Учебный проект "Загадки про компьютер"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Образовательные цели:

  • помочь учащимся в определении понятия “информация”, формах ее представления;
  • закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
  • закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
  • формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

Развивающие цели:

  • развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.

Воспитательные цели:

  • воспитывать информационную культуру.

Оборудование: терминальный класс, IBM - Windows XP, локальная сеть, проектор, экран; карточки для “Звездочки обдумывания”: “ЗАГАДКА”, “Найти информацию о компьютере”, “Как лучше работать?”, “Как составить загадку?”, “Разработка загадки”, “Как оформить загадку?”, “Интересно представить”; карточки ролей: “Наборщик таблицы”, “Наборщик текста”, “Защитник проекта”, “Художник”, “РОЛИ”; карточки для Защитников проекта “Отчет о выполнении проекта” по количеству групп; “Оценочный лист” для жюри по количеству членов; фрагмент мультфильма (видеописьмо), созданного в конструкторе мультфильмов “Бременские музыканты”; Информатика в играх и задачах.3 класс” (Учебник–тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К.И., Горячев А.В.) [1], информационные носители: книга “Компьютер IBM PC для детей” [5], энциклопедия ученика, студента, учителя “Персональный компьютер 2003” [6], новейшая энциклопедия “Персональный компьютер 2005” [7], энциклопедия для детей “Информатика” [5], магнитный диск “Как работать на компьютере”, источники о компьютере, принесенные детьми из дома.

Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point.

Тип проекта:

По деятельности учащихся - информационно-творческий проект;
По комплексности - монопроект;
По характеру контактов - внутриклассный;
По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
По доминирующей деятельности уч-ся - практико-ориентированный проект;
По продолжительности - мини-проект.

Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; дома необходимо было найти источники, в которых есть информация о компьютерах. На урок пригласить родителей, учителей, старшеклассников.

Организационная часть.

Активизация учащихся на восприятие материала урока. Представление жюри.

Постановка проблемы. (Видеописьмо).

Здравствуйте, ребята. Я ученый кот Мурлыка, пришел к вам неспроста. Побывал я ныне на уроке информатики у первоклассников. Очень им нравится заниматься информатикой и, главное, работать на персональном компьютере. Захотелось мне проверить, как много они уже знают про эту “умную” машину. Решил задать первоклассникам загадку, да вот беда – не нашел. Ребята, помогите придумать загадку про компьютер, да заодно и меня поучите составлять загадки.

- Что же надо знать, чтобы составить загадку про компьютер?

Разработка “Звездочки обдумывания”.

См. схему.

Найти информацию о компьютере.

- Что такое информация?

Информация – это сведения о предметах и явлениях окружающего нас мира. Информация, получаемая человеком, обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем мире.

- Откуда же мы можем получить информацию о компьютере? (Из книг, ПК, Интернета, энциклопедий и др. – все это носители информации).

- Что мы должны рассмотреть у компьютера? (Состав, действия, признаки и определить на какие предметы они похожи), т.е. составить таблицу признаков.

Как составить загадку?

На прошлом уроке мы учились составлять загадки. Давайте напомним себе, что для этого надо знать? (Состав – на что похоже. Действия – кто делает такие же действия. Признаки предметов).

Как работать?

Дети предлагают работать в группе.

  • Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).

Разработка “Схемы ролей в группе”.

Рассаживание детей по группам.

Распределение ролей в группе.

- Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа. Еще раз “пройдемся” по “звездочке обдумывания”.

Сбор информации - вся группа
Составление загадки - вся группа
Оформление загадки (эскиз) - вся группа

Представление загадки - наборщик таблицы, наборщик загадки, художник – оформитель, защитник проекта ( помогает наборщикам и оформителям), готовит текст защиты загадки.

Повторение алгоритма работы.

Напоминаю вам алгоритм работы:

  1. Разработка загадки.
  2. Оформление загадки на ПК.
  3. Сбор файлов по сети.
  4. Защита проектов.

- Когда вы все обсудите в группе, подготовите загадку, тогда подходите к ПК для подготовки слайдов презентации.

Работа в группах по составлению загадки.

Работа за компьютером.

Наборщик таблицы признаков работает в программе Power Point на заранее созданной страничке.

СОСТАВ

НА ЧТО ПОХОЖЕ

   
   
   

 

ДЕЙСТВИЯ

ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ

   
   
   

Наборщик загадки набирает текст загадки в программе Word.

Оформитель работает в Paint.

Защитник готовит защиту по следующим пунктам:

  1. Расскажи, как вы работали над проектом.
  2. Прочитай загадку.
  3. Вам понравилось работать?
  4. Что было трудным.

Сбор файлов по сети для подготовки Презентаций.

Защита проектов.

Презентация с загадкой группы выводится на экран, а “защитник” ведет защиту. Дети задают вопросы, высказывают предложения, чтобы загадка стала интереснее.

Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).

Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):

Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:

Приятным   Неприятным  
Однообразным   Разнообразным  
Интересным   Скучным  
Желательным   Нежелательным  
Легким   Трудным  
Нужным   Ненужным  
Беспокойным   Спокойным  
Простым   Сложным  
Непонятным   Понятным  
Полезным   Бесполезным  

Оценка жюри по оценочным листам проекта.

Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:

Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта “Загадка о компьютере”

Этапы выполнения проекта

Оценки

1. Исследовательский (Сбор информации)  
2. Работа в группе  
3. Защита проекта  
Общая оценка  

Учитывая общее мнение всех участников урока, отбирается лучший проект.

Заключительное слово кота Мурлыки.

Спасибо вам, уважаемые третьеклассники, за ваши загадки. Я полностью согласен с мнением большинства, с той загадкой, которую определили как лучшую. Я обязательно загадаю ее первоклассникам. Это сделает их уроки еще интереснее. А сейчас пришло время расставания. До свидания, ребята. До новых встреч.

Литература.

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). – М., “Баласс”. – 2002.
  2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1999.
  3. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб. БХВ-Петербург, 2002.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.,2002.
  5. Леонов А.Г., Хлебалина Е.А. Энциклопедия для детей. “Информатика”. М., Аванта, 2003.
  6. Леонтьев В.П. Энциклопедия для ученика, студента, учителя. “Персональный компьютер 2003”. М., “Олма-пресс”, 2003.
  7. Заботин Ю., Шапошников А. Новейшая энциклопедия. “Персональный компьютер 2005”. М., Ринас, 2004.
  8. Михайлова Т. Проектная деятельность учащихся. Специальное приложение к журналу “Лицейское образование”. М., 2002.
  9. Болдачев А.В. Компьютер для детей IBM PC. Дельта “Аквариум”, 1996.
  10. А.В.Горячев. Проектная деятельность в Образовательной системе “Школа 2100”// Начальная школа плюс До и После. 2004. №5.