Образовательные цели:
- помочь учащимся в определении понятия “информация”, формах ее представления;
- закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
Развивающие цели:
- развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.
Воспитательные цели:
- воспитывать информационную культуру.
Оборудование: терминальный класс, IBM - Windows XP, локальная сеть, проектор, экран; карточки для “Звездочки обдумывания”: “ЗАГАДКА”, “Найти информацию о компьютере”, “Как лучше работать?”, “Как составить загадку?”, “Разработка загадки”, “Как оформить загадку?”, “Интересно представить”; карточки ролей: “Наборщик таблицы”, “Наборщик текста”, “Защитник проекта”, “Художник”, “РОЛИ”; карточки для Защитников проекта “Отчет о выполнении проекта” по количеству групп; “Оценочный лист” для жюри по количеству членов; фрагмент мультфильма (видеописьмо), созданного в конструкторе мультфильмов “Бременские музыканты”; “Информатика в играх и задачах.3 класс” (Учебник–тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К.И., Горячев А.В.) [1], информационные носители: книга “Компьютер IBM PC для детей” [5], энциклопедия ученика, студента, учителя “Персональный компьютер 2003” [6], новейшая энциклопедия “Персональный компьютер 2005” [7], энциклопедия для детей “Информатика” [5], магнитный диск “Как работать на компьютере”, источники о компьютере, принесенные детьми из дома.
Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point.
Тип проекта:
По деятельности учащихся -
информационно-творческий проект;
По комплексности - монопроект;
По характеру контактов - внутриклассный;
По дидактической характеристике – групповая
деятельность учащихся;
По доминирующей деятельности уч-ся -
практико-ориентированный проект;
По продолжительности - мини-проект.
Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; дома необходимо было найти источники, в которых есть информация о компьютерах. На урок пригласить родителей, учителей, старшеклассников.
Организационная часть.
Активизация учащихся на восприятие материала урока. Представление жюри.
Постановка проблемы. (Видеописьмо).
Здравствуйте, ребята. Я ученый кот Мурлыка, пришел к вам неспроста. Побывал я ныне на уроке информатики у первоклассников. Очень им нравится заниматься информатикой и, главное, работать на персональном компьютере. Захотелось мне проверить, как много они уже знают про эту “умную” машину. Решил задать первоклассникам загадку, да вот беда – не нашел. Ребята, помогите придумать загадку про компьютер, да заодно и меня поучите составлять загадки.
- Что же надо знать, чтобы составить загадку про компьютер?
Разработка “Звездочки обдумывания”.
См. схему.
Найти информацию о компьютере.
- Что такое информация?
Информация – это сведения о предметах и явлениях окружающего нас мира. Информация, получаемая человеком, обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем мире.
- Откуда же мы можем получить информацию о компьютере? (Из книг, ПК, Интернета, энциклопедий и др. – все это носители информации).
- Что мы должны рассмотреть у компьютера? (Состав, действия, признаки и определить на какие предметы они похожи), т.е. составить таблицу признаков.
Как составить загадку?
На прошлом уроке мы учились составлять загадки. Давайте напомним себе, что для этого надо знать? (Состав – на что похоже. Действия – кто делает такие же действия. Признаки предметов).
Как работать?
Дети предлагают работать в группе.
- Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).
Разработка “Схемы ролей в группе”.
Рассаживание детей по группам.
Распределение ролей в группе.
- Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа. Еще раз “пройдемся” по “звездочке обдумывания”.
Сбор информации - вся группа
Составление загадки - вся группа
Оформление загадки (эскиз) - вся группа
Представление загадки - наборщик таблицы, наборщик загадки, художник – оформитель, защитник проекта ( помогает наборщикам и оформителям), готовит текст защиты загадки.
Повторение алгоритма работы.
Напоминаю вам алгоритм работы:
- Разработка загадки.
- Оформление загадки на ПК.
- Сбор файлов по сети.
- Защита проектов.
- Когда вы все обсудите в группе, подготовите загадку, тогда подходите к ПК для подготовки слайдов презентации.
Работа в группах по составлению загадки.
Работа за компьютером.
Наборщик таблицы признаков работает в программе Power Point на заранее созданной страничке.
СОСТАВ |
НА ЧТО ПОХОЖЕ |
ДЕЙСТВИЯ |
ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ |
Наборщик загадки набирает текст загадки в программе Word.
Оформитель работает в Paint.
Защитник готовит защиту по следующим
пунктам:
Расскажи, как вы работали над проектом.
Сбор файлов по сети для подготовки Презентаций.
Защита проектов.
Презентация с загадкой группы выводится на экран, а “защитник” ведет защиту. Дети задают вопросы, высказывают предложения, чтобы загадка стала интереснее.
Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
Приятным | Неприятным | ||
Однообразным | Разнообразным | ||
Интересным | Скучным | ||
Желательным | Нежелательным | ||
Легким | Трудным | ||
Нужным | Ненужным | ||
Беспокойным | Спокойным | ||
Простым | Сложным | ||
Непонятным | Понятным | ||
Полезным | Бесполезным |
Оценка жюри по оценочным листам проекта.
Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:
Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта “Загадка о компьютере”
Этапы выполнения проекта |
Оценки |
1. Исследовательский (Сбор информации) | |
2. Работа в группе | |
3. Защита проекта | |
Общая оценка |
Учитывая общее мнение всех участников урока, отбирается лучший проект.
Заключительное слово кота Мурлыки.
Спасибо вам, уважаемые третьеклассники, за ваши загадки. Я полностью согласен с мнением большинства, с той загадкой, которую определили как лучшую. Я обязательно загадаю ее первоклассникам. Это сделает их уроки еще интереснее. А сейчас пришло время расставания. До свидания, ребята. До новых встреч.
Литература.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). – М., “Баласс”. – 2002.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., “Баласс”, “Экспресс”. – 1999.
- Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб. БХВ-Петербург, 2002.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.,2002.
- Леонов А.Г., Хлебалина Е.А. Энциклопедия для детей. “Информатика”. М., Аванта, 2003.
- Леонтьев В.П. Энциклопедия для ученика, студента, учителя. “Персональный компьютер 2003”. М., “Олма-пресс”, 2003.
- Заботин Ю., Шапошников А. Новейшая энциклопедия. “Персональный компьютер 2005”. М., Ринас, 2004.
- Михайлова Т. Проектная деятельность учащихся. Специальное приложение к журналу “Лицейское образование”. М., 2002.
- Болдачев А.В. Компьютер для детей IBM PC. Дельта “Аквариум”, 1996.
- А.В.Горячев. Проектная деятельность в Образовательной системе “Школа 2100”// Начальная школа плюс До и После. 2004. №5.