. На историческом перепутье. М., 1991.
Политическая история. Россия- СССР – Российская Федерация. Т. 2. М., 1996.
Хрущёв Н. С. Воспоминания. М., 1992.