Урок истории в 11 классе по теме: "Репрессии в СССР и сопротивление им"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Показать последствия массовых репрессий в СССР.
  • Познакомить учащихся с людьми, которые не побоялись выступить против власти в самый страшный период существования советского общества.
  • Формировать позицию непримиримости к тем, кто посягает на личную свободу и права людей, на демократию.

Оборудование: фотографии, портреты, коллажи деятелей культуры, науки, политиков, которые выступали против тоталитарного режима, краеведческий материал по темам:

“Репрессии в Братском районе, Иркутской области”, “ГУЛАГ”, выставка литературы по данному периоду. (Перед уроком проведена работа: посетили Дом-музей политической ссылки имени Рябикова; учащиеся изучили домашние архивы, исследовали историю семьи, подготовили рассказы о репрессированных родственниках; получили опережающее задание по группам, провести поиск-исследование.)

1 группа: изучили документы, письма рассказывающие о сопротивлении сталинскому режиму, об истории установления режима.
2 группа: собрали статьи из периодической печати, литературные произведения об этом периоде.
3 группа: подготовили примеры устного народного творчества, анекдоты. Крылатые выражения, песни.
4 группа: оформили материалы по теме (коллажи, плакаты, рисунки).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Знакомство с материалом по теме: “Репрессии в СССР и сопротивление сталинскому режиму.”

Звучит мелодия советских песен 30 –х годов: “ Широка страна моя родная”, “ Эх, хорошо в стране советской жить”.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом страшном периоде истории нашей Родины – о тоталитарном сталинском режиме. Когда о правах и свободе можно было только мечтать, а за свободное слово попасть в лагерь или быть приговоренным к смерти.

Выступления учащихся по итогам выполнения групповых заданий. Ребята представляют собранный материал по теме “ Массовые репрессии в СССР”

1. 1 группа:

Ученик: В 20-е годы по инициативе Ф.Э. Дзержинского был организован на базе бывшего Соловецкого монастыря специальный концентрационный лагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), куда высылались в порядке изоляции члены небольшевистских партий (кадеты, эсеры, меньшевики и пр.), белогвардейцы, духовенство, и другие лица, отнесенные советской властью к “врагам народа”.

В апреле 1930 г. при ОГПУ СССР создано управление лагерей преобразованное в феврале 1931 г. в главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).

Насильственная коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием зажиточных крестьянских хозяйств, привела к невиданному росту числа заключенных. Если на 1 января 1931 г. в лагерях и колониях ГУЛАГа содержались 212 000 человек, то на, то же время 1936 г – 1 296 494 человека. Каждый заключенный должен был заниматься “общественно-полезным трудом”. Десятки миллионов людей, прошедших ГУЛАГ, сложили там свои головы или вышли на свободу, усвоив глумливую антихристианскую мораль – “умри ты сегодня, я завтра”. Отныне понятие “ГУЛАГ” стало нарицательным для определения советской лагерной системы, опутавшей густой сетью всю страну. Лагерная жизнь описана в работах И. Л. Солоневича “Россия в концлагере”, А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Архипелаг ГУЛАГ”, В. Т. Шаламова “ Колымские рассказы”, С. Довлатова “Зона” и многих других, на собственной жизни познавших все “прелести” провозглашенной советским правительством в качестве государственной политики “социалистической переделки трудом” человека.

(Произведения указанных авторов представлены на выставке)

Ученик: В 1988 г. специальная комиссия Политбюро ЦК КПСС на основе документальных данных установила, что в период 30–40–х и начало 50-х годов имела место антиконституционная практика, носившая организованный характер. Её крайним выражением стали проводившиеся в этот период массовые репрессии, произвол, депортации. Репрессиям были подвергнуты 3 778 234 человека, из них 786 098 расстреляны. Депортировано 2 300 000 человек. Помимо И. В. Сталина, вина за репрессии была возложена на его ближайших помощников – В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.А. Жданова, Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, А.А. Андреева, М.И. Калинина, М.А. Суслова. Начало массовых репрессий было отнесено ко времени выселения кулаков в ходе насильственной коллективизации. К жертвам массовых репрессий не были отнесены погибшие в годы Гражданской войны в результате невиданного красного террора, расказачивания, подавления крестьянских выступлений (антоновщина) и других аналогичных акций советской власти. Цифра в 3,8 млн человек репрессированных учитывает только осужденных за так называемую контрреволюционную деятельность. Десятки миллионов осужденных по другим (не политическим) статьям Уголовного кодекса к жертвам массовых репрессий не отнесены. А ведь большинство этих людей – прямые жертвы антинародной политики государства. Так, в голодные послевоенные годы принимается указ от 4 июня 1947 г., по которому на восемь лет было осуждено 1,3 млн человек (в основном тех, кто был вынужден красть зерно с колхозных полей, чтобы не умереть голодной смертью). Официальные показатели массовых репрессий лишь в небольшой мере отражают ту цену, которую заплатило советское общество за весь период своего развития.

Ученик: Осип Мандельштам (1891 – 1938 гг.) в 1934 г. – арестован, выслан из Москвы. (В его защиту выступили Бухарин и Пастернак). Второй арест в 1938 г. – ГУЛАГ, где он и погиб. (Портрет Мандельштама).

Поэт Осип Эмильевич Мандельштам осенью 1933 г. написал эпиграмму на Сталина.

Ученик читает стихотворение. (Приложение №1.)

Ученица: Сапожников Прокопий Иванович – мой прадедушка. В конце 30-х годов он работал в Казахстане на шахте “Ачисай” мастером. В это же время там работали специалисты из Германии. В начале 1941 г. на шахте случилась авария, и моего дедушку арестовали, обвинив его в заговоре с немцами и причастности к этой аварии. Он сумел передать своей семье записку, чтобы они срочно уехали из Ачисая подальше, он боялся, что с его семьей может случиться беда. Тогда моя прабабушка взяла двух своих детей (один из них – мой дедушка, ему тогда было полтора года), бросила дом и хозяйство и уехала из Казахстана. Долгие годы никто ничего не знал о судьбе моего прадеда, знали только, что он репрессированный. В советские времена моему дедушке приходилось скрывать о том, что его отца репрессировали, потому что он рано понял, к чему это может привести, поэтому его не приняли в пионеры, долго не принимали в комсомол. С большими сложностями он столкнулся, когда вступал в партию, Хотя тогда уже в анкетах стал писать, что его отец пропал без вести в годы войны.

Мой дедушка в конце 80-х годов неоднократно писал в Москву в генеральную прокуратуру, пытался что-либо узнать о судьбе своего отца. И только в 1989 г. ему пришел ответ из Москвы, что его отец – Сапожников Прокопий Иванович в 1942 г. был расстрелян без суда, но позднее он был реабилитирован.

(Учащиеся дополняют сообщение материалами по краеведению, приводят примеры репрессий в своих семьях)

2. Учащиеся 2 группы представляют материалы по теме: “Сопротивление сталинскому режиму”. (Письма, документы, статьи).

Учитель: По сей день, думая о тех временах, многие мучительно хотят понять – верили всё-таки современники в существование сотен тысяч врагов или, задавленные террором, делали вид что верят? Да, были, но их было не много. Надо иметь мужество, чтобы открыто выступить с критикой, прошением или негодованием.

А были ли случаи открытого выступления против преступной власти? В разных слоях общества постепенно пробуждалось прозрение. Потрясающие масштабы репрессий, невероятные обвинения в адрес малограмотных и не имевших никакого отношения к политике людей или, наоборот, руководителей, которых ещё недавно боготворили, – всё это рождало сомнения, стимулировало самостоятельные поиски ответов. Свидетельства о таких настроениях сохранились в многочисленных документах. Категорическим отказом верить в виновность репрессированных, пронизаны сотни тысяч жалоб и прошений. В ряде писем на имя руководителя страны вопрос о репрессиях ставился резко, а действия НКВД объявлялись преступными.

Ученик: (Показывает портрет). Кривицкий Вальтер ( Гинсбург Самуил) 1899–1941 гг. Член ВКП(б). С 1919 г. выполнял поручения разведки в Польше. В 20-е годы – организовал разведывательную сеть в Германии, а в 1935 г. – глава советской разведки в Западной Европе.

В 1937 году порвал со сталинским режимом. Погиб в США при загадочных обстоятельствах.

Ученик: Зачитывает отрывки из “Открытого письма в рабочую печать бывшего руководителя советской военной разведки в Западной Европе В. Г. Кривицкого”

От 5 декабря 1937 г.

Приложение № 2.

Ученик: (Показывает портрет, рассказывает). Раскольников Федор Федорович (1892–1939 гг.). В большевистской партии с1910 г., секретарь газеты “ Правда” с 1912 г., в 1917 г. – руководитель большевистской партии в Кронштадте. В 1920 г. – командующий Балтийским флотом. 1921–1923 гг. – посол в Афганистане. 1924 г. – редактор нескольких журналов, в 30-е годы полпред в Эстонии, Дании, Болгарии. В 1938 г. – отказался вернуться в СССР (ждала тюрьма). Умер в Ницце от нервного потрясения после сообщения о Советско-Германском пакте 1939 г.

Ученик: (Зачитывает отрывки из письма бывшего полпреда СССР в Болгарии Ф. Раскольникова И. Сталину 17 августа 1937 г.)

Приложение № 3.

Учитель: 13 мая 1935 года ЦК ВКП(б) принял решение создать “Особую комиссию безопасности” Политбюро для руководства ликвидацией врагов народа. В результате двух летней работы “Комиссии безопасности” явился план, согласно которому все взрослое мужское и интеллигентная часть женского населения были разделены на три группы: интеллигенция, рабочие и крестьяне, которые органами НКВД были подвергнуты негласной политической проверке. Для каждой из этих групп был установлен процент людей, подлежащих ликвидации и были указаны её сроки. Ликвидации подлежали следующие категории:

а) бывшие дворяне, помещики, буржуи, чиновники и офицеры царского времени и их дети;
б) бывшие участники “Белого движения” и их дети;
в) служители религиозного культа;
г) бывшие кулаки и подкулачники;
д) бывшие участники антисоветских восстаний;
е) бывшие оппозиционеры; и т.д.

В это период Анна Ахматова в своем произведении “ Реквием” писала.

Ученик: (читает).

Это было, когда улыбался,
Только мертвый, спокойствию рад,
И не нужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами,
И безмолвная корчилась Русь,
Под кровавыми сапогами,
И под шинами черных Марусь.

Ученик: Эвенкийская писательница Г. Варламова – Кэптукэ в своей статье писала: “В Хабаровском крае и Читинской области в 1935–939 гг. были подавлены волнения эвенков, возникшие из-за того, что многие не хотели вступать в колхозы, и обобществление оленей шло насильственным образом. В Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края восставшие эвенки взяли районный центр Чумикан, и с того времени осталась передозированная в форме анекдота пословица: “Чумикан возьмем – Москва сама сдастся”. Никто сейчас не знает, сколько эвенков тогда погибло, но местные жители до сих пор обходят стороной место, где были расстреляны все восставшие вместе с детьми, стариками и старухами, до сих пор живет в сердцах эвенков боль за эту трагедию… “После этого эвенков стало вдвое меньше – говорят старики”.

3. Выступление 3-й группы. Тема: “Народ против репрессий”.

Учащиеся рассказывают и исполняют частушки.

Приложение №4.

Ученик: В 20-х годах новая власть, в общем и целом разобравшись с врагом внешним и внутренним, окончательно поделила страну и её народ на два лагеря, отказала своему противнику даже в элементарном праве на существование. Также и с литературой, искусством, народным творчеством: что отвечало идеологическим требованиям – удостаивалось скрупулезного собирательства, многочисленных переизданий. Для всего остального, не – советского или анти-советского – цензурные рогатины, статьи УК (58 , а потом 70), высылка, заключение, а то и расстрел – и за анекдот, и за частушки.

Ученик: “Из обращения рабочих подольских и московских заводов Калинину, Ворошилову, Рыкову” 19 сентября 1930 г.

“….. Мы обращаемся к вам, бывшему когда-то правой рукой Ильича, чтобы вы этой самой рукой во имя Великого Вождя не боялись сталинских репрессий, избавили страну от деспота, узурпировавшего власть и ведущего дело Ленина и социализма к гибели”.

Учитель: Народ по-своему оценивал события, происходящие в стране “зрелого социализма”. Народная версия событий не совпадала с официальной политикой. И не было для частушек и анекдотов, закрытых тем: коллективизация, ГУЛАГ, политика – все годилось; не было неприкосновенных личностей, не существовало запретных слов – любое лыко шло в строку, часто делая ее не вполне пристойной.

Из воспоминаний старшего поколения мы узнаем, что за одну фразу, не лестное выступление против вождя и его политики – приговор до 10 лет. Настоящие смельчаки, те которые говорили и сочиняли песни, стихи, анекдоты.

Ученик: (анекдот) Путь большевика – ленинца: до 1917 года готовились к борьбе, с 1917 до 1921 года – боролись, в 1920-е годы – “За что боролись?” в 1930-е – за что боролись, на то и напоролись.

Ученик: (анекдот) – Что такое ВКП (б)?

- Второе крепостное право (большевиков).

Ученик: (анекдот) Во время речи Сталина на XVIII съезде партии кто–то чихнул.

- Кто чихнул? (Молчание.)

- Кто чихнул, я спрашиваю? (Молчание.)

- Каждого десятого расстрелять? (Увели.)

- Так кто же чихнул?

- Глеб Кржижановский: - Я.

- Сталин: - На здоровье!

Учитель: 30-е годы страшные десятилетия для интеллигенции СССР. Через ГУЛАГ прошли ученые, писатели, изобретатели, артисты, художники, врачи и учителя.

Среди них академик Вернадский.

Ученик: (показывает портрет В. И. Вернадского, рассказывает)

Вернадский Владимир Иванович (1863–1945). Основатель геохимии, биохимии, радио-генеалогии, Академик АН СССР. Репрессирован.

В 1929 году уловил порочное качество тоталитарной системы, обрекавшее её на вырождение. “ … всё уничтожается в корне выбором. Выбирают благонадежных, а не талантливых и знающих. При этих условиях неудача почти несомненна”

Приложение № 5.

III. Итог урока:

В заключительной части формируется вывод, о том, что люди, которые делали попытки противостоять тоталитарному режиму и – совершили подвиг.

Каждый человек имеет права и свободы, которые надо уметь защищать, а не быть бессловесными рабами.

1. Учащиеся отвечают на вопросы по теме:

а) В чем выражалось сопротивление сталинскому режиму?
б) Какие слои населения выражали протест против советской политической системы?
в) Каковы последствия репрессий для государства, народа, армии, экономики, сельского хозяйства?

IV. Домашнее задание. Продумать ответы на вопрос № 3.